Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Деньги в движении: кто и как зарабатывает на спорте для среднего класса

Боксерский клуб с 40 млн руб. выручки в год; любительская лига футбола, объединяющая тысячи команд; столичная школа танцев, продающая франшизу в регионы, — таковы примеры успешного «спортивного» бизнеса, найденные РБК
Фото: Георгий Малец для РБК
Фото: Георгий Малец для РБК

Печатная версия материала опубликована в журнале РБК № 7–8 за 2015 год

Данные социологов о доле россиян, декларирующих, что они регулярно занимаются спортом, разнятся от нескольких процентов до почти 30%. Эксперты Deloitte говорят, что фитнесом регулярно занимаются 1,9% россиян. Но, даже несмотря на такой разброс, очевидно: любительский спорт стал полноправной частью индустрии развлечений. Теперь жители крупных городов могут выбирать из сотен вариантов — от йоги и танцев до подготовки к триатлонной гонке Ironman. Кроме возможности заниматься собственно спортом большинство спортивных школ продают клиентам еще и тусовку — клуб по интересам и новые знакомства.

Результаты этой моды уже очевидны. Свободные места для регистрации на Московский марафон (забег на 42,2 км) закончились в этом году за три месяца до забега. Несколько сот доступных российским участникам мест на заплыве через Босфор расхватали за две минуты. Фитнес-клубы проводят бесплатные тренировки в столичных парках, счет участников массовых спортивных мероприятий, которые организуют Nike и Adidas, идет на тысячи человек. Беговая школа I Love Running устраивает конференцию по корпоративному бегу. К сдаче возрожденных в прошлом году норм ГТО уже привлечено больше 200 тыс. человек, заявил в июне министр обороны Сергей Шойгу.

РБК нашел четыре примера видов бизнеса, родившихся на волне моды на спорт. Все наши герои разные: одни без особого шума выстроили по всей стране сеть из тысяч команд, другие под крылом Минобороны эксплуатируют военно-патриотическую тему. Но каждый из них герой зарождающейся индустрии массового спорта, с каждым годом вовлекающей в свои сети все больше молодых платежеспособных клиентов.

(О «Гонке героев», организованной предпринимателем Глебом Юном при поддержке Министерства обороны, читайте в материале Новая «Зарница»: как Шойгу помогает заработать на беге с препятствиями.)

Академия бокса

Директор и основной владелец «Академии бокса» Олег Жадобин
Директор и основной владелец «Академии бокса» Олег Жадобин

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Директор и основной владелец «Академии бокса» Олег Жадобин встречает нас на входе и сразу предлагает пройти в зал — там началась вечерняя тренировка. Клуб действует в здании Малой спортивной арены «Лужников» и по площади сопоставим с небольшим ангаром для ремонта самолетов, только с огромными окнами.

В зале на двух рингах идет оживленная работа в парах, рядом от глухих ударов раскачиваются боксерские мешки. В центре зала бывший чемпион мира по версии IBF Роман Кармазин держит боксерские «лапы» члену совета директоров Газпромбанка, гендиректору компании «Когнитивные технологии» Андрею Черногорову. Среди посетителей «Академии» много крупных чиновников и топ-менеджеров, говорит Жадобин, есть даже люди из первой сотни Forbes, имена которых он не называет.

Около 35 сотрудников

Около 500 клиентов

30% клиентов — женщины

30% клиентов — руководители или собственники компаний

80% клиентов продлевают членство ежегодно

«Многие устали от классического фитнеса: цикличного, размеренного, понятного, скучного», — считает Жадобин. Люди начали заниматься динамичными видами спорта, которые комплексно развивают человека — не только мышцы, но и сердечно-сосудистую систему, скорость, выносливость, координацию, повышают общий тонус и улучшают настроение, объясняет он. «Гармонично развитый человек активен и опасен в хорошем смысле слова. Бокс как раз это дает», — уверен Жадобин.

По мнению секретаря московского отделения Федерации профессионального бокса России Александра Колесникова, интерес к боксу растет на фоне увеличивающейся популярности профессионального бокса и здорового образа жизни вообще. «Занимаясь боксом, я развиваю те же качества, которые помогают мне в бизнесе, — говорит гендиректор российского представительства шведской Sno Katt Павел Спиридонов. — Наконец, бокс дает возможность почувствовать себя мужчиной».

Как устроена «Академия бокса»
Фотогалерея 

«Академия бокса» открылась в 2011 году. До этого Олег Жадобин занимал посты директора Федерации любительского бокса России и Европейской ассоциации бокса. По данным СПАРК-Интерфакс на 27 января 2015 года, ему принадлежит 80% компании, оставшаяся доля — у президента иркутской Национальной ассоциации лесопромышленников Тимофея Кургина. В проекте также участвовал чемпион Олимпиады-88 Вячеслав Яновский, но «быстро вышел, чтобы заняться другими делами», уточнил Жадобин.

