Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Набить цену: какой доход приносят тату-студии

Когда Алексей Мокров открыл свою первую тату-студию, то не сумел привлечь клиентов и чуть было не обанкротился. Ситуацию спасла тату-школа и франчайзинг — обучать людей оказалось выгоднее, чем татуировать
Алексей Мокров
Алексей Мокров (Фото: Владислав Шатило / РБК)

«Если люди слышат, что я занимаюсь татуировками, то редко воспринимают это как серьезный бизнес. Но как только узнают о наших цифрах и показателях, то начинают интересоваться стоимостью франшизы», — уверяет 29-летний Алексей Мокров. Сеть из десяти тату-студий My Way Tattoo принесла 15 млн руб. выручки в 2016 году и 4,2 млн руб. чистой прибыли. На рынке, где правят бал мастера-одиночки, предпринимателю удалось построить стабильный бизнес. Хотя первое время приходилось ночевать на матрасе в собственной студии — денег на жилье не хватало.

После окончания Театрального художественно-технического колледжа в Москве Алексей поступил в Институт кино и телевидения (ГИТР) и попал на практику в Театр эстрады, где и остался работать звукооператором. «В театре у меня был замечательный начальник, который был полностью зататуирован. Это сподвигло и меня сделать себе тату. Я стал обдумывать эскизы, которые хотел бы нанести на тело», — вспоминает предприниматель. Начал он в 2007 году с «рукава» — татуировки от плеча до кисти. Но результат Алексея не устроил — через какое-то время он пошел переделывать татуировку к мастеру, с которым впоследствии очень сдружился. Тот не только сделал Алексею несколько татуировок, но и предложил продвигать тату-услуги в интернете.

«Я тогда ничего не понимал в продвижении, но согласился — начал самостоятельно изучать вопросы рекламы в Сети. Мне это было интересно», — говорит Алексей. Он вывел мастера в топ российских тату-специалистов, а также поработал с зарубежными студиями в Швеции, Австрии, Дании и Германии.

От зэков до хипстеров

«Татуировка — это знак того, что человек сидел в тюрьме» — так ответили специалистам Левада-центра в 1995 году 40% опрошенных россиян. Это был самый популярный ответ на вопрос «Что чаще всего означает татуировка?». В опросе 2014 года такой версии придерживались лишь 27% опрошенных, а самым популярным ответом (37%) стал вариант «Это стремление выделиться среди других».

Из маргинального и околокриминального украшения татуировки превратились в модный молодежный тренд. Из исследования Левада-центра видно, что чем старше опрошенные, тем хуже они относятся к рисункам на теле. Только 6% опрошенных признались в 2014 году, что у них есть тату. Для сравнения — опрос The Harris, проведенный в октябре 2015 года, показал, что у 29% американцев есть хотя бы одна татуировка. По данным исследовательского агентства IBIS World, в США рынок тату оценивается в $1 млрд.

По данным Wordstat.yandex, с июля 2015 по май 2017-го количество поисковых запросов по слову «тату-студия» возросло с 5687 до 10 140. Число запросов по слову «тату» за аналогичный период показало рост с 2,4 млн до 3 млн. Как правило, тату-салоны — это локальный бизнес, их открывают мастера-одиночки с единомышленниками, но есть и несколько сетевых проектов — ​«Тату 3000», My Way Tattoo, «Империя тату», Maruha, «Революция» и др. По данным сервиса 2ГИС, в Москве и ближайших окрестностях действует около 260 тату-салонов.

Тату комом

После успешного кейса с продвижением услуг тату-мастера Алексей Мокров решил поработать на себя — открыть собственный тату-салон. Он взял за образец крупнейшую в Европе швейцарскую студию GIAHI. С деньгами помог партнер — Алексей Гунарь, вместе они зарегистрировали ООО «Имидж Гейм» и начали искать помещение. Тату-салон My Way Tattoo они открыли у метро «Пролетарская» весной 2015 года. Инвестиции в запуск составили более 2,65 млн руб., 75% из которых вложил Гунарь, 25% — Мокров. Эти деньги пошли на оплату аренды (350 тыс. руб.), ремонт помещения (1,5 млн руб.) и закупку оборудования и мебели (800 тыс. руб). На рекламе поначалу экономили. «Мы не считали, что нужно вкладывать в рекламу много денег. Я все делал самостоятельно. Выходных у меня не было несколько лет», — рассказывает предприниматель.

