Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Доходный пар: как заработать на электронных сигаретах

Babylon Vapeshop с начала 2016 года продала на 100 млн руб. электронных сигарет и жидкостей для «парения». Рынок растет, но ему угрожают табачные компании, придумавшие, как скрестить электронную сигарету с обычной
Предприниматель Игорь Самборский. В электронных сигаретах не используется табак
Предприниматель Игорь Самборский. В электронных сигаретах не используется табак (Фото: Олег Яковлев / РБК)

Предприниматель Игорь Самборский встречает корреспондента РБК в помещении, которое утопает в клубах пара. Это не баня, а головной офис компании Babylon Vapeshop, которая занимается продажами электронных сигарет для «парения», или вейпинга (от англ. vapor — «пар»).

Самборский и его друзья — менеджеры Babylon Vapeshop Александр Кураксин и Илья Барышев — увлеклись вейпингом в 2010 году, увидев в нем достойную альтернативу табаку. «Шесть лет назад еще не было запрета на курение в общественных местах и очень раздражал сигаретный запах повсюду», — вспоминает Илья Барышев. «Парение» решало эту проблему: в электронных сигаретах в отличие от обычных табак не используется, а пар появляется благодаря испарению жидкостей на основе глицерина с ароматическими и вкусовыми добавками, также в них может содержаться и никотин.

Электронные сигареты летом 2010-го продавали знакомые Игоря Самборского Сергей Джуринский и Роман Новиков, которые предложили ему и Барышеву присоединиться к созданному ими ООО «Эко». У фирмы было всего три торговые точки-островка в торговых центрах и оборот около 300 тыс. руб. в месяц. Торговля шла плохо: посетители смотрели на витрину с непонятными устройствами, но мало кто хотел их приобрести.

В Китае на тот момент устройства для вейпинга уже активно продавались, а Барышев и Самборский, изучив китайский рынок, решили привнести эту культуру в Россию. Вместе с китайскими партнерами они запустили собственный бренд электронных сигарет ilike, а заодно изменили формат торговли. «Мы довольно быстро поняли, что девайсы для вейпинга — это продукт будущего, его нельзя продавать в ТЦ с помощью продавца, который толком ничего об этом не знает. Требуется особая атмосфера», — вспоминает Барышев. Продавать свои девайсы они решили в вейпшопах, которые напоминают бар или клуб по интересам.

Для воплощения идеи нужны были инвестиции. Самборский и Барышев пришли из венчурной индустрии — с 2006-го они работали в хедж-фонде STHD Capital, а с 2009 года Самборский был аналитиком в венчурном фонде «Роснано». Партнеры начали предлагать знакомым инвесторам вложиться в новый проект. В итоге Babylon Vapeshop привлекла несколько десятков тысяч долларов от пула частных инвесторов (их имена компания не раскрывает).

В 2015 году Самборский и Барышев вышли из состава учредителей в пользу новых инвесторов проекта. За последние пять лет к первоначальному ООО «Эко» добавилось еще несколько юрлиц: сейчас большую часть из них объединяет головная компания ООО «Ориджинал». Согласно СПАРК, ее совладельцами являются Виталий Юшко (99%) и Анатолий Соболев (1%). При этом в числе зависимых и аффилированных лиц упоминается, например, основатель закусочной Burger Heroes Игорь Подстрешный. Подстрешный подтвердил РБК, что инвестировал в компанию, поскольку сфера показалась ему интересной и перспективной, однако отказался отвечать на дальнейшие вопросы.

Babylon Vapeshop в цифрах

22 вейпшопа сейчас открыто у Babylon Vapeshop в России и Казахстане

Более 70 сотрудников работают в компании

Около 100 млн руб. выручки заработала компания с начала 2016 года

35 млн руб. выручка компании за 2015 год

37% потребителей электронных сигарет в мире — бывшие курильщики

1% россиян, или около 1,4 млн человек, регулярно курят электронные сигареты (обычные при этом курят 39% россиян)

$8 млрд — объем продаж электронных сигарет в мире в 2015 году

$800 млрд в год — объем рынка традиционных сигарет

Источник: данные компании, EY

«Парят» где хотят

Поначалу Самборский и его партнеры продавали оптом жидкости для «парения» из Китая — на тот момент лидера мировой вейп-индустрии. Однако в 2014 году решили рискнуть и попробовать продать в России премиальную жидкость из США. После месяца переговоров они стали эксклюзивным дистрибьютором в России компании Five Pawns. «Мы боялись, что не продадим их жидкость за 1 тыс. руб., тогда как рядом продавалась китайская за 150–200 руб. Но товар продавал себя сам: люди пробовали и понимали, что это по-настоящему вкусно», — вспоминает Игорь.

