Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Звездные войны: как два предпринимателя делят рынок космической еды

Бывший ресторатор Андрей Ведерников начал продавать питание для космонавтов через вендинговые аппараты в музеях и на выставках. Но вскоре у него появился конкурент, сделавший ставку на АЗС и интернет-торговлю
Предприниматель Андрей Ведерников
Предприниматель Андрей Ведерников (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Космонавты уже давно практически не едят продукты из туб, а питаются обычной пищей, но многие люди об этом не знают. Стереотип и ностальгия по космическим свершениям СССР помогли Андрею Ведерникову вывести на рынок необычный сувенир в упаковке, напоминающей большой тюбик зубной пасты: пюреобразные супы, второе и десерты. Одна порция космической еды стоит 300 руб., а продается в основном через вендинговые автоматы. Предприниматель сохранил аутентичность космической еды: рецептура разработана в специализированном институте, а продукция производится на заводе, который официально является поставщиком космонавтов.

В прошлом году выручка компании «Лаборатория космического питания» составила 5,4 млн руб. (прибыль — 1,3 млн руб.), по данным СПАРК. В 2016 году, по словам Ведерникова, обороты выросли в шесть раз. По его расчетам, выручка по итогам года составит не менее 30 млн руб., прибыль — около 6 млн руб.

Как питаются космонавты

Продукты из туб космонавты практически перестали есть еще в начале 2000-х. Эта упаковка сейчас используется только для соусов, горчицы и меда. От туб отказались из-за большого веса и сложностей с утилизацией. Сейчас пища доставляется на орбиту в небольшом контейнере, на крышке которого прикреплена опись находящихся в нем продуктов. Каждый продуктовый набор содержит в себе трехдневный рацион питания одного космонавта. Во время еды консервные банки устанавливаются на «кухонный стол» в специальные гнезда, где их сначала разогревают. Важно, чтобы еда не крошилась и долго хранилась, часто используются сублимированные продукты. Крошки засасывает специальный пылесос, встроенный в стол. Главная проблема — это жидкости. Пакет с концентратом присоединяют к специальному агрегату, который добавляет необходимое количество воды нужной температуры. В итоге получается суп, пюре или сок. Их космонавты пьют из пакетов.

Спустились с небес

Андрей Ведерников — бывший ресторатор. Управлял екатеринбургскими заведениями «Градара», «Мистер N», «Иван», входящими в холдинг «Малахит», затем перебрался в Москву и основал клуб «Запасник». В столице друзья познакомили Ведерникова с Геннадием Малаховым. Предприниматель и телеведущий попробовали запустить в начале 2010-х производство косметики, но дело не пошло. По словам предпринимателя, косметика и сейчас изготавливается, только на заказ.

Продавать космическую еду Ведерников задумал еще в 2011 году. Но подготовительный этап затянулся на четыре года: все это время предприниматель договаривался о сотрудничестве с НИИ пищеконцентратной промышленности и специальной пищевой технологии (НИИ ПП и СПТ)  — главным разработчиком космического питания, и ФГУП «Бирюлевский экспериментальный завод» — производителем и поставщиком питания для космонавтов. Оригинальная рецептура и технология производства охраняются государством. Убедить госструктуры пойти на сотрудничество помог президент Владимир Путин, который неоднократно публично призывал популяризировать космические достижения.

Ведерников зарегистрировал компанию «Лаборатория космического питания» и бренд Spaсe Food. Пришлось согласовать множество документов. Ведерников признает, что был не первым предпринимателем, который пытался договориться с поставщиками космонавтов, но оказался самым настойчивым. На организацию производства, закупку оборудования и вендинговых автоматов он потратил около 30 млн руб.

Для Ведерникова было принципиальным моментом воспроизвести не только упаковку, но и вкус космического питания, сделать его аутентичным. Единственное отличие — упаковка 115 г (на 45 г меньше оригинальной). Дело в том, что розничная цена тубы, по расчетам Ведерникова, должна была не превышать 300 руб., а настоящая космическая туба выходила бы дороже. Сейчас он подумывает еще уменьшить упаковку: все-таки в первую очередь это сувенир, а не продукт питания.

Тем не менее к разработке меню подошли всерьез. Сейчас ассортимент состоит из 12 блюд: это борщ, харчо, рассольник, щи, маринованная баранина, свинина с овощами, мясное пюре и творог с разными начинками. Самый популярный продукт у покупателей — борщ. Срок годности еды в тубе — 12 месяцев, она может храниться без холодильника.

Предприниматель Андрей Ведерников
Предприниматель Андрей Ведерников

Сырье Ведерников закупает у отечественных фермеров (на него уходит около 20% себестоимости). Упаковку приходилось заказывать в Финляндии, но недавно нашли отечественного производителя — «Тубекс» из Санкт-Петербурга (доля упаковки в затратах еще выше, чем ингредиентов).

Выпускает еду Бирюлевский экспериментальный завод, до сих пор обслуживающий нужды космонавтов. Это самый затратный пункт себестоимости: используется много ручного труда. За сутки завод может выпустить 1–2 тыс. туб. Но «гражданские» заказы не в приоритете — первую партию из 5 тыс. туб делали, например, два месяца.