Изначально «Академия» открылась в здании бассейна «Лужников», там же вскоре заработал зал для тайского бокса и кикбоксинга. В старт проекта в 2010 году, по словам Жадобина, партнеры вложили около $300 тыс. своих и заемных средств. Когда бассейн закрылся на реконструкцию, оба зала переехали на Малую арену. В июне «Академия» открыла в Лужниках фитнес-студию «Берег» на открытом воздухе. Общую сумму инвестиций Жадобин не назвал, уточнив лишь, что развитие клуба «осуществлялось на заработанные деньги».

Боксерский клуб «Академия бокса»

Выручка в 2014 году: около 40 млн руб.

Минимальные затраты на запуск клуба: от 1,6 млн руб. (прогноз)

Рентабельность: 30% (прогноз)

Средний срок окупаемости: от 12 месяцев (прогноз)

Стоимость франшизы: одноразовый платеж — от 350 тыс. руб.

Роялти по франшизе: от 25 тыс. руб.

Час занятий с тренером: 2–3,5 тыс. руб.

Абонемент: от 69 тыс. руб. в год, 9 тыс. руб. в месяц

Минимальный набор экипировки: 10–12 тыс. руб.

Согласно базе данных «Карта спорта» в Москве 277 клубов и залов бокса. Из них специализирующихся только на этом виде спорта, по данным Федерации бокса Москвы, около 50. По оценке Жадобина, сейчас в столице спортом занимается менее 5% населения города, из них боксом в лучшем случае 10%. Но, добавляет он, рынок растет. В мае «Академия» начала торговать франшизой. «Мы прогнозируем окупаемость в течение 11–12 месяцев с последующей рентабельностью на уровне 30%», — отмечает владелец боксерского клуба.

«Как бизнес бокс выстроить непросто, но если клуб хорошо работает, он может приносить 3–5 млн руб. чистой прибыли в год. Конечно, не сверхприбыльный бизнес, чтобы им заниматься, его нужно любить», — говорит Жадобин.

Любительская футбольная лига

Создатели Любительской футбольной лиги братья Дмитрий и Артем Смирновы
Создатели Любительской футбольной лиги братья Дмитрий и Артем Смирновы

«Если футбол мешает семье, бросай семью», — шутят 45-летние близнецы Дмитрий и Артем Смирновы. За 20 лет из небольшого турнира для друзей они сумели создать Любительскую футбольную лигу (ЛФЛ), годовой оборот которой превышает 500 млн руб.

Братья играли в футболе на уровне первенства Москвы в позднем СССР. На рубеже 90-х ушли в армию, а когда вернулись, советская система любительских соревнований быстро деградировала. В 1995 году у братьев возникла идея проведения постоянных соревнований. В первом розыгрыше участвовали шесть команд, до конца турнира добрались пять.

Как устроена крупнейшая любительская лига в России
Фотогалерея 

В 1996-м было принято изменившее судьбу лиги решение: число игроков в команде сократили с 11 до восьми, а длительность матча — с 90 до 60 минут. Это позволило проводить игры на более доступных школьных стадионах и снизило требования к уровню физподготовки участников. Несколько лет игры оставались для Смирновых всего лишь хобби. «В 90-х мы были обычными мелкими бизнесменами, работали и грузчиками и директорами магазинов», — улыбается Дмитрий.

В 2001 году братья предложили запустить многоуровневую систему соревнований, как у профессионалов: сезон осень/весна, розыгрыш чемпионства округов, свою лигу чемпионов и т.д. Если в начале 2001-го в ЛФЛ выступали 32 команды, то к середине 2002-го — уже 208. В Москве были образованы восемь лиг (по числу столичных административных округов минус ЦАО и Зеленоград), в каждой созданы высшие и первые дивизионы.

Число команд в Москве: более 1,4 тыс.

Число команд в регионах: более 6 тыс.

Число проводимых матчей: более 25 тыс. в год

Число матчей в регионах: более 75 тыс. в год

Число игроков: более 80 тыс.

Бизнес-модель ЛФЛ построена на ежемесячных членских взносах команд и сборе денег для оплаты судейства. «Инвестор, спонсор, бюджет и так далее сегодня есть, а завтра нет. Если соревнования не обеспечены полностью их участниками, тогда нельзя давать 100% гарантий их проведения», — считает Артем. В 2002 году ежемесячные взносы составляли 200 руб., оплата судейства за матч — 100 руб., в год это меньше 500 тыс. руб. Лигой занимался в основном Дмитрий: «У Артема был маленький ребенок, он полностью присоединился в сезоне-2001/02». Сейчас, по данным ЕГРЮЛ, Дмитрию принадлежит 51% ООО «ЛФЛ», Артему — 49%.