В июле 2014-го основатели открыли на корабле «Брюсов» в Москве первый вейпшоп под брендом Babylon Vapeshop. Его площадь была всего 15 кв. м. Нынешние вейпшопы занимают от 25 до 120 кв. м, чтобы вместились столики и стулья: посетители должны иметь возможность общаться и пробовать жидкости, вместо того чтобы покупать их наугад.

Благодаря контрактам на эксклюзивную дистрибуцию жидкостей и других составляющих для вейпинга из США Babylon Vapeshop постепенно выбилась в лидеры российского рынка, считает производитель электронных сигарет SvoёMesto Сергей Новиков. «Они заключили с американцами контракт на поставку ароматизаторов, например, и никто другой не может войти на рынок. Всем говорят: у нас эксклюзивный распространитель — Babylon, идите к ним. А Babylon заламывает цену», — говорит Новиков.

На самом деле, хотя Babylon продолжает сотрудничать с Five Pawns, она лишилась эксклюзивного статуса, рассказал РБК менеджер по работе с международными клиентами Five Pawns Макс Фрейзер. «Мы продаем премиальные жидкости, и наш бренд хорошо известен. Они воспользовались нашим брендом, чтобы заключать больше контрактов с другими производителями», — рассказал он. По словам Фрейзера, в июле этого года Babylon Vapeshop заказала у них менее 500 бутылочек с жидкостями.

Доходный пар: как заработать на электронных сигаретах

В вейпшопах продается все, что надо вейперу, а это достаточно большой ассортимент: в первую очередь корпус устройства для вейпинга с вапорайзером (испарителем), к которому отдельно покупается аккумулятор, зарядное устройство, хлопок для нагревательного элемента, дрип-тип (наконечник, или мундштук) и, самое главное, жидкости. Количество вкусов превышает 10 тыс. разновидностей — от простых вроде ананаса или мяты до вкуса донатса или хвойного леса. Некоторые смешивают жидкости самостоятельно из подручных элементов: сырье можно купить в Babylon Vapeshop и других вейпшопах, а себестоимость такой жидкости будет порядка 50 руб. за 30 мл вместо средних 350–500 руб., говорит Сергей Новиков.

В Babylon Vapeshop представлено более 60 брендов жидкостей и несколько сотен вкусов. Цена зависит от производителя: китайские жидкости стоят от 250–300 руб. за флакончик объемом 30 мл, недорогие российские бренды — до 500 руб. Премиальные жидкости обойдутся дороже. Например, российско-американская Skills, которую с 2015 года начала производить Babylon Vapeshop сначала с партнерами, а потом на аутсорсинге в Лос-Анджелесе, стоит около 1 тыс. руб. за 30 мл, а американская — около 1,5 тыс. руб. за такой же объем. В среднем «парильщику» такого флакона хватает примерно на неделю.

Сейчас розничная сеть Babylon Vapeshop включает 22 магазина: половина — в Москве, другая — в регионах и в Казахстане и еще шесть-семь магазинов на стадии открытия. В 2015 году компания запустила еще и франшизу магазинов под брендом Vape Flava. Сейчас в ней четыре магазина франчайзи, и в ближайшее время должно открыться еще два. Если Babylon — это вейпшоп «для гиков», где продаются последние новинки индустрии, то франшизные магазины больше подходят новичкам, говорит Самборский.

Александр, медиалицо Babylon Vapeshop. В электронных сигаретах не используется табак
Александр, медиалицо Babylon Vapeshop. В электронных сигаретах не используется табак

В среднем выручка магазина Babylon Vapeshop в месяц составляет от 1,5 млн до 3 млн руб. в месяц в Москве и от 0,5 млн до 1,5 млн руб. в регионах, в зависимости от места нахождения и проходимости. Часть продукции продается онлайн (по выручке это 1,5–3 млн руб. в месяц), но гораздо больше клиентов предпочитают приходить в вейпшоп потусоваться.

