Перейти к основному контенту
Свое дело⁠,
0

Борцовка с сюрпризом: как в Сибири шьют популярную в Европе фетиш-одежду

В России о новосибирском бренде мужской фетиш-одежды Maskulo мало кто знает, но его владельцы строят успешный международный бизнес. В прошлом году выручка компании достигла 52,2 млн руб., прибыль — 11,4 млн руб.
Булат Барантаев
Булат Барантаев (Фото: Александр Анненков​)

В июне 2014 года новосибирский гей-активист, основатель маркетингового агентства Grinderr Булат Барантаев и его друг-москвич, технолог швейного производства Артем Смыслов гуляли по Берлину и зашли в секс-шоп. На глаза Смыслову попались необычные шорты из спандекса, которые стоили €90. Он удивился высокой цене и тому, насколько просто шорты были сделаны. Барантаев в шутку спросил друга, а сможет ли тот сшить такие. Смыслов ответил, что запросто. В этот момент Барантаев понял, что нашел перспективную нишу для совместного бизнеса. Через несколько недель пара основала собственный бренд мужской фетиш-одежды Maskulo, который теперь продается по всему миру.

Несуществующий рынок

Компания Maskulo выпускает откровенные сексуальные наряды для мужчин: нижнее белье, футболки, аксессуары. Они не похожи на обычную одежду. Например, у шорт могут быть открытые ягодицы или полностью отстегивающийся гульфик, а на задней части брюк вшита молния. Фетиш-одежду производят из спандекса, полиэстера, плащевки. Как правило, ее носят в клубах, на вечеринках или дома, рассказывает Барантаев.

Хотя ниша фетиш-одежды довольно узка и специфична, в мире существует десяток брендов, которые ее выпускают. Самые известные — американские Nasty pig, Cellblock13, Mister-S-Leather; европейские Barcode Berlin, Boxer Barcelona и др. По оценке Барантаева, оборот мирового рынка фетиш-одежды для мужчин в 2017 году составил $40 млн.

В России такого рынка практически не существует, и маловероятно, что он в ближайшее время появится, убежден Барантаев. Предприниматель даже и не пытается продавать продукцию на родине. «Наше общество и культура патриархальны. Мужчина не может быть объектом сексуального внимания. Учитывая, что продукция стоит недешево, например, полный комплект из трех вещей обойдется в €300, а покупательная способность в России низкая, все факторы говорят об одном: спроса на нашу одежду здесь нет», — считает предприниматель.

Кустари и доллар

34-летней Булат Барантаев, выпускник Алтайского государственного технического университета по специальности «реклама», познакомился с 42-летним Артемом Смысловым в интернете за несколько месяцев до запуска совместного бизнеса. В это время Смыслов, выпускник московского Института текстильной и легкой промышленности, сотрудничал с несколькими дизайнерами одежды. «Артем разбирался в том, как устроено швейное производство, у него был доступ к оборудованию. Я же понимал, как устроены онлайн-торговля и маркетинг. Одно и другое соединилось», — вспоминает Барантаев.

Поначалу производство Maskulo было кустарным. В сентябре 2014 года предприниматели купили несколько метров ткани за 3 тыс. руб. и швейную машинку на «Авито» за 13 тыс. руб. Смыслов перебрался из Москвы в Новосибирск и стал шить шорты в квартире Барантаева. Маркетолог тем временем сделал интернет-магазин на платформе Shopify и разместил товар на eBay. Иллюстрировали свою страницу фотографиями друг друга, которые делали с помощью смартфона. Доходы партнеры договорились делить пополам.

Артем ​Смыслов
Артем ​Смыслов

Число посетителей интернет-магазина было мизерным, но на eBay продажи пошли сразу. Первым покупателем стал житель Копенгагена — он приобрел шорты за $39. Потом шорты приобрели покупатели из Ирландии и других европейских стран. «Каждый раз мы смотрели на карту и выясняли, где же находится небольшой город с труднопроизносимым названием, в который отправляем заказ», — вспоминает Барантаев.

Выручка eBay-магазина была невелика, но стабильно росла: за первый месяц удалось продать десять штук шортов на 13 тыс. руб., к декабрю продажи выросли в два раза. Помог предпринимателям скачок валюты. «Когда наша рублевая выручка неожиданно взлетела в несколько раз без каких-либо усилий, в новостях я прочитал, что труд в России стал таким же дешевым, как в Китае. Для нашего мелкого бизнеса наступил по-настоящему переломный момент», — говорит Барантаев. Он с партнером увидел возможность превратить кустарное ремесло в масштабный бизнес.

Против русской мафии

Предприниматели стали развивать собственный сайт. Они нашли мускулистого мужчину-модель и провели профессиональную фотосессию для его оформления. Фото использовали еще и для рекламы интернет-магазина в Facebook. Барантаев объясняет, что тогда в соцсети было мало конкурентов, использующих те же ключевые слова: «Все работает по принципу аукциона, а в нашей области было непаханое поле, цена клика стоила копейки». Благодаря контекстной рекламе и продвижению в соцсетях число покупателей на сайте вскоре увеличилось в три раза.

