Лента новостей
Медведев утвердил двухэтапную индексацию тарифов ЖКХ в 2019 году 09:36, Общество Ледяные трюки: 5 самых впечатляющих зимних погонь в кино 09:22, РБК и Toyo «Якутия» попросила вернуть допуск к международным полетам 09:08, Общество Перестройка-2018: что нужно сделать после реформы долевки 09:05, Строительство  Вокзал Grand Central в Нью-Йорке продадут за $35 млн 08:59, Бизнес Пассажиры Air France со второй попытки вылетели из Иркутска в Шанхай 08:37, Общество Почему золото за месяц подешевело до минимума 08:30, Quote ЦБ отозвал лицензии у двух банков из топ-300 и топ-500 08:26, Финансы Из-за спора ФАС и фармкомпании в России пропало жизненно важное лекарство 08:00, Общество Обед за 15 минут: персональный рецепт итальянской кухни 07:54, РБК и Barilla В Техасе разбился сверхзвуковой самолет ВВС США 07:33, Общество Москвичи не увидели в Сергее Собянине президента 07:00, Политика Эксперты назвали кувалду самым опасным инструментом взлома банкоматов 06:42, Бизнес Число жертв лесных пожаров в Калифорнии выросло до 48 06:39, Общество Глава Пентагона пообещал поддержать Польшу в противостоянии с Россией 06:21, Политика Остаться на плаву: как съездить в отпуск и не разориться 06:00, РБК и Мир WP узнала о ссоре Трампа с Мэй из-за Ирана и торговых сделок с ЕС 05:57, Политика В США осудили выходцев с Украины за отправку частей тепловизоров в Россию 05:29, Общество Минобороны сообщило об учениях ВКС над Японским морем 04:42, Политика Минобороны утвердило техзадание на новый транспортник Ил-276 04:31, Бизнес СМИ узнали о заработанных в СИЗО чиновником Минобороны 46 млн руб. 04:26, Общество Кожемяко подал документы в избирком на выборы главы Приморья 04:18, Политика СК назвал три версии крушения сухогруза в Охотском море 03:44, Общество СМИ узнали о миллиардных претензиях налоговиков к табачным компаниям 03:38, Бизнес В Минобороны рассказали о борьбе с военными кибератаками Запада 03:28, Политика СМИ узнали о снятии запрета на аккредитацию для RT France 03:02, Общество 5 советов, которые сделают вас сильнее и помогут противостоять стрессу 03:00, РБК и Philips Минкомсвязи предложило отменить лицензии на издание DVD и CD 02:55, Бизнес
Кормить по-человечески: как выходцы из Mars делают продукты для животных
Свое дело, 15 ноя 2016, 14:20
0
Кормить по-человечески: как выходцы из Mars делают продукты для животных
Бывшие топ-менеджеры Mars и PepsiCo начали выпускать «человеческий» корм для домашних животных. Они используют свои связи и методы продвижения, к которым привыкли в корпорациях. В этом и оригинальность, и риски проекта
Совладелец компании MiniMe Геннадий Дикалов (Фото: Олег Яковлев для РБК, ассистент Надежда Грибова)

Теплый сентябрьский день, ежегодная выставка товаров для домашних питомцев в Сокольниках. У стенда компании «Миними петс» оживленно. Бывший топ-менеджер корпорации PepsiCo Сергей Кучерявый берет одну из коробочек с надписью «Еда, как для людей», открывает и пробует корм для собак — мясной ролл с рисом. Собравшихся это радует, а Кучерявый явно предвидит такую реакцию. На глазах у посетителей он с небольшими перерывами съест полкило собачьих лакомств. «Посетителей это настолько впечатлило, что некоторые стали пробовать корм вместе с ним», — смеется один из основателей компании-производителя кормов для кошек и собак под брендом MiniMe Дмитрий Ширшов.

Кучерявый, Ширшов и их партнер Геннадий Дикалов выступили с таким предложением: домашних питомцев нужно кормить, как людей, а не сухим кормом или консервами, как это делают международные лидеры рынка — Mars и Nestle.

В январе 2015 года предприниматели вывели на российский рынок новый продукт — полноценный рацион для домашних питомцев из свежего мяса, круп, овощей. По данным СПАРК, в 2015 году выручка ООО «Миними петс» составила 4,7 млн руб., а убытки — 5,2 млн руб. По итогам 2016 года партнеры рассчитывают получить оборот 30 млн руб. Но в плюс предприниматели планируют выйти лишь в 2018 году. Они сделали ставку на экспансию: география продаж — уже более 200 магазинов в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге.

«Ключевое конкурентное преимущество MiniMe — состав продукта, который очень похож на человеческую еду», — утверждает Мария Назамутдинова, пиар-директор Ozon.ru.