Главная проблема новых тату-студий — это поиск квалифицированных мастеров. Как правило, профессионалы работают на себя, а новички, даже талантливые, не могут привести клиентуру. «Я уже разбирался в том, как выглядит качественная и некачественная работа, это помогло найти среди мастеров тех, кого можно взять к себе», — уверяет Алексей.

Основатель тату-студий My Way Tattoo Алексей Мокров
Основатель тату-студий My Way Tattoo Алексей Мокров

Около года бизнес работал почти в ноль: поток клиентов был слишком мал для того, чтобы окупить инвестиции. По данным СПАРК, выручка ООО в 2015 году составила 2,7 млн руб., а прибыль — всего 7 тыс. руб. «Я думал, раз у меня уже есть успешный кейс с раскруткой тату-мастера, все будет просто. Ничего подобного. Привлечение клиентов в новую студию — совсем не то же самое, что привлечение клиентов к известному мастеру. Здесь нужен был предпринимательский опыт, которого у меня не было», — говорит Алексей.

В конце 2015 года Алексей Гунарь вышел из бизнеса. «Мой партнер больше не хотел участвовать в проекте. Я остался один, бизнес был в минусе, — вспоминает Алексей Мокров. — Я жил в студии на надувном матрасе».

Снова в школу

В поисках выхода Алексей обратил внимание, что многие люди хотят не просто украсить свое тело, но и сами научиться делать тату. В то же время системно татуировщиков никто не учит — как правило, это ремесло передается от мастера к мастеру. «Я посидел в интернете, нашел институт татуировки во Флориде и увидел, что у нас ничего подобного в России нет», — рассказывает предприниматель.

На основе программы этого института он сделал учебный план и весной 2016 года запустил свою школу — Moscow Tattoo School. Преподавали там мастера, работающие в студии. Первые клиенты приходили из социальной сети «ВКонтакте», где Алексей рекламировал школу в тематических сообществах. «Я выбирал самые дешевые места размещения, где пост стоил 500 руб.», — вспоминает он. Тем не менее подход сработал — в первый же месяц школа принесла ему 60 тыс. руб. выручки. Сейчас у компании около 18 тыс. подписчиков в «ВКонтакте», в Instagram — около 60 тыс.

Слушателям школы предлагается два типа курсов — индивидуальный и базовый. Первый подразумевает, что ученик сам выбирает, когда ему удобно посещать занятия. Этот курс состоит из десяти уроков — двух теоретических и восьми практических. В случае успешного прохождения теории и практики человек сдает экзамен: делает татуировку на модели. Такой курс обходится в 50 тыс. руб. и подходит для тех, кто увлекается тату как хобби. Базовый курс из 23 занятий стоит уже 125 тыс. руб., и обычно его выбирают люди, которые хотят зарабатывать с помощью татуировок на жизнь.

Первые 2 млн руб. прибыли от тату-студии и школы Алексей Мокров получил в сентябре 2016 года. Эти деньги он реинвестировал во второй тату-салон под брендом My Way Tattoo у метро «Кропоткинская».

Тату-франшиза

Школа стала не только источником дополнительных доходов, но и дала возможность масштабирования бизнеса — она постоянно выпускала тату-мастеров, которые могли войти в штат новых тату-студий. Алексей решил, что франшиза, основатели которой предлагают не только бренд, технологии, но и сотрудников, может быть востребована. Он разработал бренд-бук и стал рекламировать франшизу в соцсетях и с помощью контекстной рекламы.

Тату-студия My Way Tattoo
Тату-студия My Way Tattoo

Первый франчайзи My Way Tattoo пришел к Алексею через знакомых. Он открыл студию у метро «Октябрьское Поле» в ноябре 2016 года. Дальше с разницей в два месяца по той же модели открылись студии сначала в Пушкино, где франшизу приобрели выпускники Moscow Tattoo School, а потом в Беляево. В мае 2017 года Алексей Мокров открыл собственную тату-студию в Санкт-Петербурге, а в начале июня — салон по франшизе в Сочи.