Но международная гей-аудитория узнавала о бренде не только из интернета. «Эта среда — как маленькая деревня: один начал носить новую одежду, а другому понравилось. Часто проводятся танцевальные и фетиш-фестивали, круизы и вечеринки: если один человек носит что-то новое, другому это тоже становится интересно и нужно», — рассказывает Барантаев.

В апреле 2015 года на Maskulo вышел первый оптовый покупатель. Канадский интернет-ретейлер Jockstrapcentral сделал заказ на $4,5 тыс. Было понятно, что с таким объемом Смыслову не справиться в одиночку и нужно расширять производство. Предприниматели сняли помещение площадью 40 кв. м в Новосибирске, наняли первую швею и придумали новые модели — костюмы-борцовки, трусы и легинсы.

Барантаев​ стал искать оптовых покупателей — и через месяц смог договориться еще о двух сделках с магазинами в Антверпене и Париже. Французский ретейлер Rob Paris даже выделил отдельную секцию под бренд Maskulo. Сейчас оптовые продажи — основной канал сбыта. К декабрю 2017 года число контрактов с ретейлерами со всего мира выросло до 50, а доля выручки от оптовых заказов достигла 64%.

Фото: из личного архива

Неожиданные проблемы возникли с российским происхождением проекта. Если обычных покупателей сибирское происхождение бренда интриговало, то байеры не хотели работать с производителем из России, где, по их мнению, процветает гомофобия. «Некоторые закупщики мне прямо говорили: я не буду поддерживать российскую политическую мафию», — вспоминает Барантаев. С трудом ему удавалось убеждать коллег, что он по другую сторону баррикад — финансирует горячую линию для ЛГТБ-сообщества, а несколько лет назад участвовал в выборах в Госдуму РФ от оппозиционной партии ПАРНАС. Услышав об активной гражданской позиции предпринимателя, ретейлеры охотнее шли на контакт.

Ассортимент разнообразнее, а самих секс-шопов больше

По оценке аналитиков MarketResearchNest.com, мировой рынок «товаров для взрослых» активно растет. В 2017 году его объем был $16,2 млрд, а к 2020 году он достигнет $27,9 млрд. Ключевые игроки — крупные производители Ansell Healthcare, Doc Johnson, BMS Factory, LELO, Luvu Brands и др. По расчетам администратора сети секс-шопов Lovezona Ильи Кулинича, объем российского рынка составляет около 3,8 млрд руб. в год. Всего в России работает около 10 крупных сетей секс-шопов, в основном в Москве и Санкт-Петербурге. В московских торговых точках Lovezona есть ассортимент для геев, а в других городах уже нет, поскольку там эта продукция не пользуется спросом. Всего на товары для геев приходится около 2% выручки сети, а в тройку самых популярных товаров входят смазки, вибраторы, эротическое белье для женщин. По оценке Кулинича, в Европе ассортимент секс-шопов разнообразнее, а самих магазинов на порядок больше. Основатель сети «Розовый кролик» Максимилиан Лапин утверждает, что российские секс-шопы хотя и достаточно универсальны, в основном там продается женское белье и косметика. В Европе же много специализированных магазинов для потребителей с самыми разными сексуальными предпочтениями.

«Никаких геев»

«Многие уверены, что у нас работают только геи, но это не так. Большинство сотрудников гетеросексуальны, и наняли мы их за профессиональные качества, а не сексуальные предпочтения», — рассказывает Барантаев.

Поначалу найти опытных людей для организации продаж столь необычной одежды было непросто. Например, должность коммерческого директора хотел занять кандидат с большим опытом и хорошим образованием. Но в последний момент передумал, объяснив это тем, что его супруга не хочет, чтобы он работал в компании, которая шьет и продает фетиш-одежду, вспоминает Барантаев. В другой раз специалист в области торговли не смогла трудоустроиться, потому что ее семья была против. «Муж так и сказал: нет, никаких геев в твоей жизни быть не может, и запретил ей трудиться в Maskulo», — говорит предприниматель.

Однако по мере роста бизнеса эта проблема отпала — сейчас в компании трудятся 30 человек. «Теперь к нам приходят кандидаты, которым важны такие аспекты работы, как рабочий английский для международных интернет-маркетинга и продаж. Они не думают о том, что владельцы компании какие-то там извращенцы, потенциальным сотрудникам нравится, что бренд известен во всем мире и компания продает одежду в разных странах», — говорит Барантаев. А средняя зарплата в Maskulo на 15% выше, чем в других компаниях в Новосибирске.

Основатели Maskulo организовали отдел разработок коллекций, который погружен в исследование индустрии фетиш-одежды, отслеживает тренды в гей-среде. Аналитики поделили рынок фетиш-одежды на сегменты и описали образы потенциальных покупателей. «Один лук [образ] может быть грубый, уличный и грязный. Другой — наоборот, приличный, обеспеченный, аккуратный», — поясняет Барантаев. Для каждого из потребительских сегментов компания выпускает свои коллекции.

