Лента новостей
Орешкин сообщил о планах Дерипаски и Вексельберга поехать в Давос 20:19, Бизнес Полный гид по уходу за зубами: самые важные вопросы 20:09, РБК и Philips Путин сообщил о боевой подготовке участников «пензенского дела» 20:02, Общество СМИ узнали об улучшении состояния Михаэля Шумахера 19:51, Спорт C какими трудностями сталкиваются ретейлеры при внедрении Click & collect 19:42, PRO Открытие Твери: как регион возле Москвы стал популярным турнаправлением 19:42, Партнерский материал Обвиняемые в приеме допинга российские биатлонисты уехали из Австрии 19:33, Общество Как правильно торговаться на рождественских ярмарках 19:10, РБК и Путешествие в Рождество Россельхознадзор выявил «ложный транзит» свиного жира из Германии 18:56, Общество В Колумбии спасли похищенную родственницу Габриэля Гарсиа Маркеса 18:56, Общество Минус 1% за полчаса: почему снижаются котировки на американских биржах 18:50, Quote Как за год изменились цены на вторичное жилье 18:41, PRO Бизнес-сериал: как сплотить команду за два дня 18:41, РБК и Volkswagen «Роснефть» решила сократить московский офис «Башнефти» 18:41, Бизнес Криптовалюта Ethereum подорожала на 5% 18:34, Крипто Лидер ЛДПР выступил на форуме «Стратегия развития: вызов молодым»​ 18:32, Пресс-релизы Путин счел «аллегорией» заявление о садистских наклонностях в судах 18:30, Общество Волкер допустил санкции против России после инцидента с украинскими ВМС 18:23, Политика Бывший врио главы Хакасии возглавил исполком ОНФ 18:15, Политика Чему можно научить свой умный дом 18:13, РБК и «Ингосстрах» Глава ЦППК объяснил замену экспрессов обычными электричками в Подмосковье 18:09, Бизнес Насколько россияне готовы к инновационным автомобилям 17:58, PRO СМИ узнали о росте доходов Порошенко за год в 12 раз 17:51, Политика Швеллер в один клик: как компании осваивают b2b-продажи в интернете 17:41, PRO Порошенко связал создание единой церкви на Украине с ее независимостью 17:38, Политика Искусственный интеллект написал трогательный сценарий рекламного ролика 17:35, РБК и Lexus 13 млн устройств пострадали от скрытых майнеров в 2018 году 17:32, Крипто Росстат зафиксировал замедление роста промышленного производства в стране 17:32, Экономика
Инновации вместо зданий: почему технопарки станут виртуальными
Технологии и медиа, 17 мар 2016, 16:12
0
Ренат Батыров Инновации вместо зданий: почему технопарки станут виртуальными
Новое поколение предпочитает работать онлайн, без привязки к офисам и технопаркам, а в России привыкли начинать инновационные проекты как девелоперские

Предпринимательское сообщество — это всегда самые активные представители поколения. А значит, смена поколений непосредственно влияет на бизнес-среду.

Если посмотреть, как сегодня организуют свое время и деятельность подростки лет 12–13, мы обнаружим любопытные факты. Их методы работы с информацией сильно отличаются от методов старших поколений. Они могут играть в онлайн-игру, общаться с партнерами по команде в нескольких Skype-сессиях, совместно работать над решением какой-то общей задачи и совмещать еще пару-тройку дел. То есть у них есть опыт решения задач в условиях неопределенности с партнерами, которые могут находиться где угодно. Здесь сразу несколько важных параметров, которые стоит учитывать тем, кто занимается развитием инновационного сообщества в стране. Ведь сегодняшние подростки — это через десять лет молодые ученые и предприниматели, которые будут определять развитие экономики. Они окончат вузы, выйдут на рынок труда, начнут создавать собственные идеи, пробовать себя в бизнесе. И уже сейчас стоит задуматься о том, как максимально раскрыть потенциал этого поколения.

Первая особенность — ежедневная деятельность будущих предпринимателей наполнена элементами геймификации и фактически превращается в игру на интерес, когда мотивирует не только достижение конечной цели, но и получение множества промежуточных бонусов, пусть и чисто символических. Геймификация уже успешно проникла в большинство бизнес-сфер: маркетинг, продажи, поиск и управление персоналом, формулирование корпоративных целей. Опрос, проведенный в 2013 году среди компаний Forbes Global 2000, показал, что более 70% из них планируют использовать геймификацию в маркетинге и работе с клиентами. Компании, которые используют геймификацию в работе с персоналом, отмечают гораздо более высокий уровень вовлеченности работников и, как следствие, более высокую эффективность бизнеса.

Второе, за чем следует следить, — способность быстро подхватывать новые веяния. В мире более половины аудитории так называемых early adopters (людей, которые первыми начинают использовать новые продукты и технологии) составляют люди от 16 до 20 лет. То, что находит у них отклик, незаметно входит в повседневную жизнь остальных. Особенно сейчас, когда новые технологии становятся все дешевле для конечных пользователей. Одновременно справедливо и то, что устаревающие технологии быстрее всего «вымирают» именно в молодежной среде. Например, сегодня мы видим массовую миграцию молодежи в социальные сети из электронной почты, закат которой Марк Цукерберг предсказывал еще в 2011 году. Уже тогда аналитики ComScore отмечали, что количество писем, отправленных пользователями 12–17 лет, за год сократилось на четверть.

Многие крупные IT-корпорации поддерживают исследовательские направления по прогнозированию развития технологий. Особенности пользователей, их взаимодействие с информацией определяют, каким будет, например, программное обеспечение пять, десять или 15 лет спустя, начиная с архитектуры и заканчивая интерфейсом. Также и людям, развивающим технологическое предпринимательство в стране, не мешало бы подумать: какие технологические потребности и предпочтения будут у бизнесменов через пять, десять, 15 лет?

Третья тенденция — снижение важности личного общения. Зачем собираться вместе и встречаться в какой-то конкретной точке на карте, если можно с помощью технологий объединить лучших специалистов со всей планеты? Все технологические предпосылки для создания и распространения облачной среды уже есть, в первую очередь доступ в интернет: 43% населения в мире уже имеют доступ к проводному интернету, а 47% — к мобильному. В развитых странах этот показатель достигает 80%.

Тогда возникает вопрос — нужны ли вообще технопарки как девелоперские проекты? Зачем все эти инвестиции в здания, развитие территорий? Для меня этот пункт не имеет однозначной трактовки. С одной стороны, да, мы можем взять лучшего специалиста, где бы он ни находился, и включить его в проект виртуально. И эта схема работает идеально, когда речь идет о разработке, проектировании, программировании и других подобных областях. Но с другой — влияние личных взаимоотношений и личного контакта, по крайней мере в российском бизнесе, остается достаточно сильным.

Как человек, связанный с инновационным бизнесом и технопарками, я вижу здесь два направления развития. В технопарках уже есть инфраструктура и возможность личного общения с партнерами, инвесторами, другими стартапами. То, что помогает решать задачи бизнеса. Но в то же время назревает необходимость выхода в виртуальное пространство, создания не только физической среды, но и единой онлайн-платформы, которая бы объединяла технопарки страны и их резидентов. Это третье, что стоит держать в уме институтам развития и фондам. Хорошая новость в том, что первые шаги к созданию этой системы уже сделаны. Так что нам будет чем ответить предпринимателям новой волны.

Об авторах
Ренат Батыров генеральный директор технопарка «Сколково»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.