Виктор Добровольский, генеральный директор НИИ ПП и СПТ, главный конструктор космического питания, отмечает, что Spaсe Food — это не обычный продукт массового производства. Дороговизна обусловлена высокими требованиями к продуктам. Он подтверждает, что еда в тубах изготавливается по космическим технологиям без синтетических добавок. Каждое блюдо сбалансировано и безопасно для регулярного употребления. По сути, это та самая еда, которой питались космонавты в XX веке.

Маленькая ниша на больших рынках

Вендинговые автоматы — ключевой канал сбыта Spaсe Food. По данным J’son & Partners Consulting, в России работает около 240 тыс. вендинговых автоматов. Их оборот в 2015 году составил около $550 млн (около 33,5 млрд руб. по средневзвешенному курсу за год). Чаще всего Spaсe Food покупают как сувенир или подарок. По оценке АКАР, объем российского рынка рекламно-сувенирной продукции — 20,5 млрд руб.

Заоблачный спрос

Продукты под маркой Space Food появились в продаже в феврале 2015 года. Первый вендинговый автомат установили на ВДНХ в павильоне «Космос». Ведерников был знаком с руководством ВДНХ, и представители парка посчитали, что такое сотрудничество будет логичным.

Предприниматель ожидал, что покупать тюбики будет молодежь, привыкшая использовать вендинговые автоматы, но в основном, по его наблюдениям, покупало космическую еду старшее поколение. Ведерников считает, что на него работает ностальгия по достижениям СССР в космосе.

Предприниматель не рассчитал со спросом: первую партию из 5 тыс. туб распродали всего за десять дней, она принесла предпринимателю 1,5 млн руб. выручки. Бирюлевский экспериментальный завод не был готов так быстро наладить производство.

В результате вторая партия была готова только к лету 2015-го — предприниматель стал расставлять автоматы в Московском планетарии, космических музеях, на тематических выставках. Ведерников начал активно участвовать в мероприятиях, организованных правительством Москвы и «Роскосмосом». «Это хороший элемент в мозаике популяризации космической деятельности», — объяснил РБК пресс-секретарь ГК «Роскосмос» Михаил Фадеев.

Звездные войны: как два предпринимателя делят рынок космической еды

Аппараты появились уже в музеях Санкт-Петербурга, Кирова, Екатеринбурга, Геленджика, Самары, Сочи и других городов. В Москве список торговых точек пополнили ТЦ «Весна» и «Мега Белая Дача», автоматы стоят на Белорусском и Ленинградском вокзалах, в гостинице «Космос», инновационном центре «Сколково» и Государственной думе. В общей сложности работает 30 аппаратов по всей России. Ведерников собирается поставлять продукцию в университеты, но пока не удалось договориться c вузами об аренде.

Главное в вендинговом бизнесе — угадать с местом расположения, рассказывает Ведерников. Один автомат продает от 100 до 300 туб в месяц. Аренда одной точки обходится от 3 тыс. до 28 тыс. руб. в месяц, в общей сложности уходит около 400 тыс. руб. Самая дорогая аренда в популярных музеях, но здесь же и самые высокие продажи.

Помимо аппаратов Space Food продается в специализированных онлайн-магазинах, которые открывают торговые партнеры Ведерникова. Можно приобрести, например, «космический чемоданчик» с 2 кг еды за 4,8 тыс. руб.

Через все каналы в месяц продается больше 10 тыс. туб. Розничная цена одной тубы — 300 руб., оптовая — 250 руб. Себестоимость производства — около 200 руб. Примерно 5% продаж приходится на корпоративный сегмент. Пик спроса — в школьные каникулы.

«На мой взгляд, это отличный маркетинговый ход от Space Food. Если ассортимент блюд будет расширяться и по цене будет сопоставим с традиционным фастфудом, то компания вполне может развиться и выйти на массовый рынок», — считает Сергей Шавкунов, исполнительный директор J’son & Partners Consulting. Андрей Дегтяренко, председатель совета директоров сувенирной компании «Проект 111», считает по-другому: «Перспектива широкого масштабирования проекта сомнительна, продукт все-таки нишевый».

Впрочем, сейчас нарастить продажи Space Food мешает не столько отсутствие спроса, сколько возможности Бирюлевского экспериментального завода: все-таки основной его клиент — настоящие космонавты. Российской космической едой уже интересуются иностранцы. Ведерников говорит, что получает запросы о поставках пробных партий из Канады, Великобритании, Японии и других стран, но быстро масштабировать производство невозможно. «Мы приняли решение: пока не накормим Россию, не пойдем за границу», — говорит предприниматель.

Продукция компании Space Food
Продукция компании Space Food

Не сувенир, а фастфуд

Узкая ниша на стыке фастфуда и сувенирной продукции привлекла не одного Ведерникова. Через полгода после установки первого вендингового аппарата у предпринимателя появился первый конкурент. В июле 2015 года выпускник МАДИ Александр Поклад вместе с партнерами зарегистрировал компанию «Космическое питание».

