Лента новостей
Врачи отложили выписку палестинского лидера Аббаса из больницы 16:58, Общество Как умные системы освещения борются с криминалом и увеличивают продажи 16:31, Партнерский материал В Великобритании на фестивале скончались двое человек 16:29, Общество В Санкт-Петербурге спустили на воду копию построенного Петром I корабля 16:22, Общество СМИ сообщили о большем количестве погибших россиян в Сирии 16:03, Политика В супермаркете в Москве неизвестный ударил мужчину ножом 16:03, Общество Самолет из Ташкента в Москву задержался на 4,5 часа из-за пыльной бури 15:48, Общество 10 советов тем, кто хочет побывать в Израиле 15:46, РБК и Минтуризма Израиля​ В Совфеде ответили на план Киева по «уничтожению России» 15:13, Политика Каникулы в городе: как выбрать идеальный летний наряд 14:57, РБК и ЦУМ Корабли ВМС США заметили у спорного архипелага в Южно-Китайском море 14:31, Политика В лондонском аэропорту Станстед после удара молнии отменили часть рейсов 14:23, Общество Аркадий Новиков — о гастромаркетах, кофе, ресторанах и критике 13:59, РБК и Nespresso Фигуристка Медведева назвала уход от Тутберидзе «самым тяжелым решением» 13:49, Общество В Хабаровском крае загорелся склад пиломатериалов 13:27, Общество В Ростовской области товарный поезд насмерть сбил мать с ребенком 12:51, Общество Волонтер нашел потерявшихся в кубанском лесу подростков 12:32, Общество Никита Пресняков — о стиле, одежде и джентльменах нашего времени 12:29, РБК и Givenchy Садхгуру — РБК: «Бизнес-лидеры решают судьбы планеты» 12:17, Общество  СМИ анонсировали замену в составе сборной Испании на ЧМ-2018 12:16, Спорт Неоновый и сверкающий: Нью-Йорк с высоты птичьего полета 12:09, Стиль СК назвал основные версии крушения самолета в Рязанской области 12:05, Общество Остров Крит и его люди. Фоторепортаж 12:00, Стиль Четверо российских военнослужащих погибли в бою с террористами в Сирии 11:53, Политика Летний дресс-код для города: в чем пойти на пикник, в парк, на выставку 11:42, РБК и ЦУМ В Казани экстренно сел самолет из-за недомогания пассажира 11:36, Общество Лондон заподозрили в намерении секретно остаться в Евросоюзе 11:22, Политика Опубликован шорт-лист Букеровской премии за 50 лет 11:03, Общество
Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина
Свое дело, 17 окт 2016, 14:50
0
Заправка для ленивых: нужен ли в Москве сервис по доставке бензина
Предприниматель Борис Голиков запустил проект Pump.today, позволяющий автомобилистам заправить машину на парковке с помощью мобильного приложения. Востребован ли такой сервис?
Предприниматель Борис Голиков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

24 мая 2016 года, Калифорния. Власти и пожарные службы штата собрались на общее совещание. Цель — обсудить ситуацию с мобильными заправками. За последние месяцы в зоне залива и Кремниевой долины появилось сразу несколько стартапов, зарабатывающих на заправке автомобиля по подписке. Заказы принимает приложение, через него проходит и оплата, а сама заправка осуществляется в назначенном месте и по времени, без присутствия клиента. По этой схеме в Сан-Франциско, Лос-Анджелесе, Сан-Хосе и его окрестностях уже работает больше 12 стартапов, в их числе — Filld, WeFuel, Booster, Yoshi и др. Заправок в городах Калифорнии не так уж много, а вот людей, которые дорого ценят свое время, хватает. «Мобильные заправки не предназначены для того, чтобы экономить деньги, они об экономии времени», — пишет Bloomberg.

Активная деятельность новых заправщиков не нравится местным властям: они считают, что мобильные заправки угрожают пожарной безопасности территорий, куда приезжает груженый топливом автомобиль. Поэтому время от времени автомобили мобильных заправок проверяют дорожные патрули, а сами предприниматели получают уведомления от пожарных служб с требованиями прекратить оказывать подобные услуги.