Аренда стадионов — отдельный бизнес, на нем зарабатывает не лига, а партнеры ЛФЛ, которых Смирновы не раскрывают. Лига контролирует качество строительства и помогает минимизировать расходы, партнеры отбивают вложения за счет платы команд за тренировки и матчи. По такой схеме были построены десять спорткомплексов, в том числе гордость братьев — открытый в 2014-м стадион «Сетунь Парк» на месте заброшенного футбольного поля недалеко от дворца спорта «Крылья Советов»: в рамки поля для «большого» футбола влезло три для футбола «8 на 8».

Взносы каждый год возрастали как минимум на 100 руб. и к 2015 году достигли 2 тыс. руб. с команды в месяц, а судейство и добавившаяся к нему впоследствии аренда поля стоят 2,5–4 тыс. руб. за матч. Минимальный бюджет столичной команды (их в Москве сейчас более 1,1 тыс. в формате «8 на 8» и несколько сотен в других форматах) Смирновы оценивают в 150 тыс. руб. на год.

Любительская футбольная лига

Оборот ЛФЛ и партнеров в 2014 году*: 500 млн руб.

Бюджет команд: от 150 тыс. до нескольких миллионов руб.

Число сотрудников (в том числе занятых частично): более 500

Инвестиции в строительство стадиона «Сетунь Парк»: 50 млн руб.

Собственное интернет-телевидение ЛФЛ: более 500 прямых трансляций в год

Зрительская аудитория финальной части чемпионата России по футболу «8 на 8» (четыре дня): 40 тыс.

Инвестиции в строительство стадиона «Сетунь Парк»: 20 млн руб.

Собственное интернет-телевидение ЛФЛ: более 500 прямых трансляций в год

Число зрителей финала чемпионата России по футболу «8 на 8»: 40 тыс.

*В оценку включены взносы, судейство, аренда стадионов, затраты команд на экипировку, выплаты игрокам

Но с бюджетом меньше миллиона рублей выиграть что-то в высших лигах ЛФЛ почти нереально, добавляет Дмитрий: на верхних уровнях команды давно стали полупрофессиональными, проводят предсезонные сборы, в том числе за границей, выплачивают игрокам премиальные. Это привлекает и бывших звезд футбола: в разное время за клубы ЛФЛ играли и играют Александр Панов, Дмитрий Хлестов, Вадим Евсеев, Дмитрий Парфенов, Алексей Смертин.

С 2009-го ЛФЛ начала региональную экспансию (сейчас в регионах 40 партнеров) и стала проводить чемпионат России по футболу «8 на 8». На регионах ЛФЛ пока не зарабатывает, но партнеры зависят от информационной системы лиги и Смирновы рассчитывают это монетизировать. «Любой город с населением в 500 тыс. может иметь полноценную лигу из ста команд», — уверены они.

Школа танцев GallaDance

Владельцы сети GallaDance Алексей Миндель и Ольга Панченко
Владельцы сети GallaDance Алексей Миндель и Ольга Панченко

В кабинете Алексея Минделя и Ольги Панченко висит «карта желаний»: на ней все города-миллионники отмечены розовыми булавками. Когда в городе открывается клуб танцевальной школы GallaDance, булавку меняют на фиолетовую, фирменного цвета. План — сделать карту однотонной. Сейчас у школы 14 клубов, только шесть из них в Москве. Заниматься можно самыми разными танцами, от бальных до современных.

Партнеры познакомились в 2000 году на турнире спортивно-танцевального клуба «Спартак», который возглавлял Миндель. Начали обсуждать идею танцевальной школы для взрослых. «В детстве мне очень хотелось научиться танцевать, но меня никуда не брали — я была пухленькая. Оказалось, что таких, как я, с нереализованной мечтой, очень много», — вспоминает Ольга. Тогда танцевальные школы располагались в основном в полуподвалах или школьных спортзалах. Миндель и Панченко решили сделать школу на уровне дорогих отелей и ресторанов — с хорошими зеркалами, паркетом, раздевалками, душевыми и даже баром.

Знакомый предложил помещение бывшего VIP-клуба «Лужники», и в 2001-м партнеры открыли первый клуб с одноименным названием. Инвестиции в него были «небольшие, из личных сбережений», рассказывает Ольга. Второй клуб, в Барвихе, смогли открыть лишь пять лет спустя, когда у школы было уже около 300 клиентов. Тогда же появилось новое название — GallaDance.

Около 300 сотрудников, из них более 200 — преподаватели (117 в Москве)

Около 10 тыс. клиентов по всей России:

85% — женщины

15% — руководители или собственники компаний

70% — продлевают членство ежегодно

Стоимость минимальной трехмесячной карты:

от 12,9 тыс. до 22,9 тыс. руб.