В последние пару лет Москва испытала настоящий бум вейпшопов. По оценке Ильи Барышева, в столице их сейчас около 300, и спрос по-прежнему опережает предложение. «Пока еще рынок растет быстрее, чем идет новый прирост игроков, так что мы все в одной лодке», — говорит Барышев.

На розничную сеть приходится примерно половина от общих продаж Babylon Vapeshop. Вторая половина — это продажи оптовым клиентам. Babylon Vapeshop держит не очень высокую маржу, уверяет Игорь Самборский. Товар, который для компании дистрибьюторы импортируют в Россию, продается с наценкой 15–20%, в рознице наценка — 50–60%. По словам Самборского, их собственные вейпшопы выкупают у компании импортный товар на общих условиях.

В Babylon продвигают вейпинг самыми разными способами — от вечеринок в честь открытия вейпшопов до совместной работы со звездами хип-хопа. Например, в 2015 году компания выпустила лимитированную серию вапорайзеров вместе с рэпером Кириллом Толмацким (Децлом). Как вспоминает Толмацкий, с Babylon он познакомился благодаря электронной музыке, которой занимается Илья Барышев. «Ребята мне предложили сделать вапорайзеры. Это был такой интересный эксклюзивный мерчандайзинг к моему творчеству — всего 500 штук. И они моментально разошлись у меня на концертах», — рассказал Толмацкий РБК.

По словам рэпера, впоследствии они с Babylon Vapeshop выпустили еще 500 мехмодов (механическая электронная сигарета в виде трубки), которые также быстро раскупили поклонники. Кроме того, сейчас они планируют выпустить совместную линейку жидкостей. Такой эксперимент у Babylon Vapeshop уже был, когда они сделали жидкость под совместным брендом с рэпером Смоки Мо — Александром Циховым.

Совокупная выручка Babylon Vapeshop составила 100 млн руб. с начала 2016 года (порядка 15 млн руб. в месяц), а прибыль за этот период — около 4 млн руб. В 2015 году, по словам основателей, выручка компании составила 35 млн руб.

Как устроена электронная сигарета

«Персональные испарители» состоят из корпуса, в котором находятся резервуар для хранения жидкости и вапорайзер, металлической спирали, аккумулятора, фитиля из ваты или хлопка и жидкости для «парения». Когда курильщик затягивается, включается аккумулятор, спираль нагревается, жидкость, залитая в вапорайзер-испаритель и пропитавшая фитиль, нагревается, и выделяется пар.

«Парение» считается менее опасным, чем курение, поскольку курильщик не вдыхает продукты горения табака и вредные смолы. Многие курильщики переключаются на «парение», чтобы завязать с вредной привычкой. Получается далеко не у всех. К тому же в докладе Всемирной организации здравоохранения в марте 2015 года сказано, что используемые в вейп-устройствах растворы и выделяемые из них вещества содержат другие химические вещества, некоторые из них считаются токсичными.

Производители пара

Babylon Vapeshop и продает девайсы и жидкости от известных брендов, и принимает участие в их разработке. «В Китае все просто и дешево, но хромает контроль качества. В США идеально все, кроме цены: по таким ценам в России очень тяжело продавать девайсы», — говорит Самборский. Поэтому в июне 2016 года Babylon Vapeshop запустила российское производство девайсов, жидкостей и аксессуаров для «парения» на аутсорсинге.

По словам основателей компании, детали делаются на заказ у различных российских производителей, после чего девайс собирается в арендованном Babylon цеху по сборке железа на заводе им. Микояна в Москве. Как говорит Барышев, только в гравировочный станок инвестировали около $50 тыс. и еще около $0,5 млн стоило оборудование по разливу жидкости. «Мы столкнулись с тем, что никто не может покрасить медь, как надо. Мы вынуждены будем покупать станок в Штатах и красить медь сами», — говорит Барышев. Для производства жидкостей вейперы арендовали пищевое производство — на том же заводе им. Микояна.

Несмотря на отсутствие наработанных технологий, российское производство все равно оказывается выгоднее, чем импорт товаров из США. Сегодня себестоимость производства девайса — около 2–2,5 тыс. руб., тогда как в рознице они продаются по цене около 5 тыс. руб. «Наша бизнес-модель — импортозамещение с 30-процентным дисконтом. Мы стараемся сделать девайсы не хуже, чем в Штатах, но дешевле», — говорит Самборский.

