Виртуальный диплом: как получить онлайн-образование в России
Вполне возможно, что лет через десять мы уже не увидим летом традиционные толпы абитуриентов, штурмующих приемные комиссии. Кампусы университетов опустеют, а пора поступления будет отмечена резким ростом трафика на образовательных онлайн-платформах. Уже сегодня можно получить высшее образование с дипломом государственного образца в престижном вузе не выходя из дома — правда, пока в режиме эксперимента.
Мировая гонка университетов в сфере онлайн-образования исходит из гуманистической максимы: вне зависимости от места проживания у человека должна быть возможность получить высшее образование по интересующей его специальности. И хотя придумали это не у нас, идея особенно актуальна для России — с нашими, с одной стороны, огромными территориями, с другой — с достаточно глубоким проникновением интернета. Правильно организованное онлайн-обучение может привести к реальному интеллектуальному рывку страны, особенно если мы не поленимся и в ближайшие годы все сделаем правильно.
В догоняющих
Лидирующие мировые платформы для массовых онлайн-курсов Coursera и EdX, которые уже работают на многомиллионную аудиторию, стартовали всего четыре года назад. Занятно, что обе платформы созданы по инициативе университетов: первую сделали совместными усилиями Гарварда и Массачусетского технологического института, а вторую — силами профессоров Стэнфорда. Кроме глобальных (читай: американских) игроков в крупных странах есть свои, локальные, в России это, например, «Универсариум», «Лекториум», «Степик» и стартовавшая в прошлом году (также по инициативе университетов) Национальная платформа открытого образования (НПОО). Сегодня сотни университетов мира вовлечены в создание онлайн-курсов и программ, и российские вузы не исключение — СпбГУ, НИУ ВШЭ, МФТИ, ИТМО, МИСиС, Политех, МГУ, УрФУ стали пионерами на ниве дистанционного образования в интернете.
Российские платформы открытого образования появились не сильно позже зарубежных аналогов, однако в США уже 10–15 лет успешно работает система не массового онлайн-образования, когда учиться могут несколько десятков человек или сотня, но не сотни тысяч. Например, в Университете Южной Калифорнии (USC) многие аудитории оборудованы с учетом интересов тех, кто выбрал онлайн-обучение. С помощью таких программ онлайн-магистратуры в США готовят даже космических инженеров, а технологии сопровождаются выстроенными административными процедурами, которые позволяют гарантировать, например, честность сдачи экзаменов.
В России всегда считалось, что организовать такое обучение слишком сложно и дорого, а эффект слабый. Зато тему онлайн-образования быстро подхватили не очень добросовестные частные университеты, которые начали буквально торговать дипломами, делая вид, что чему-то учат через интернет. Репутация онлайн-образования в России от этого сильно пострадала.
Тем временем у наших западных коллег в течение последнего года появились первые магистерские программы, где применяется инструментарий массового онлайн-образования. Например, Технологический институт Джорджии (Georgia Institute of Technology) с помощью такой программы уже обучает более 3 тыс. человек, каждый из которых платит не привычные $50 тыс., а около $7 тыс. То есть используемые технологии позволяют учить на одном курсе не 50 или 100 человек, а в десятки и сотни раз больше.
Не все потеряно
Несмотря на упомянутые факторы и даже вопреки им, в России огромный потенциал развития онлайн-образования. Курсы, сделанные руками энтузиастов, показали людям принципиальную возможность такого обучения. Помимо этого в России в целом хороший, быстрый и дешевый интернет, чего нет в тех же США, страдающих от своей зависимости от устаревшей инфраструктуры. Я недавно вернулся из Стэнфорда, и если посмотреть на интернет в домах местных жителей, то смело можно сказать, что у жителя пригорода Москвы он намного шустрее и дешевле.
В последние годы много было сделано и для появления механизмов честной сдачи обязательных экзаменов. Только ленивый не ругает ЕГЭ, но все же была проделана огромная работа: создан институт общественного наблюдения, налажена видеофиксация в масштабах страны. Это значит, что и для высшего образования мы эти механизмы будем строить не на пустом месте.
Мы успеваем нагонять коллег и в силу сложившейся в России системы образования. У нас есть возможность быстро проводить масштабные образовательные эксперименты, мобилизуя все ресурсы вокруг единой цели. В США, например, нельзя внедрить никакое новшество одним приказом: во всех штатах свое законодательство, в том числе в образовательной сфере. В России законодательство едино, а в последние годы явно оформилась готовность Министерства образования и науки принимать участие в этом процессе. Помогает и деятельность Рособрнадзора, который в последние годы закрыл немало платных университетов, торговавших дипломами и дискредитировавших онлайн-образование как таковое.
Диплом из интернета
Сейчас государству понятно, что онлайн-образование нужно не только поддерживать, но и делать массовым, встраивать в структуру системы высшего образования, а для этого нужны механизмы признания результатов учебных достижений, полученных онлайн. В России никаких нормативных актов об этом пока нет.
Существует также проблема качества онлайн-образования, а чтобы осмысленно говорить о качестве, его нужно уметь измерять. Методов оценки в России пока нет. Так что одна из ключевых задач области — параллельно с практикой стимулировать проведение исследований и публичное обсуждение их результатов.
В этом году мы первыми из российских ведущих вузов пробуем запустить настоящую полноценную онлайн-магистратуру с получением диплома государственного образца. Специализация называется «Комбинаторика» и соответствует аналогичной очной программе. Как и всякая стандартная магистратура, она будет длиться два года. Магистерская программа посвящена изучению современной дискретной математики и ее приложений в информатике и при анализе сложных сетей — это своего рода математический фундамент, необходимый как IT-специалистам, так и будущим математикам. После магистратуры, получив диплом, можно будет идти работать программистом в IT-компанию или аналитиком в банк, найти себя в биоинформатике или экономике сложных систем.
Это волнительный шаг. Для любого вуза онлайн-программа — возможность расширить границы вовлечения талантливых студентов, но это и terra incognita. Поскольку раньше в России такого не делали, нам придется самим наступить на все грабли, изучить все нюансы на практике и во многом построить программу вместе со студентами.
Сегодня главная проблема перехода к онлайн-образованию (кроме технологического отставания) — это недоверие общества. Но я верю, что нам удастся его побороть. Если мы не поленимся поставить несколько крупных экспериментов, честно изучить их результаты, понять, чем обучение в интернете принципиально отличается от очного, и нивелировать эти различия, у страны появится небывалая прежде возможность — доступное хорошее образование в любой точке, где есть интернет. А это значит, что территории, страдающие от оттока населения, смогут оставлять лучшие кадры у себя, не лишая их карьерных перспектив. Семьям, которые не могут себе позволить отправить талантливого ребенка в крупный город, достаточно будет иметь скоростной доступ в интернет. Вместо утечки мозгов в крупные региональные центры интеллектуальные кластеры смогут появляться прямо на местах. Онлайн-образование сможет до неузнаваемости изменить культурный и экономический ландшафт нашей большой и сложной страны.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.