Пока чиновники и пожарные обсуждают запретные меры, спрос на услуги стартапов постепенно растет. А назревающую войну с властями уже сравнивают с проблемами Uber, пробивавшего себе дорогу на рынок через протесты традиционных такси.

Предприниматель Борис Голиков решил реализовать идею «заправки по подписке» в Москве. Его проект Pump.today появился на рынке лишь месяц назад, но, как уверяет Борис, уже заработал 2,2 млн руб. выручки и вышел на операционную окупаемость. «По-моему, это реально круто», — говорит Голиков.

Запуск Pump.today обошелся предпринимателю в 10 млн руб.

От музыки к автомобилям

Борис Голиков — серийный стартапер. Он владелец одной из четырех столичных каршеринговых компаний YouDrive. Компания сдает в поминутную аренду автомобили Smart. В парке уже 200 машин, все приобретены по договору лизинга.

Голиков запустил YouDrive в Москве в июне 2015 года, а осенью 2016-го его смарт-каршеринг заработал и в Санкт-Петербурге. Мобильным приложением для аренды машин в обоих городах пользуется больше 300 тыс. клиентов. В прошлом году бизнесмен привлек крупного партнера: компания «Панавто», официальный дилер Mersedes Benz, купила 40% каршеринговой компании.

Борис Голиков и его партнер в Pump.today Андрей Куприков заработали первоначальный капитал в сфере музыкального цифрового контента. Бизнесмены создали в 2005 году первый контент-магазин Рунета fidel.ru, в его цифровом архиве тогда насчитывалось 7,75 тыс. наименований аудиокниг, игр, музыкальных произведений, приложений для мобильных телефонов. В январе 2008 года 51% уставного капитала Fidel купил за $8,5 млн медиахолдинг РБК — для российского медиарынка сделка на тот момент была беспрецедентно крупной. Впрочем, вскоре холдинг вышел из проекта, а в 2012 году закрылся и сам сервис — по информации в СМИ, большая часть выручки доставалась правообладателям, а сам сервис приносил убытки.

Другой музыкальный проект Голикова, сервис Tracks Flow, прославился тем, что довольно долго судился с Warner Music Russia, обвинявшим сервис в нарушении прав на произведения певицы Maxim. «Мы подавали апелляцию в семи инстанциях, в итоге были признаны невиновными», — утверждает Голиков.

Предприниматель Борис Голиков (Фото: Владислав Шатило / РБК)

Каршеринг и бензин

Заправить автомобиль, в котором неожиданно закончился бензин, в Москве предлагают несколько сервисов помощи на дороге — «Ангел», «Эвакуируем.ру», «Дядя Чарли» и т.п. Но услуга это не из дешевых — нужно покупать годовую карту или платить около 1,5 тыс. руб. за вызов машины. Голиков рассчитывает на другую аудиторию — людей, которые не хотят тратить время, чтобы заезжать на заправку.

Услуга новая и нестандартная. Поэтому первыми клиентами Pump.today стали автомобили собственного каршерингового сервиса. По словам Бориса, такая внутренняя коллаборация позволила решить одну из существенных проблем. Дело в том, что услуги каршеринга, как правило, включают расходы на топливо — некоторые компании раздают водителям топливные карты, некоторые — возвращают расходы на бензин. Карты нередко теряются или блокируются, а чтобы вернуть наличные деньги, нужно отправлять фото чека каршеринговой компании. «Словом, сплошная головная боль для всех. Так и появилась идея доставлять бензин прямо к машинам», — рассказывает Голиков.

Часть вложенных в проект денег пошла на разработку мобильного приложения — за его создание как раз отвечал Андрей Куприков, выпускник МАИ. Программирование алгоритма довольно сложная вещь, говорит Голиков. Нужно было сделать такую систему, чтобы учитывала загруженность дорог и организовывала очередь на заправку.