Вейперы против табачников

В магазине Babylon Vapeshop в среднем стартовый набор вейпера стоит от 7 тыс. до 10 тыс. руб., и это не считая жидкостей для «парения», которые покупаются отдельно. «Если курить в день по пачке, то в год потратишь 36 тыс. руб. За эти деньги можно купить себе заряженный девайс и жидкостей на год вперед», — подсчитал Илья Барышев. Многие покупают разные девайсы для дома, автомобиля и офиса. «Ты покупаешь сигаретную пачку, покурил и выкинул ее: в ней нет души. А вейп-девайс — это уже продолжение тебя: ты о нем заботишься, покупаешь ему запчасти», — говорит Илья.

Пока вейп-индустрия набирает популярность: пускающими колечки пара были замечены актеры Леонардо ДиКаприо, Джонни Депп, Джек Николсон, Тим Рот, певица Кэти Перри, британская топ-модель Кара Делевинь, рэпер Снуп Дог, а также лидер французской ультраправой националистической политической партии «Национальный фронт» Марин Ле Пен.

В России вейпинг тоже на подъеме. «Примерно два-три года назад появилось направление cloud chasing — пускание облаков, и это уже почти спорт. В вейпинг стала приходить некурящая молодежь ради этих понтов», — говорит производитель вейп-устройств Сергей Новиков. По его словам, объем продаж жидкостей в его интернет-магазине SvoёMesto за последние два года вырос с нескольких сотен до нескольких десятков тысяч пузырьков в месяц.

«Ребята из Babylon Vapeshop приложили руку к появлению моды на вейпинг в России и серьезно развиваются. В нашей стране, как в Китае или Испании, очень любят курить. Альтернатива должна быть для тех, кто хочет курить с меньшими потерями для здоровья», — считает Кирилл Толмацкий.

Инвесторы тоже не оставляют вейпинг без внимания: в июне 2013 года сооснователь Facebook Шон Паркер вложил $10 млн в производителя электронных сигарет NJoy. По данным Crunchbase, общая сумма инвестиций в эту компанию уже превысила $165 млн, а общий объем рынка электронных сигарет EY оценивает в $8 млрд (столько было продано в 2015 году), а к 2019 году он может практически удвоиться.

Рынок устройств и жидкостей для вейпинга не консолидирован — на нем тысячи производителей, в основном из Китая и США. При этом в борьбу за новый рынок активно включились табачные компании. В последние несколько лет гиганты табачной индустрии Reynolds, Lorillard и Altria (бренд Philip Morris) приобрели крупные бренды по производству электронных сигарет Vuse, BluCigs и MarkTen, а также занимаются разработкой собственных устройств.

Например, Philip Morris инвестирует в разработку целого ряда электронных девайсов для курения, включая электронные сигареты и электрическую систему нагревания табака iQOS, сообщила РБК представитель «Филип Моррис Интернэшнл» в России Ирина Жукова. Такие устройства вполне могут потеснить вейпинг. По словам Жуковой, исследования «Филип Моррис» показали, что при использовании iQOS уровни выделяемых вредных веществ в среднем на 90–95% ниже, чем в дыме стандартной сигареты. Табачные гиганты не заинтересованы в том, чтобы курильщики занимались «парением»: им, пусть даже с инновациями, нужно продавать табак.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
Силовики применили против протестующих в Тбилиси слезоточивый газ Политика, 21:13
МВД заявило о защите чести полиции после сообщений об избиении нацболов Политика, 21:09
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03
В Курской области жительница Теткино получила ранения при обстреле Политика, 20:49
Фонд Назарбаева отверг обвинения в попытках дискредитировать власти Политика, 20:33
В Дубае из-за дождей затопило аэропорт и дороги. Видео Общество, 20:18
В Белгородской области сообщили об обстреле села Красный Октябрь Политика, 20:10
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
Капитан и рекордсмен «Динамо» в КХЛ подпишет контракт со «Спартаком» Спорт, 20:07
В Тбилиси второй день подряд начался митинг против закона об иноагентах Политика, 20:05
Больше половины граждан Молдавии выступили за вступление в ЕС Политика, 20:04
Токаев призвал не нагнетать истерию с языками в Казахстане Политика, 19:56
Россиянин возглавил международный рейтинг драфта НХЛ 2024 года Спорт, 19:48
В Липецкой области обезвредили обломки метеозонда с Украины Политика, 19:48
«Инвестпалата» призвала инвесторов не тянуть с подачей заявок на обмен Инвестиции, 19:39