Перейти к основному контенту
Свое дело ,  
0 

Отмена брони: почему забуксовал ресторанный видеосервис

Елена Чемерис вложила 10 млн руб. и $100 тыс. в создание сервиса по бронированию столиков в ресторанах, но так и не смогла на нем заработать. Бум таких ресурсов налицо в США, но до России пока так и не дошел
Елена Чемерис
Елена Чемерис (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Стейки в кадре должны быть сексуальнее, чем спасатели Малибу на пляже!» — миниатюрная блондинка Елена Чемерис руководит процессом съемки ролика для одного из ресторанов. В ее подчинении — оператор, режиссер и фуд-стилист, отвечающий за подготовку еды к съемке. Съемка роликов для ресторанов приносит Елене до 700 тыс. руб. выручки и 200 тыс. руб. прибыли в месяц.

Скромный результат для проекта, который был призван изменить московский ресторанный рынок. Три года назад предпринимательница вложила 10 млн руб. собственных сбережений и привлекла $100 тыс. инвестиций в создание стартапа RestoTube, ориентированного на посетителей ресторанов, но деньги закончились, а проект так и не взлетел.

Красивая жизнь

Работа Елены Чемерис со стороны могла бы показаться мечтой: поездки на дегустации вин в Австралию за счет компании, тусовки с рестораторами в будни и отдых в Европе в выходные. С 2008 года она работала менеджером по продажам в компании по дистрибуции вина МБГ, налаживала связи с ресторанными сетями и подписывала миллионные контракты на поставку алкоголя. «Я загорелась этой работой после прочтения книги «Духлесс» Сергея Минаева (писатель был управляющим партнером МБГ. — РБК). Хоть у меня и не было опыта, я долго уговаривала взять меня хотя бы на испытательный срок и пришла в компанию в качестве рядового продажника», — вспоминает Чемерис.

К запуску собственного бизнеса ее подтолкнул Стив Джобс. Биография и интервью основателя Apple так увлекли Елену, что в 2014 году она решила оставить работу мечты и сделать что-то свое. Идея пришла сама собой. «В любой компании я играла роль массовика-затейника, отвечала за бронирование ресторанов. Как-то я заметила, что бронирую только те заведения, о которых посмотрела видео», — говорит Чемерис. Тогда ее осенило: нужно делать видеогид, который помогает выбирать ресторан. Пользователь смотрит видеообзоры заведений и бронирует понравившееся, а сайт получает комиссию с каждого приведенного гостя. На тот момент в России не было подобных проектов, а в русском YouTube тема ресторанов еще не была раскрученной. Чемерис посоветовалась с основателем сервиса доставки Delivery Club Левоном Оганесяном. Тот идею похвалил, мол, будущее за видеоконтентом.

У Чемерис было 10 млн руб. накоплений — изначально девушка собиралась потратить их на небольшую квартиру в центре Москвы, но, окрыленная бизнес-идеей, решила вложить все средства в дело. Первые два месяца она работала в одиночку в коворкинге HackSpace у метро «Китай-город». Попасть туда с ее проектом о ресторанах казалось невозможным: коворкинг был рассчитан на проекты, разрабатывающие компьютерное «железо». Помогла случайность: фамилия Елены совпадает с фамилией совладельца бизнеса Александра Чемериса, менеджерам это показалось забавным, и ей разрешили снимать рабочее место всего за 10 тыс. руб. в месяц. Елена стала единственной девушкой-резидентом в HackSpace.

Летом 2014-го Чемерис наняла команду из операторов, режиссера и монтажеров и начала снимать двухминутные ресторанные видеообзоры. Чемерис планировала снять первые ролики на свои деньги, чтобы продемонстрировать эффективность работы сервиса, а далее брать с заведений абонентскую плату 50 тыс. руб. в год за присутствие на ее сайте.

На создание 50 роликов потребовалось около 1 млн руб., еще полмиллиона ушло на первую версию сайта. В конце 2014-го предпринимательница познакомилась с Константином Николаевым, владельцем компании «КНК Групп», которая поставляла упаковку для сегмента HoReCa. Он давно мечтал открыть свое заведение и прийти в ресторанный бизнес, идея проекта его воодушевила, и Николаев вложил $100 тыс. в компанию Чемерис. Эти деньги ушли на создание мобильного приложения для iOS.