Фото: из личного архива

Товар легкий, компактный и не хрупкий, поэтому с логистикой особых проблем не возникло. Поначалу предприниматели сами отправляли посылки через отделения «Почты России». Когда объемы продаж выросли, зарегистрировались в качестве таможенного декларанта и стали сотрудничать с международной логистической компанией UPS.

За четыре года работы Maskulo дважды расширяла производственные площади и переезжала. Сейчас швейный цех, склад и офис общей площадью 400 кв. м по-прежнему находятся в Новосибирске, и переезжать в столицу предприниматели не планируют.

На Берлин!

Ниша фетиш-одежды очень узкая, и демпинговать смысла нет. Первоначальная цена шорт Maskulo в 2014 году была $39, сейчас — уже $90. Маржа, по словам Барантаева, при розничных продажах достигает 700%, а при оптовых — 150%. «Ретейлеры поначалу возмущались: да, модели уникальные, но почему так дорого? Мы же в своей нише хотим быть как Apple: превосходный продукт, премиум-ценообразование», — уверяет новосибирский предприниматель.

Однако в последнее время он недоволен финансовыми результатами. Барантаев планирует выручить за 2018 год 71 млн руб., но январь—май принесли только 22,8 млн руб. выручки и 3,96 млн руб. прибыли. Новым драйвером роста должна стать точка продаж в Берлине.

Осенью 2018 года предприниматели планируют открыть сначала интернет-магазин, а через год и уличный магазин. Управлять бизнесом Барантаев планирует из Новосибирска, а в Германии будут трудиться сотрудники, отвечающие за логистику. Он убежден, что сможет работать эффективнее, чем местные ретейлеры: «Западный рынок, на котором мы работаем, иногда напоминает детский бассейн, а мы, в России, привыкли выплывать в бушующем море».

Взгляд со стороны

«Сам хочу открыть магазины в Европе»

Максимилиан Лапин, основатель сети «магазинов укрепления семьи «Розовый кролик»

«Понятное дело, что вся секс-культура — и фетишная, и БДСМ, да и просто эротическая — в России не развита. Но постепенно общество открывается и пробуждается. Пока, конечно, проще развивать столь нишевый бизнес за границей. У нас все медленно. Но почему этого не должно быть у нас, если спрос есть по всему миру?

Проблема в том, что наши моралисты считают тех, кто ходит в секс-шопы или секс-клубы, извращенцами. Но я могу точно сказать, что продажи «Розового кролика» растут во время летних отпусков — в июле и августе. Получается, к нам ходят нормальные семейные люди. И таких все больше — наша выручка растет.

Я и сам хочу открыть магазин в Европе. Мне предлагали купить два Fan Factory в Берлине и Мюнхене, но сделка не состоялась. Может быть, открою где-то через два года, надо подготовить почву».

«Необходимо расширять ассортимент»

Ануш Гаспарян, директор центра менеджмента и коммуникации в индустрии моды НИУ ВШЭ

«Скорее всего, успех Maskulo связан с тем, что создатели бренда смогли достучаться до своей аудитории, поняли ее. Нишевые продукты часто создаются идеологами, они чувствуют целевую аудиторию. Заявленная рентабельность выглядит сейчас очень красиво для фешн-индустрии. Но, как правило, любые нишевые проекты популярны из-за дефицита, который рано или поздно заканчивается, поэтому необходимо развивать ассортимент в сторону базовой продукции, но в стилистике бренда.

Думаю, что они правильно выбрали Берлин для экспансии — там легче находить клиентов. Но нужен ли офлайн-магазин? Данный ассортимент нужно пробовать продавать на полке мультибрендовых магазинов, предлагающих подробную продукцию, но никак не в отдельно стоящей точке продаж. Накладные расходы отдельного магазина высоки, а аудитория невелика».

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 20:34
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 20:34
Умер актер из «Реальных пацанов» Дмитрий Красильников Общество, 20:51
Как понять реальную доходность инвестиций с учетом инфляции РБК и ПСБ, 20:51
Как внутренний аудит снижает бизнес-риски Отрасли, 20:47
Защитник «Краснодара» пожаловался на расистское оскорбление в игре с ЦСКА Спорт, 20:39
Абстракционизм: как искусство «отщепенцев» изменило понимание красоты РБК и ГАЛС, 20:36
В Германии отпустили обвиняемую по делу «рейхсбюргеров» россиянку Политика, 20:19
Экономика сопротивления: потенциал Ирана для российского бизнеса РБК и РЭЦ, 20:18
ИИ для работы и жизни — новый интенсив РБК
Как пользоваться нейросетями и прокачать с ними общение
Подробнее
Как управляющие компании работают в делюкс проектах Недвижимость, 20:00
На своем берегу: какой будет новая очередь City Bay РБК и City Bay, 19:59
Ученые спрогнозировали мощные магнитные бури и полярные сияния Общество, 19:56
В Красноярске произошел взрыв Общество, 19:50
Что такое экзосомы и какую роль они играют в косметологии РБК и КИТ МЕД, 19:46
Почему бизнес выбирает light industrial: мнение экспертов и опыт компании Недвижимость, 19:43
Новый чемпион «Формулы-1»: кто такой Ландо Норрис 19:43