Большую часть инвестиций потратили на закупку необходимого оборудования: насосов, цистерн под бензин (их заправляют на технических АЗС), огнетушителей и сухих систем пожаротушения. «В Штатах бензин возят чуть ли не на грузовиках, мы же можем эксплуатировать только легковые авто — без лицензии разрешено провозить не больше 300 л бензина и одну тонну дизеля», — говорит Борис. Для перевозки топлива Голиков купил пару новых автомобилей Citroen.

Пока сервис работает по заявке: потенциальному клиенту нужно зайти на сайт, оставить там свое имя и номер мобильного телефона — на него придет приглашение со ссылкой для скачивания мобильного приложения. Затем заводится личный кабинет, к которому привязан банковский аккаунт для оплаты бензина, при помощи сервиса геолокации пользователь указывает место, где стоит его машина, и нужное количество литров (чаще всего выбирают опцию «до полного бака»). В момент подтверждения заявки на заправку на счете клиента блокируется 2 тыс. руб., после заправки они сразу возвращаются. Заправочный сервис обходится пользователям в 200 руб., цена бензина — такая же, что на заправках в центре Москвы.

В первый же день приложение скачали 800 человек, но бензин заказывали только 2–3 человека в день, сейчас число заказов дошло до 8–9. Средний чек — 1400 руб.

«Только оставьте лючок открытым, чтобы мы могли заправить ваш автомобиль», — призывают создатели Pump.today. На самом деле этот пункт — слабое место сервиса. Далеко не все водители готовы оставлять открытым бензобак автомобиля на улице. Сомневающимся клиентам сервис предлагает позвонить минут за десять до прибытия заправщика: чтобы владелец успел выйти и открыть лючок.

Топливо по подписке

Чтобы снизить стоимость бензина, Голикову нужно покупать топливо непосредственно на НПЗ, а для этого необходимо нарастить число заправок и клиентскую базу, купить автоцистерны для топлива. Сейчас на технических АЗС скидка составляет всего 2–3%, на НПЗ может доходить до 10–12% от среднерыночной цены.

Пока Pump.today возит только 92-й и 95-й бензин, с начала ноября обещают 98-й и дизель. Но есть территориальные ограничения — сервис работает только в пределах Третьего транспортного кольца. Исключение лишь для b2b-клиентов. На днях Голиков подписал соглашение с конкурентом по рынку каршеринга компанией AnyTime о заправке их автомобильного парка. На долю обслуживания собственного каршеринга сейчас приходится порядка 50% от общего объема продаж, оставшиеся 50% продаются по подписке.

«Модель подписки сейчас наиболее популярна во многих сферах, это наиболее удобный формат для пользователей мобильных приложений, — говорит соучредитель сервиса предупреждения автомобилистов об эвакуации CrocoDie Ксения Загоскина. — Думаю, в России ребята будут развивать новый рынок — в этом их главный плюс. В Штатах он уже активно развивается».

Американские инвесторы присматриваются к перспективному рынку. В 2015 году стартап Yoshi получил $120 тыс. от бизнес-инкубатора из Кремниевой долины Y Combinator.

Взгляд со стороны

«Будет сложно сделать этот продукт массовым»

Ксения Загоскина, соучредитель сервиса CrocoDie:

У сервиса есть существенные риски. Первый — невыгодная цена. Большинство водителей пользуются бонусными программами сетей заправок, снижая тем самым стоимость литра бензина. В данном сервисе цена бензина является рыночной, а с учетом платной доставки становится еще выше.

Оставлять открытым лючок небезопасно — нет гарантии, что злоумышленники туда не зальют помимо бензина еще что-то.

Наконец, нет доверия, что мне зальют именно тот класс бензина, который я заказываю, или не перепутают, например, дизельное топливо и бензин.

А главное, на мой взгляд, нет и массовой проблемы с заправками. Я думаю, это приложение актуально для тех, у кого мощные авто с большим расходом топлива, в таком случае траты времени на заправку топлива являются существенными, обычно же люди заправляют автомобиль раз в неделю. Будет сложно сделать этот продукт массовым.