Однако планы по монетизации потерпели фиаско. В 2014-м резко ослабел рубль, и для многих ресторанов это оказалось смертельным: половина заведений, для которых команда сняла видеообзоры, закрылась. А оставшиеся отказались платить абонентскую плату, мотивируя это тем, что у них нет точного знания, привел ли гостя RestoTube и каким​​ оказался его чек. Но Чемерис не собиралась сдаваться и наняла еще несколько менеджеров по продажам, чтобы охватить больше заведений. «Нам удавалось выходить на контракт максимум 4–5 раз в неделю, несмотря на то что каждый менеджер, а на пике их было шесть, обзванивал по 40 заведений в день! Мы полтора года пытались прошибить лбом стену!» — сетует Чемерис.

Елена Чемерис
Елена Чемерис

«Культура не сформировалась»

Онлайн-службы бронирования ресторанов пользуются спросом в США. Так, сервис OpenTable, основанный в 1998-м Чаком Темплтоном, в первые два года своего существования привлек $36 млн инвестиций, а в 2015-м компанию за $2,6 млрд купил гигант Priceline, которому также принадлежат бренды Booking.com и Kayak.com.

Наряду с приложениями, которые получают комиссию с ресторанов, появились и те, что берут абонентскую плату с пользователя, например I Know The Chef, Resy и др. В мегаполисах вроде Лондона и Нью-Йорка порой сложно попасть в самые модные места без резервации на недели вперед. Платные приложения обеспечивают приоритетный доступ в самые загруженные рестораны.​

«Успех OpenTable в США в первую очередь обусловлен тем, что им удалось интегрировать свой собственный софт в тысячи ресторанов. Они научились не только приводить в рестораны новых гостей, но и оптимизировать внутренние процессы, связанные с приемом и рассадкой. Автоматизировали то, что раньше было на уровне блокнота, — объясняет Левон Оганесян, основатель сервиса Delivery Club. — Сегодня у них настолько мощная аналитика, что они могут в режиме реального времени прогнозировать загруженность ресторанов и управлять этим. Например, если ожидается большой спрос на определенные даты в конкретные заведения, сервис может заранее забронировать места для своих гостей». По его словам, в России были попытки интеграции софта в рестораны со стороны некоторых российских аналогов OpenTable, однако пока никому не удалось реализовать эту задачу на масштабном уровне.

Например, появившийся в 2012 году сервис LeClick стартовал как СRM-система для ресторанов, но «рынок оказался совсем не готов к нововведениям и IT-технологиям», говорит руководитель отдела по работе с партнерами LeClick Ирина Полнякова. В итоге сервис стал также предлагать ресторанам рекламное абонентское обслуживание. Инвестиции в проект составили 40 млн руб. Отбить деньги основатели проекта рассчитывают в 2019 году. «Когда компания основывалась, основным вдохновляющим примером послужил опыт американского монстра OpenTable, но в России существуют свои особенности ресторанного рынка и менталитета», — говорит Полнякова.

«В России пока не сформировалась сама культура бронирования столов в ресторанах. Подавляющее большинство гостей просто приходят без предварительного резервирования либо резервируют стол прямым звонком. Переломить это положение дел российским агрегаторам пока не удалось», — объясняет Оганесян.

Еда в кадре

Не помогло и приложение, которое появилось в App Store в начале 2016-го года, — сейчас у него всего около 5 тыс. загрузок. На активную раскрутку требовались средства, которые у компании стремительно заканчивались. Тогда Чемерис решила сменить модель монетизации. Для этого пришлось переделать сайт и приложение.

Теперь она позиционирует сервис как единую дисконтную карту во все рестораны, а не видеогид. Пользователям предлагается экономить, а заведениям — давать скидку или небольшой комплимент в виде бокала вина или десерта тем, кто забронировал столик через RestoTube. Зарабатывает сервис на комиссии от чека или на абонентской плате с ресторана. Эта модель рестораторам пришлась по вкусу, желающих работать с RestoTube стало больше. Сейчас в базе более 300 ресторанов и далеко не у всех есть видеоролики.

Но проблемы в индустрии все равно дают о себе знать: часть точек закрывается, кто-то задерживает расчеты. Сейчас RestoTube приносит около 300 тыс. руб. выручки в месяц, что позволяет с трудом балансировать около нуля. «Я экономила на всем: первый офис мне бесплатно на время предоставил знакомый, у которого было неиспользуемое помещение. Когда нужно было выйти на нужных людей, я кормила их в ресторане по бартеру», — вспоминает Чемерис. Ей нужно было срочно искать другой способ зарабатывать живые деньги.