Он тоже обратился к официальному разработчику космической еды НИИ ПП и СПТ. Но Виктор Добровольский объяснил предпринимателю, что институт и завод уже сотрудничают с другой компанией, и посоветовал связаться с Андреем Ведерниковым. «Я ему объяснил, что это не какая-то уличная еда. Если пищу просто затарить в тубы, это будет не космическая еда, а консервы», — комментирует Добровольский.

Поклад академика не послушал и решил организовать свое производство. Он нашел партнеров-инвесторов и потратил, по его словам, «несколько десятков миллионов рублей» на покупку в Орле полуразрушенного здания, его ремонт и оборудование. В Подмосковье недвижимость обошлась бы дороже, а поставщиков доступной фермерской продукции меньше. Разработкой рецептур занялся институт ВНИИТеК, который, по словам предпринимателя, тоже когда-то занимался созданием космического питания. Меню немного отличается от продукции Space Food: например, в нем есть грибной суп, который, по словам Добровольского, никогда не входил в рацион космонавтов.

От регистрации компании до первых продаж еды под маркой «Космопит» прошло около года. Предприниматель выбрал другие каналы сбыта: он решил не связываться с тематическими музеями, а продает тубы через интернет-магазины и сети АЗС «Трасса».

Поначалу тубы Поклада были на 10–40% дешевле и на 45 г тяжелее, чем у Space Food, но потом цены сравнялись. По словам Александра, «Космопит» сейчас продают 40 дилеров в разных регионах страны, маржинальность бизнеса — 10–30%. Выручку своего предприятия предприниматель не раскрывает, но признает, что пока компания приносит убытки, выйти в ноль он планирует весной 2017 года.

Один из его дилеров Алексей Белов, менеджер интернет-магазина оригинальных продуктов питания «Мастер Джинн», говорит, что «Космопит» продает «ностальгическое решение времен начала покорения космоса». «Цель проекта — дать обычному человеку прикоснуться к космосу. Космонавтом стать сложно, а попробовать еду легко», — вторит ему Поклад.

Виктор Добровольский энтузиазма молодого предпринимателя не разделяет: «Все, что производится без моего участия как главного конструктора, без нашего института и Бирюлевского завода, — это плагиат, подделка. Такая продукция дискредитирует космическое питание». Ведерников считает, что «Космопит» своим названием вводит людей в заблуждение: «Заказали консервы в тубах и назвали их космическим питанием».

Алексей Федоряка, руководитель практики разрешения споров «Федерального патентного бюро «Гардиум», говорит, что Андрей Ведерников и государственный институт питания могут добиться признания регистрации товарного знака «Космопит» недействительной, если докажут, ​ что использование слов «космо» и «пит» вызывает у потребителей ложные ассоциации с питанием в космическом пространстве. «Им необходимо доказать, что регистрация данного товарного знака и его последующее использование правообладателем вводят потребителей в заблуждение относительно самого товара, его качеств и изготовителя, который никакого отношения не имеет к специализированному питанию космонавтов», — считает Федоряка.

Впрочем, далеко не факт, что суд встанет на сторону Ведерникова. Виталий Ветров, управляющий партнер юридической компании «Ветров и партнеры», напротив, считает, что «Космопит» просто дает свое толкование термина «космическое питание». «Я бы на месте Александра Поклада даже перешел бы в нападение. Де-факто государственный институт не стремится к развитию конкуренции. Этим может заинтересоваться ФАС», — говорит Ветров.

Впрочем, Поклад считает, что еда в тубах — это не только сувенир, но и возможность быстро перекусить. Именно этим объясняется выбор АЗС как канала продаж. Рынок проголодавшихся автомобилистов гораздо больше, чем любителей космических сувениров.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16 апр, 16:41
Reuters узнал, что Украина не получит все российские активы сразу Политика, 01:15
Эрдоган подтвердил договоренность о визите Путина в Турцию Политика, 00:59
На митинге против закона об иноагентах в Тбилиси задержали 11 человек Политика, 00:32
Экс-полицейского обвинили в получении рекордной взятки в 5 млрд руб. Общество, 00:27
«Барселона» после удалений игрока и тренера уступила ПСЖ и вылетела из ЛЧ Спорт, 00:09
Чем примечательны парламентские выборы в Хорватии Политика, 00:00
Бизнес попросил смягчить требования к транспорту и одежде курьеров Москвы Технологии и медиа, 00:00
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Биржа предложила освободить торги газом от уплаты дополнительного НДПИ Бизнес, 00:00
Франция отозвала посла из Азербайджана для консультаций Политика, 00:00
В России заблокировали сайты Amazon Web Services и GoDaddy Технологии и медиа, 16 апр, 23:48
В ООН заявили об отсутствии возможности найти виновных в атаках на ЗАЭС Политика, 16 апр, 23:40
США отказались брать на себя «боевую роль» в конфликте России и Украины Политика, 16 апр, 23:12
В Пентагоне допустили захват Тайваня Китаем в случае поражения Украины Политика, 16 апр, 23:07
The Jerusalem Post узнала, что ЦАХАЛ определилась с ответом на удар Ирана Политика, 16 апр, 22:34