Стартовые инвестиции в открытие студии My Way Tattoo составляют от 800 тыс. до 7,5 млн руб. в зависимости от региона, масштаба бизнеса и количества мастеров, которых привлекает франчайзи из Moscow Tattoo School. Например, в стоимость medium-пакета франшизы за 1,5 млн руб. паушального взноса входит предоставление четырех выпускников школы. Роялти составляет 30–90 тыс. руб. в месяц в зависимости от масштабов бизнеса.

Вскоре стало понятно слабое место франшизы — получив поддержку на старте, франчайзи быстро понимают, что могут обойтись в дальнейшем и без Алексея Мокрова. В середине 2016 года один из франчайзи My Way Tattoo переименовал свою студию и стал работать самостоятельно, частично оставив прежний персонал. «Были у нас хитрые ребята, которые отсоединились. Но как только они переименовали свою студию, у них сразу упали продажи, потому что люди не хотят идти в студию без истории», — уверяет Алексей.

Помимо этого тату-салона закрылась и первая собственная студия. «Арендодатели на «Пролетарской» подняли стоимость аренды, установив неадекватную цену в два раза выше стартовой, — удивляется предприниматель. — Мы закончили с ними работать и закрыли эту студию».

Сейчас под брендом My Way Tattoo работают в общей сложности десять студий, большая часть которых открылась уже в 2017 году. Паушальные взносы и роялти приносят Алексею в среднем по 300 тыс. руб. в месяц.

Для управления сетью предприниматель использует AmoCRM. «В нашей системе видно количество клиентов, финансовый поток. Все эти показатели прозрачны, а значит, можно скорректировать стратегию для того или иного филиала, чтобы он развивался, — говорит он. — Мы постоянно находимся на связи с франчайзи. Они задают нам вопросы, которые их волнуют, в основном связанные с дизайном или с рекламой».

Алексей Мокров
Алексей Мокров

В дальнейших планах предпринимателя — открытие тату-студий во всех городах-миллионниках, а также в Казахстане, где он уже регистрирует торговую марку My Way Tattoo, и в Германии. «Так как я раньше занимался рекламой и развитием партнерских отношений с европейскими студиями, у меня остались контакты и знания о том, как можно интегрироваться практически в любую страну со своими мастерами и начать зарабатывать там деньги, — уверяет он. — Это заблуждение, что на Западе конкуренция сильнее, чем здесь. Качество работ за рубежом оставляет желать лучшего».

Тату-салон без татуировщика

Сочинский франчайзи My Way Tattoo Евгений Кудров познакомился с Алексеем Мокровым через своего сына. До покупки франшизы у Евгения был свой бизнес, но после кризиса 2014 года он перестал приносить доход, и предприниматель решил заниматься чем-то другим.

«В тату индустрию мы пришли случайно, почти у всех в нашей семье есть татуировки, самым последним делал сын, как раз в студии Алексея. Мы с ним пообщались, нашли общий язык и решили вместе работать дальше, — говорит Евгений. — О самостоятельном открытии студии я даже не думал. В тату-бизнесе я совершенно ничего не понимал, и надеялся, что так будет проще». Студия в Сочи открылась 3 июня 2017 года. Инвестиции в запуск составили 2 млн. рублей личных средств, большая часть которых пошла на ремонт помещения и закупку оборудования для салона.

Евгений приобрел light-пакет франшизы за 600 тыс. руб., который не предполагает предоставление мастеров от франчайзера. «Мы искали профессионалов своего дела, поэтому было сложно», — признает Евгений. В итоге первую неделю после открытия сочинский салон работал без мастера — клиентов записывали на будущее. Сейчас мастеров уже нашли.