Фото: Олег Яковлев для РБК, ассистент Надежда Грибова

Рынок кормов для питомцев

По популяции домашних животных Россия занимает пятое место в мире, подсчитала Euromonitor International. Россияне содержат 16 млн собак и 22 млн кошек. По размеру рынка кормов для животных в денежном выражении Россия девятая в мире. В 2015 году 86% рынка кормов для кошек и 71% для собак занимали Mars и Nestle, частные марки типа MiniMe контролировали не более 6% российского рынка. Помимо «Миними петс» корма в России выпускают отечественные компании «Клинвета» и «Раритет». По данным Euromonitor International, продажи кормов для домашних животных в 2015 году в России составили 117,9 млрд руб., прогноз на 2016 год — 129,1 млрд руб.

Свободное плавание

В 2012 году Дмитрий Ширшов уволился из корпорации PepsiCo с должности вице-президента по маркетингу. Он съездил на собеседование в компанию Mars, но решил, что корпоративный мир стал ему неинтересен: «Я решил не идти работать в Mars, но попробовать создать что-то свое на одном из рынков, где они работают».

Ширшов утверждает, что идея для собственного бизнеса пришла к нему во сне: «Однажды я проснулся в час ночи и подумал, а почему это в России нет свежей еды для домашних животных? До 5 утра я изучал мировую практику по этому вопросу». Ширшов обнаружил, что секции «здоровой» еды для животных давно работают в супермаркетах Австралии и США, а объем американского рынка превышает $150 млн. В России же в этом сегменте не работают ни Mars, ни Nestle.

Ширшов рассказал о своей идее Геннадию Дикалову, который работал в компании «Дымов». «Меня настолько проперло, что я пошел и купил собаку породы Кане Корсо», — говорит Дикалов.

На обдумывание идеи ушло несколько лет. В 2015 году Дикалов уволился, партнеры занялись поиском инвестора. Переговоры с венчурными фондами зашли в тупик. У знакомых, которые потенциально могли бы выступить инвесторами, в глазах было одно удивление. «Как? Вы же оба были вице-президентами, какой еще собачий корм, зачем вам это нужно?» — вспоминает Ширшов их реакцию.

Совладелец компании MiniMe Дмитрий Ширшов (Фото: Олег Яковлев для РБК, ассистент Надежда Грибова)

В итоге решили развиваться на собственные сбережения, благо на двоих собрали $1 млн. Сняли офис на северо-западе Москвы (91 тыс. руб. в месяц) и начали экспериментировать с кормом. Разработку питания для собак взяла на себя Валентина Дроздова, у которой был опыт работы в R&D-подразделении Mars.

В основе рецептуры MiniMe — свежее мясо, субпродукты и разные функциональные добавки, например для укрепления мышечного корсета и суставов животных. Никакой консервации, соли и специй, только пастеризация и запекание. На натуральность и свежесть и решено было делать ставку.

Порядка 1,5–2 млн руб. ушло только на разработку рецептур и технологий. Пробные партии выпускали на мясоперерабатывающем заводе в Германии, а тестировали питание на собаках друзей и знакомых. Например, одним из дегустаторов стала собака Геннадия Дикалова, 55-килограммовый Гард.

Везти корм из-за рубежа было дорого и долго, а когда партнеры попытались найти производственного партнера в России, начались проблемы. Например, для размещения производства на одном из питерских мясокомбинатов потребовался ветеринарный сертификат. Однако ветеринарная инспекция долго тянула с его выдачей. «Это стоило нам трех месяцев простоя», — говорит Ширшов.

В итоге удалось договориться с небольшим подмосковным мясокомбинатом «Рамфуд», а подмосковные ветеринары все-таки выдали сертификат. Владелец «Рамфуд» Михаил Керштейн, как вспоминает Дмитрий, называл партнеров «безумцами», но «эксперименты» все же разрешил. А заодно предоставил в аренду и собственные холодные складские площади и сырье — говядину и баранину, мясо кролика и индейки, другие ингредиенты партнеры закупают у подмосковных фермеров, отдельно покупают крупы (рис, гречку) и овощи.

Поначалу производство было крохотным — раз в две недели за один час партнеры выпускали 200–300 кг корма для кошек и собак. Партнеры сделали ставку на паровую пастеризацию продукта при 85 градусах — такой температуры достаточно, чтобы убить патогенную флору и позволить мясным роллам и паштетам сохранять свежесть. Но храниться такая еда может только в холодильнике не больше 90 дней.

В начале 2015 года продукт вышел на московский рынок под брендом MiniMe.

