Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
Мэра Махачкалы задержали по делу о превышении полномочий 19:59, Политика Мэрия предложила Яшину перенести митинг с проспекта Сахарова 19:51, Политика Bloomberg узнал стоимость билетов на вечеринку Трампа 19:48, Общество СМИ узнали о задержании главы задолжавшей метро 1 млрд руб. компании 19:45, Бизнес Турция разрешила «Газпрому» строить вторую нитку «Турецкого потока» 19:39, Экономика США включили Россию в пятерку угроз национальной безопасности 19:28, Политика Кинотеатры начали менять расписание из-за премьеры фильма о Паддингтоне 19:21, Общество Мединский предложил новый механизм согласования сроков проката фильмов 19:15, Общество Иеромонах рассказал о подготовке Путина к крещенскому купанию 19:09, Общество В Перми из-за угрозы взрыва эвакуировали школу 18:54, Общество Верховный суд окончательно решил спор за бренд «адыгейский сыр» 18:49, Бизнес КНДР отменила визит одной из делегаций в Южную Корею 18:40, Политика Губернатор посоветовал станцевавшим курсантам извиниться перед родителями 18:31, Общество Сериал о Версаче: как дизайнеры заняли место поэтов и рок-звезд 18:28, Стиль Минздрав разработал порядок выдачи электронных справок 18:22, Технологии и медиа Без раздражения: как big data помогает рекламе попасть в цель 18:17, РБК и МегаФон Власти Подмосковья допустили усиление запаха со свалки в Балашихе 18:07, Общество Правительство рассмотрит вопрос об отсрочке закона Яровой 18:06, Технологии и медиа Мединский допустил изменения в системе выдачи прокатных удостоверений 18:02, Общество Молодежная сборная России по гандболу потеряла серебро Евро из-за допинга 17:56, Спорт Американский посол искупается в проруби ради духовных традиций 17:56, Общество В Ереване на акцию против роста цен прикатили «Копейку» 17:45, Общество В результате перестрелки в Одессе погибли два человека 17:45, Общество Часть отправленного в КНР оборудования для С-400 повредили при перевозке 17:43, Общество Имитация участия: зачем Минстрою спрашивать граждан о благоустройстве 17:37, Мнение Первый танкер с газом из России для США развернулся посреди Атлантики 17:34, Бизнес Фильм про медвежонка Паддингтона выпустят в прокат 20 января 17:26, Общество Белоруссия поддержит перенос переговоров из Минска «хоть в Антарктиду» 17:24, Политика
Реклама по вкусу: как ретейлеры анализируют предпочтения покупателей
Свое дело, 03 июл, 2014 20:56
0
Реклама по вкусу: как ретейлеры анализируют предпочтения покупателей
Сети продуктовых магазинов "Магнит", "Виктория" и "Монетка" осваивают новую технологию Smart Checkout: специальное оборудование на кассах анализирует предпочтения конкретного покупателя и в соответствии с ними выдает купоны со спецпредложениями. Для некоторых поставщиков это просто находка. Например, для производителей алкогольной продукции, которым запрещена любая реклама. Фонд Prostor Capital "подсмотрел" идею у ретейлеров в США, российский аналог нацелен на аудиторию 50 млн человек.
Фото: ИТАР-ТАСС

Как пишется "история покупок"

Американской компании Catalina Marketing удалось персонализировать раздачу рекламы — купонов на участие в промоакциях, талонов на скидку и просто рекламных листовок — в продуктовых розничных сетях, рассказал РБК гендиректор российской компании Open Retail, разработчика Smart Checkout, Александр Шуров.

С 2010‑х Catalina Marketing начала оборудовать специальными приставками кассы магазинов: устройства анализируют состав чека покупателя, ID его карты лояльности, а затем печатают купон, который будет интересен именно ему. Например, если человек изо дня в день покупает шоколадки, он получит спецпредложение от одной из кондитерских компаний.

На сайте компании утверждается, что ее таргетированная реклама увеличивает выручку "владельцев крупных брендов" (в числе клиентов есть PepsiCo и Unilever) на $1 млрд в год. Система Catalina Marketing охватывает около 50 тыс. торговых точек и примерно 280 млн посетителей магазинов.

В 2008 году технологией Catalina Marketing заинтересовалось российское маркетинговое агентство Open Group (владеет компанией Open Retail). Они предложили американцам запустить в России совместный проект, но получили отказ: Catalina Marketing сделала ставку на рынки Китая и стран Европы. Тогда Open Group разработала собственное оборудование и программное обеспечение: к 2010 году был создан прототип "умного" сканера чеков, тогда же технологию, которая получила название Smart Checkout, запатентовали в России.