Предпринимательница решила заняться тем, что у ее команды получается лучше всего, — снимать промовидео для ресторанов, только теперь не бесплатно для собственного ресурса, а на заказ. В феврале 2017-го она открыла продакшен-студию Сhemerismedia, специализирующуюся на видеосъемке еды. Первые клиенты были из числа тех заведений, что работают с RestoTube и давно знают Чемерис. Поначалу они заказывали только видео-фуд-съемку, но потом попросили сделать еще и фотографии и заняться продвижением в социальных сетях. Так съемочная команда сервиса RestoTube стала работать на заказ. Помогла мода на Instagram и YouTube — чем лучше снято блюдо, тем больше людей придет в заведение и зачекинится в модном месте. В месяц у студии бывает до десяти заказов, которые приносят 400–700 тыс. руб. Среди клиентов — SOS Cafe, Saperavi, рестораны Раппопорта, Новикова и др. Предпринимательница утверждает, этих денег хватает, чтобы держать оба проекта на плаву, а вот на развитие средств уже нет.

А тем временем Чемерис стала партнером очередного стартапа. Ее друг, специалист по нефтехимии Алексей Яровенко, переехал несколько лет назад в Лондон и придумал там инновационную щетку для мытья ног Feet brush. Фишка в том, что она крепится на дно ванной и, чтобы ее использовать, не нужно наклоняться. Первые партии появились в России в 2017 году, и продукт уже продается, как уверяет Елена, в аптечных сетях «36,6» и A.V.E. Потенциальную прибыль от продаж чудо-щетки она собирается инвестировать в RestoTube — предпринимательница убеждена, что создать ресторанный YouTube еще не поздно.

Взгляд со стороны

«В ресторанах есть более простые способы заработать»

Александр Журба, основатель фонда Uparta Capital

«Типичная ситуация — неопытность основателя наложилась на отсутствие денег на рынке. Чтобы в России сделать что-то вменяемое на рынке сайтов про образ жизни или про бронирование, нужно не менее 100 млн руб. на старте и пять лет работы. И даже в этом случае инвестиционная эффективность вложения денег под большим вопросом. Основательнице можно пожелать только перестать грезить IT-проектом и просто посмотреть по сторонам: даже в ресторанах есть более простые способы заработать денег».

«Бронирование столиков — это пока непонятная для нашего рынка история»

Левон Оганесян, основатель Delivery Club

«У Елены и ее команды отлично получается создавать качественный и креативный видеоконтент для ресторанов. Они одни из немногих профессионалов в этой нише. Изначально, когда она рассказала мне об идее, я поддержал ее. На мой взгляд, не стоило уходить в сегмент бронирования столиков в ресторанах — это сложная и пока непонятная для нашего рынка история. Стоило более глубоко проработать все варианты монетизации через производство и дистрибуцию видеоконтента, в том числе за счет продвижения собственного YouTube-канала».

«Это очень маленькая ниша»

Алексей Гисак, основатель сети «Воккер»

«Не стоило в это ввязываться. Бронирование ресторанов — это очень маленькая ниша. Популярным ресторанам это не нужно, они и так заняты с четверга по воскресенье, а не очень популярные никому не интересны. В России постепенно появляется культура бронирования столов, но с точки зрения ресторанов решение, которое помогало бы управлять трафиком и контролировать загрузку, было бы куда интереснее».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Ритейлеры заявили о мошенниках, портящих технику ради компенсации Бизнес, 11:46
В CryptoQuant оценили спад продаж биткоинов майнерами перед халвингом Крипто, 11:46
«Газпромбанк Лизинг» на FinAuto рассказал об адаптации рынка лизинга Пресс-релиз, 11:46
В WADA заявили, что пока не получили от России взнос за 2023 год Спорт, 11:45
Вице-канцлер Германии спустился в убежище из-за тревоги в Киеве Политика, 11:40
Названы мегаполисы России с максимальным ростом цен на машино-места Недвижимость, 11:40
Президент Литвы сообщил о задержании подозреваемых в нападении на Волкова Политика, 11:35
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Швед повторил достижение Овечкина по самой быстрой шайбе в овертайме Спорт, 11:31
Доктор зло: как страны пытаются удержать в узде искусственный интеллект Pro, 11:29
В Институте русского языка сменили ректора Политика, 11:28
В Москве завели новое дело о госизмене Политика, 11:19
Must-have в e-commerce: опыт крупных брендов РБК и Яндекс Реклама, 11:13
Губернатор Ставрополья исключил угрозу жизни летчикам упавшего Ту-22М3 Общество, 11:09
Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения Pro, 10:59