Помощь «марсиан»

Дмитрий Ширшов достает из кармана телефон и показывает фотографию. «Этот снимок сделан в первый день старта продаж в нашем первом магазине, — поясняет он. — Мы его сохранили на память». На снимке — покупательница, которая подошла к только что установленному холодильнику и взяла несколько коробочек с роллами.

Первый опыт общения с московскими сетями был неудачным. «С нас сразу попросили «за вход» миллион рублей», — вспоминает Ширшов. Пришлось обращаться за помощью к бывшим коллегам из Mars — они помогли наладить отношения с магазинами сети «Зоомаркет». «Если бы не помощь от «марсиан», нам было бы намного сложнее встать на ноги», — признается Дикалов.

Розница привыкла работать с кормами, которые не нужно хранить в холодильнике. Например, самая крупная сеть «Бетховен» возит продукцию своими автомобилями с собственного распределительного центра. Если пойти по такому пути с продукцией MiniMe, корм испортится еще до попадания в розничную точку.

«Мы изначально выстраивали холодную цепочку — со склада мясокомбината в рефрижераторах продукт перевозится на склад нашего распределительного центра в Сокольниках, а оттуда развозится по зоомагазинам», — рассказывает Ширшов. Первое время партнеры сами занимались мерчандайзингом — каждый возил в автомобиле холодильник, развозил продукцию по 5–6 магазинам. Сейчас наняли четырех водителей, которые доставляют корм по городу на личных машинах.

PepsiCo и Coca-Cola давно наводнили розничные магазины своими холодильниками с газировкой. «Миними петс» решили идти по такому же пути — он приобрели, брендировали и стали бесплатно раздавать зоомагазинам холодильники. Дорогое удовольствие: каждый холодильник стоит около 25 тыс. руб., а в общей сложности компания закупила их более 200 (на это ушло более 5 млн руб.). Зато поставщик получает гарантированное место в магазине, где ретейлеры уже не могут разместить продукцию конкурентов. При этом если поставщик тратится на торговое оборудование, розничные магазины обычно соглашаются сотрудничать с производителями без «входных билетов».

Еще прием мерчандайзинга из арсенала международных корпораций: компания стала доплачивать продавцам, чтобы они активно продвигали новинку в торговом зале.

Прямых конкурентов у «Миними петс» нет — свежую пастеризованную еду для животных российские производители не выпускают, а западные аналоги до нас не доезжают. Поэтому конкурирует компания фактически с производителями премиальных мясных консервов. Для сравнения: 100-граммовая упаковка таких консервов от Animonda стоит 83 руб., Schezir — 62 руб., цена 100-граммового мясного ролла Minime — 77 руб. Для сравнения — 100-граммовая упаковка влажного корма с говядиной и ягненком Pedigree (низкая ценовая категория) стоит в рознице от 17 руб.

«Сегмент премиум-класса значительно уже сегмента эконом- или медиум-класса, но он более стабильный, — говорит Дмитрий Топельберг, R&D-директор компании «Клинвет». — Потребитель в основной своей массе консервативен — пользуется продуктами проверенными и не вызывающими сомнений».

«Пепсикольное братство»

Ширшов уверяет, что до октября 2015 года спрос на новинку был ажиотажный. Согласно бизнес-плану, MiniMe уже за год должна была выйти на окупаемость при выручке к концу 2016 года 40–50 млн руб.

Но уже осенью 2015 года спрос начал резко падать. «Мы увидели провал в потребительском премиальном сегменте — люди начали экономить. С премиум-кормов котов и собак переводили на экономичный Whiskas и Pedigree. Нам нужно было как-то реагировать на кардинальные изменения рынка», — вспоминает Ширшов.

В конце 2015 года к проекту присоединился еще один партнер — Сергей Кучерявый, экс-коллега Ширшова по работе в PepsiCo. Кучерявый стал коммерческим директором, вместе с Дикаловым занялся выводом на рынок продуктов экономсегмента под маркой Cooldog.

Совладельцы компании MiniMe Геннадий Дикалов и Сергей Кучерявый (слева направо) (Фото: Олег Яковлев для РБК, ассистент Надежда Грибова)

Если в премиальном корме MiniMe содержится 50% мяса и 25% субпродуктов (сердце, печень), то в экономном Cooldog пропорция иная — субпродуктов 30%, мяса 39%, также там содержится гречка. 200-граммовая упаковка Cooldog стоит 71 руб., 400-граммовая — 134 руб., это вдвое дешевле MiniMe. Маржа по обеим линейкам одинаковая, порядка 50%.