Smart Checkout, установленная на кассах, умеет распознавать состав корзины конкретного покупателя (он определяется по идентификационному номеру карты лояльности, могут учитываться пол и возраст, но персональные данные не используются), фиксируя "историю покупок", также есть отметки о наиболее частых способах оплаты — карточкой или наличными.

Устройство сопоставляет полученную информацию с "профилями" продукции, которую намерены рекламировать поставщики. После найденного совпадения, когда система определила, к какой целевой аудитории относится данный покупатель, цветной принтер (он тоже подключается к кассовому аппарату) печатает персональный купон. Его выдает кассир вместе со сдачей и чеком.

Представитель бренда при этом получает от Smart Checkout статистику по выданным купонам: не только их количество, но примерный портрет покупателя.

Например, для рекламы нового йогурта производитель может договориться со Smart Checkout, что купон получит человек, принесший в корзине к кассе несколько молочных продуктов и расплатившийся на сумму не менее 1000 руб. банковской картой. По словам Шурова, продажи продвигаемого через такую систему товара вырастают в среднем на 50-80% в сравнении с обычными показателями.

"Магнит" протестировал и согласился

Вначале Open Group тестировала систему на кассовом аппарате у себя в офисе, а в декабре 2011 года смогла договориться о пилотном проекте в двух супермаркетах сети "Магнит" в Краснодаре. За пять месяцев Smart Checkout участвовала в кампаниях по продвижению продукции Procter & Gamble, Kellogg’s, Nestle и др.

Когда старт оказался успешен, проект возглавил Шуров, бывший директор уральского подразделения Xerox. На тот момент Open Group инвестировала в разработку более $1 млн, технологию нужно было выводить на большой рынок, вспоминает он.

К осени 2012 года команде компании удалось подписать контракт с сетью супермаркетов "Виктория": сейчас системой охвачено 19 магазинов сети в Москве и Подмосковье. В "Виктории" подтвердили сотрудничество со Smart Checkout, от подробных комментариев директор по маркетингу "Виктории" Ирана Кациева отказалась.

Осенью 2013 года Smart Checkout стартовала и в сети "Монетка", на данный момент технология работает с 13 магазинами сети в Уральском федеральном округе, рассказывает Шуров. Директор по маркетингу "Монетки" Дмитрий Алешин на запрос РБК не ответил. Работа только с этими двумя ретейлерами позволяет Smart Checkout обеспечить контакт с 4 млн покупателей в месяц, утверждают в Open Group.

В июне 2014 года Open Retail подписал договор с "Магнитом", согласно которому до конца лета устройства для таргетированной рекламы появятся в 32 магазинах сети в Южном и Приволжском федеральных округах. Это расширит ежемесячную аудиторию стартапа до 8-10 млн человек, говорит Шуров. Источник в "Магните" подтвердил наличие такого соглашения.

Решения в российском ретейле не принимаются быстро, отмечает Шуров: "Мы не исключаем, что с ретейлерами из топ-10 переговоры могут длиться до трех лет". Крупнейшим продуктовым ретейлерам Open Retail предлагает установить оборудование бесплатно: на одну кассу затраты составляют $2-3 тыс. Зарабатывает компания на комиссии, которую получает от поставщиков. Это примерно 0,4-2 млн руб. с одного производителя в рамках одной промоакции.

Небольших ретейлеров в регионах Шуров планирует оснастить системой через франчайзинговый проект, который запустит в конце лета. По его словам, Smart Checkout пока не планирует выходить в новые сегменты ретейла — сконцентрируется на продуктовых сетях.

"Проводили покупателя до двери"

Сейчас в числе клиентов, с которыми работает Open Retail, около 40 брендов, включая Procter & Gamble, Mars, Coca-Cola, Heineken, Efes, "Балтика", SCA Hygiene Products, "Хлебпром", "Дымов". Более половины из рекламодателей провели больше одной акции.

Особенно активны, по словам Шурова, алкогольные бренды — для них после недавних поправок в законодательстве многие традиционные рекламные каналы стали недоступны. Smart Checkout, по его словам, приступила к работе с пятью пивными брендами и одним брендом из числа крепких спиртных напитков.

Адвокат юридической группы "Яковлев и партнеры" Татьяна Кормилицына подтверждает, что напитки с содержанием алкоголя более 5% сейчас могут рекламироваться только в стационарных торговых объектах, осуществляющих продажу алкоголя, если этот показатель менее 5% — могут быть разрешены и промоакции на улице.

Юрист антимонопольной практики компании Sameta Бэла Дзгоева соглашается, что полное ограничение по рекламе и продвижению касается только табачной отрасли, в отношении пива, исходя из положений закона "О рекламе", "нет проблемы в участии в подобных программах".