«Студия у нас получилась очень крутая не только для Сочи, но и для Москвы. 200 кв.м. оформлены в стиле лофт. Плюс мы находимся на проходной Навагинской улице. Это самый центр города», — рассказывает Евгений. Тем не менее, с притоком клиентов пока проблемы. Из-за проблем с персоналом за месяц работы студия обслужила всего 8-10 человек, а выручка составила 30-40 тыс. руб. «Пока я не могу сказать, когда окупим инвестиции. В Сочи тату-бизнес сильно зависит от сезонности, — говорит Евгений. — А июнь — самое начало сезона. Пока нас не знают, надеемся, что июль поправит положение».​

Набить цену: какой доход приносят тату-студии

«Некоторые франчайзи не понимают, что приобретение франшизы не отменяет работу над развитием студии, — говорит Алексей Мокров. — Они думают, что при покупке франшизы ничего не нужно делать, клиенты и так будут приходить. Но это так не работает. Нужно самому участвовать в процессе управления, контроля и развития своего собственного филиала».

Взгляд со стороны

«Это бизнес без профессиональной этики и опыта»

Основатель тату-студии «Ангел» Павел Арефьев

«В 1990 году, когда я начинал работать, тату-индустрии и тату-бизнеса в принципе не существовало. Все делалось в домашних условиях без специальных приспособлений, без инструментов. Сейчас это полноценный бизнес и реальная индустрия.

Безусловно, с увеличением спроса на татуировку в России увеличилось и предложение на рынке. Стало очень много мастеров, различного рода тату-студий. Тем не менее тату-бизнес все-таки остается полулегальным. Частные мастера оказывают персональные услуги, и при этом они нигде не числятся. Я думаю, за последние десять лет произошло увеличение предложения на рынке раза в три-четыре.

Что касается школы, которую запустили My Way Tattoo, я считаю, что это бизнес без профессиональной этики и опыта. В медицинской среде люди учатся как минимум три-четыре года, чтобы получить корочки медбрата или медсестры. Художники учатся всю свою жизнь, чтобы достичь мастерства. Люди, которые запускают бизнес-проект со школой, в которой за несколько занятий хотят обучить татуировке, не обладают ни теми, ни другими способностями. У них просто эффективная политика промоушена, но недостаточно практики.

Сейчас люди, к сожалению, все меньше обращают внимание на репутацию тех или иных студий или мастеров. Они чаще ведутся на рекламу, промоушен и, соответственно, вляпываются в неприятные истории с татуировками, когда их приходится сводить или перекрывать».

«На рынке есть место для всех»

Основатель компании «Тату 3000» Илья Пучковский

«Мы работаем 18 лет уже и, наверное, являемся одной из старейших компаний в индустрии татуировок. Рынок это растущий и не сказать чтобы насыщенный. Много студий открывается, но и много новых клиентов появляется. Процентов 80 людей в России вообще не знают, что это такое и зачем нужно. В итоге студии конкурируют не столько друг с другом, сколько за привлечение новых клиентов. С этой точки зрения образовательные мероприятия My Way Tattoo влияют на весь рынок в целом. Вся прелесть в том, что одному клиенту нравится один мастер, другому — другой. Чем разнообразнее предложения, тем большее количество людей решается сделать татуировку. На рынке есть место для всех.

Важный нюанс — многие начинающие студии демпингуют, чтобы привлечь первых клиентов. И это часто имеет печальные последствия. Если относиться с уважением к мастеру и клиенту, использовать качественное оборудование, то цены не могут быть низкими».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Орбан заявил об «одном шаге» до отправки на Украину войск Запада Политика, 22:07
Педиатру из Москвы ужесточили обвинение по делу о фейках про армию Общество, 21:51
Пошлину на ввоз пива из недружественных стран повысили в 2,5 раза Экономика, 21:47
Открылся 46-й Московский кинофестиваль. Фоторепортаж Life, 21:45
В Воронежской и Курской областях объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:42
Неигравшая три года Светлана Кузнецова заявила, что карьеру не завершила Спорт, 21:41
Белоруссия отменила запрет на ввоз из России чая Greenfield и кофе Jardin Бизнес, 21:22
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Белгороде объявили опасность атаки беспилотников Политика, 21:09
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 21:03
В Дербенте местный житель открыл стрельбу возле кафе Общество, 21:01
«Краснодар» обыграл «Факел» и приблизился к «Зениту» в РПЛ Спорт, 20:59
Какие вооружения Украина получит по итогам встреч НАТО, ЕС и G7 Политика, 20:55
Михалков увидел «страшную опасность» в дипфейках Технологии и медиа, 20:44
Законопроект о помощи Украине прошел процедурное голосование в США Политика, 20:39