«Автоклубы помощи на дорогах не стоит записывать в конкуренты»

Андрей Рукавишников, управляющий партнер маркетингового агентства EBITDA Marketing:

Pump.today — сервис на уровне мобильного шиномонтажа, очень удобная штука. Риск остаться без топлива в бензобаке — классический случай того, что может случиться с водителем. На данный момент эта проблема не имеет удобного решения, поэтому ребята молодцы, что уловили эту потребность.

Автоклубы помощи на дорогах типа «Ангел» не стоит записывать в прямые конкуренты: там помогут только при условии наличия дорогой карты годового обслуживания, а стоимость разовой помощи в разы превышает цену бензина. Комплексные услуги — не конкуренты сфокусированному сервису.

Если создатели намерены и дальше следовать по пути максимального удовлетворения потребностей клиентов, следующим шагом должна стать возможность заправки разными видами топлива, иначе дальше стартап будет выглядеть исключительно как нишевая история. С точки зрения продвижения разумнее использовать возможности соцсетей — этого явно не хватает».

«Сервис будет интересен»

Екатерина Журавлева, представитель каршеринговой компании Car5:

Сервис будет интересен всем компаниям, у которых нет своей службы заправки. Экономия времени клиента и экономия наших затрат на заправку — главные преимущества. А основные риски — это злоупотребление полномочиями и некачественное оказание услуг сотрудниками сервиса.

«Не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву»

Константин Синюшин, учредитель Untitles Ventures:

Любые on-demand (по требованию. — РБК) сервисы мы считаем перспективным направлением, но не все, что хорошо работает в Калифорнии, можно перенести в Москву. У нас совершенно иные внешние условия. Например, жесткий столичный трафик делает очень дорогой стоимость подачи заправщика на далекие расстояния. Некоторые принципы организации парковки затрудняют доступ заправщиков к автомобилям. А открытые крышки бака могут спровоцировать уличное хулиганство.

В идеале было бы видеть в числе основных потребителей не столько каршеринги, сколько автохозяйства, прокатные компании и сервисы на абонементной основе. Паркинг у этих автомобилей более устроенный и безопасный, чем у частных лиц.

«Услуга вряд ли может представлять интерес»

Марина Назамутдинова, руководитель департамента PR и внутренних коммуникаций интернет-магазина OZON.ru:

Для компании, чей автопарк — пусть и крупный — эксплуатируется на небольших расстояниях, услуга вряд ли может представлять интерес. И в этом риск проекта.

У OZON.ru собственный автопарк только в Москве насчитывает 67 машин, но сервис Pump.today для нас нерелевантен. Наши курьеры работают в рамках одного района или даже части района, заправляются сами на ближайших заправках. Даже если заказов очень много, машины все равно не ездят далеко, их маршрут — соседний дом, параллельная улица. Поэтому услуги в нашем случае могут носить лишь характер скорой помощи — если у курьера внезапно закончился бензин.

«Для нас главное, чтобы машины всегда были готовы для эксплуатации»

Юлия Баймлер, управляющий директор каршеринговой компании AnyТime:

Pump.today — конкурентоспособная услуга и большая помощь каршеринговым компаниям. Мы уже начали сотрудничать: в конце октября наш автопарк будет заправляться в том числе и при помощи нового сервиса.

Для нас главное, чтобы все наши машины всегда были готовы для эксплуатации. И в этом смысле Pump.today поможет нам сделать наш сервис удобнее для клиентов. В числе других преимуществ проекта — быстрое получение нами соответствующей документации. Помимо Pump.today для заправки мы привлекаем еще две компании, занимающиеся топливными картами, но речи о конкуренции не идет.

Подписка на РБК
Получайте уведомления о свежих новостях в своем браузере
Ваш браузер настроен на блокировку уведомлений. Он не дает сайту rbc.ru корректно работать. Если вы хотите быть в курсе всех событий, удалите сайт rbc.ru из списка заблокированных.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.