"Мы проводили рекламную кампанию, посвященную нашему новому сорту темного пива "Жигули Барное Бархатное", — говорит Екатерина Шичанина, руководитель отдела маркетинговых коммуникаций Московской пивоваренной компании. — Технология Smart Checkout помогла нам, так сказать, "проводить покупателя до дверей" и пригласить его попробовать наше пиво при следующем посещении магазина".

Рекламная кампания длилась чуть больше месяца и проходила в сети магазинов "Виктория". За это время любителям пива было выдано порядка 14 тыс. купонов. "Плюсы — выгодная цена контакта и хороший таргетинг, который дает возможность обращения именно к ядру целевой аудитории продукта", — заключает Шичанина.

Менеджер по внешним коммуникациям "Heineken Россия" Анна Маркина сообщила, что компания проводит акцию с использованием технологии Smart Checkout для регионального бренда "Стрелец" в нескольких гипермаркетах "Монетка" на Урале. "О результатах говорить еще рано, но уже первый месяц проведения акции показал, что при прочих равных потребитель выбирает именно наш продукт", — говорит она.

Бренд-директор Восточно-Европейской дистрибьюторской компании Станислав Кауфман считает, что компании алкогольного рынка смогут принимать участие в таком продвижении. "Это реклама в рамках торговой точки, она не запрещена", — говорит Кауфман.

По его мнению, программа не только поможет продвигать продукцию, но и даст более точный мониторинг, чем у крупнейших маркетинговых агентств: бренды будут получать информацию, основанную на реальных потребительских предпочтениях, а торговые сети смогут значительно минимизировать расходы на покупку исследований.

Маркетинг-менеджер Procter & Gamble в России Елена Луценко отмечает, что "часто нужно изощряться в рекламе, чтобы привлечь внимание своего потенциального клиента" — ретейл перегружен рекламными сообщениями в магазинах.

"Аналогично таргетированной рекламе в Интернете имеет смысл внедрить индивидуальный подход офлайн. Smart Checkout позволяет качественно сегментировать аудиторию и "угадывать" потребности уже индивидуально. Например, если человек купил Pampers, не факт, что ему нужен Head & Shoulders, а вот салфетки Pampers пригодились бы", — объясняет она.

Большие планы

Главным инвестором Open Group является фонд Prostor Capital, основанный в 2011 году. В основном он инвестирует IT и интернет-проекты, электронную коммерцию, рекламные технологии и медицину. Сейчас в портфеле фонда, по его информации, — 14 компаний, объем средств под управлением — $50 млн. Сама Open Group и Prostor Capital уже вложили в Smart Checkout около $4 млн, уточняет Шуров.

"Нам этот проект понравился сразу: крепкая команда, реальная инновация, отсутствие аналогов в России, да еще и выручку генерируют с момента запуска, — говорит управляющий партнер Prostor Capital Алексей Соловьев. — За год совместной работы мы убедились в правильности нашего решения. Smart Checkout сейчас решает сложнейшую задачу масштабной интеграции с крупнейшими ретейл-сетями России и делает это крайне продуктивно. Со стороны брендов поступает все больше повторных запросов на проведение рекламных кампаний, что говорит о высокой экономической эффективности их инструментария".

За 2013 год стартап выручил около $100 тыс. Договор с "Магнитом", считает Шуров, позволит компании по итогам 2014 года достичь выручки в $2-3 млн. К концу года он надеется подключить к Smart Checkout еще одну федеральную сеть и увеличить число брендов-партнеров до 100 (сейчас в его "пуле проработки" — около 400 потенциальных клиентов). При таком сценарии стартап сможет выйти в прибыль во второй половине 2015 года. В 2014-2015 гг. Smart Checkout рассчитывает привлечь еще примерно $15 млн несколькими траншами.

В планах компании — разработка мобильного приложения, которое будет призвано привлечь внимание покупателей к собственным программам лояльности Smart Checkout (пока стартап ориентируется только на программы лояльности магазинов).

В перспективе ближайших нескольких лет Open Retail не планирует выходить за пределы страны. По словам Шурова, стартап вел переговоры с рекламными агентствами на Украине и в Белоруссии, но сейчас отказался от экспансии: к 2018 году проект может только в России обеспечить охват аудитории не менее чем 50 млн человек в месяц и получать выручку в размере $100 млн в год.

В глобальных планах проекта — влиять на покупки не менее 75% посетителей магазинов, именно на такие показатели ориентируется Catalina Marketing.

Ассоциация коммуникативных агентств России оценивает рынок BTL-рекламы по итогам 2013 года более чем в $2,7 млрд. (90,6 млрд руб.), рынок ATL-рекламы — более $10 млрд. (327,8 млрд руб.).

×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.