Самый большой клуб GallaDance — в Центре международной торговли (1 тыс. кв. м), стартовые инвестиции — $1 млн

«У нас в клубе очень теплые отношения с клиентами, — рассказывает Миндель. — Да, мы не скрываем, что для нас это бизнес, но наша задача — сделать так, чтобы людям было приятно проводить здесь время». Партнеры настаивают на том, что GallaDance не просто школа танцев, а клуб, куда приходят за ярким досугом: они даже запатентовали словосочетание Lifestyle Dance Club. Владельцы решили, что эта концепция будет востребована и в других крупных городах, но сами идти в регионы не захотели — бизнес сложный, нужно постоянное присутствие хозяина. Все клубы в регионах и клуб в Алма-Ате открыли партнеры-франчайзи.

Один из них, участник шоу «Танцы со звездами» Денис Тагинцев, говорит, что свой первый клуб в Екатеринбурге они с партнером сначала пытались просто скопировать с GallaDance, но затем решили купить франшизу и переделали все по стандартам школы. Второй клуб, в Тюмени, обошелся Тагинцеву и его партнеру почти в 11 млн руб. и вышел на безубыточность за полтора года. Это стандартный период, говорит Панченко, но бывают исключения — все зависит от активной социальной позиции собственника. В Перми франчайзи GallaDance стала Элла Белых, жена губернатора Кировской области: клуб быстро набрал клиентов и окупился за пять месяцев.

Сеть танцевальных клубов GallaDance

Выручка в 2014 году: около 350 млн руб. (в 2010-м — 180 млн)

Средние инвестиции в открытие клуба: 15–25 млн руб.

Рентабельность: 6–20%

Средний срок выхода «в ноль»: 9–18 месяцев; возврат инвестиций — 3–4 года

Порог безубыточности: в Москве 250–300 членов клуба, в регионах от 150

Средний чек: 1,5–5 тыс. руб. в день

Стоимость франшизы: 1,8–2,5 млн руб.

Роялти по франшизе: 6% от месячного оборота

Франшиза приносит GallaDance: около 35% прибыли

Цены на услуги в регионах: примерно на 20% ниже московских

«К кризису мы относимся как к возможности изменить что-то в лучшую сторону, — говорит Панченко. — Все наши скачки в развитии так или иначе были связаны с кризисами». У партнеров есть перспективное направление — доступный вариант танцевальных школ D-Fusion. В отличие от GallaDance, где можно заниматься только по клубной карте, здесь можно платить за отдельные занятия — от 380 руб. Пока действует только одна студия D-Fusion на Новослободской (вторая, в Коньково, закрылась из-за проблем с арендой). По расчетам партнеров, открытие студии D-Fusion обойдется в 1,5–2 раза дешевле, чем клуба GallaDance. В течение года планируется открыть не менее десяти новых студий.

Из крупных сетей танцшкол соперничать с GallaDance может школа-студия балета Todes (82 студии в России), но там другой подход, уверяет Миндель: «Не столько про обучение танцам ради здоровья и удовольствия, сколько про желание попасть в шоу-бизнес и основной состав труппы Todes. Мы себя считаем работниками сферы услуг, в этой нише мы лидеры».

На чем построен бизнес сети школ Galladance
Фотогалерея 

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Зеленский рассказал, сколько нужно ЗРК Patriot для защиты промышленности Политика, 02:07
Захарова ответила поговоркой на сравнение чиновников с продавцами навоза Политика, 01:56
В Днепре и Черкассах прогремели взрывы Политика, 01:34
Лавров назвал пиаром заявления Макрона об отправке войск на Украину Политика, 01:26
Генштаб отправил в запас достигших 27-летия до 2024 года призывников Политика, 00:56
Пассажир впал в кому во время суточной задержки рейса из Таиланда Общество, 00:39
Генштаб пообещал не привлекать срочников весеннего призыва к спецоперации Политика, 00:35
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Власти Казахстана призвали сограждан покинуть Одессу и Харьков Политика, 00:16
Одержит ли «Спартак» первую победу в этом году в РПЛ. Интриги тура Спорт, 00:00
Верховный суд обязал ВТБ заплатить НДС за лицензии на Microsoft Технологии и медиа, 00:00
Минпросвещения дало советы тем, чьих детей призывают к терроризму Общество, 28 мар, 23:58
Какими будут обои и ламинат: где можно увидеть ремонт будущей квартиры РБК и ПИК, 28 мар, 23:33
В Киевской области прогремели взрывы Политика, 28 мар, 23:31
Зеленский объяснил нежелание некоторых стран ехать на саммит по Украине Политика, 28 мар, 23:28