Собственные накопления к тому моменту закончились, чтобы масштабировать производство под новую линейку, партнерам нужны были новые инвестиции. По словам Ширшова, предложений было много, «даже от человека из списка Forbes». В итоге выбрали двух частных инвесторов. Один из них — бывший генеральный директор компании Mars в России Игорь Салита. Он консультировал проект на разных этапах. Второй инвестор — фонд «Норд-Вест Капитал», в который вошли бывший директор северо-западного филиала PepsiCo Евгений Логинов, региональный дистрибьютор этой же корпорации Владимир Засорин и работавший руководителем продаж в одном из питерских дилеров Toyota Андрей Петроченко.

«Вот такое пепсикольное братство в нас и инвестировало», — говорит Ширшов. В общей сложности партнеры привлекли в MiniMe 60 млн руб., а инвесторы получили порядка 20% акционерного капитала. Инвестиционный раунд разбит на два транша: первый уже состоялся, а второй планируется в начале 2017 года.

По данным исследовательской компании GfK, падение покупательной способности россиян не повлияло на рынок кормов для домашних животных. Продажи кормов в денежном выражении выросли в 2015 году на 25,4%. Самой быстрорастущей категорией «человеческих» продуктов питания, для сравнения, стала бакалея, которая выросла в объемах на 5,1%. «Люди очень трепетно относятся к домашним питомцам, готовы тратить на них деньги, — говорит бывший менеджер Nestle, отвечавший за продажи и продвижение кормов (бренды ProPlan, Purina). — Новый продукт MiniMe займет свою долю премиальной ниши. Будет как с дорогой органической едой — небольшой сегмент для «продвинутых».

В 2016 году выручка «Миними петс» растет на 15–27% в месяц. Компания открыла офис в Санкт-Петербурге и арендовала площади под распределительный центр.

Выходцы из международных корпораций привыкли составлять амбициозные бизнес-планы, но в частном бизнесе угнаться за собственными амбициями оказалось нелегко. К концу 2016 года Ширшов хотел установить в рознице более 500 холодильников, но сейчас их чуть более 200. По его подсчетам, через 6 месяцев после установки холодильник в розничной точке должен был продавать в среднем на 25 тыс. руб. в месяц, именно такие продажи позволяют отбить инвестиции за несколько лет. Вышло иначе: по факту каждый холодильник приносит в среднем 15 тыс. руб. в Москве и 10–12 тыс. руб. в Санкт-Петербурге. План по выходу на окупаемость пришлось сместить с 2016 на 2018 год.

«На ранних этапах развития у многих проектов расходы значительно превосходят доходы. Эффективность вложений оценивается обычно не выходом на окупаемость, а темпами роста — оборотов, выручки, количества заказов», — считает генеральный директор инвестиционной площадки StartTrack Константин Шабалин.

Ближе к людям

Свежая еда под брендом MiniMe продается практически во всех основных зоосетях Москвы, Подмосковья и Санкт-Петербурга — Cats & Dogs, «Динозаврик», «Бетховен», «Зоогалерея», «Филя», «Лемурр» и др. С ноября 2016 года MiniMe появился и в «человеческой» рознице. Переговоры ведутся с сетью «Я любимый», разнообразные мясные роллы и паштеты с начала ноября можно купить в Ozon.ru. «Пока потребители плохо знакомы с этой новинкой, но мы видим в ней потенциал», — говорит Мария Назамутдинова из Ozon.ru.

Традиционно у производителей кормов для животных порядка 70% продаж идет через обычную розницу и только 30% через зоомагазины. «Потенциал зооканалов оказался не таким многообещающим, как мы изначально предполагали, поэтому для нас сейчас важно присутствие в «человеческих» сетях. Если мы сейчас соберем там хотя бы 10–15% выручки», — считает Ширшов.

Производство справляется — объем выпуска кормов составляет уже 9–10 тонн в месяц. 80% продукции приходится на собачий корм (линейка из пяти вкусов для маленьких собак и щенков и из трех — для средних и крупных собак), оставшиеся 20% — на кошек (один вкус для котят и пять — для взрослых кошек).

До конца 2016 года владельцы планируют расширить ассортимент, запустив новые форматы: молочные десерты и соусообразную еду для кошек в стеклянных баночках и блистерных контейнерах.

Необходимость продолжать эксперименты продиктована прежде всего тем, что места в холодильниках, которые владельцы MiniMe уже расставили по розничным точкам, много, а ассортимент компании совсем невелик. Если стартап ведет бизнес по правилам корпораций, ему рано или поздно приходится обзаводится таким же ассортиментом. «Мне кажется, слишком долгий бэкграунд работы основателей проекта в корпорациях — это основной риск проекта. Далеко не всегда методы международных корпораций срабатывают в российских стартапах», — считает Константин Синюшин, CEO и совладелец Untitled Venture Company.