Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минтруд предложил платить стипендию ищущим работу россиянам старше 50 лет Общество, 20:56 Суд арестовал сбившего трех человек у станции МЦК водителя Общество, 20:54 Адвокат Соколова ответил на слова о сроках его психиатрической экспертизы Общество, 20:52 Тренер ЦСКА нецензурно оскорбил арбитра после матча с «Краснодаром» Спорт, 20:50 Тренд будущего: колонизация Марса и коммерческое использование космоса РБК и Райффайзенбанк, 20:41 МЧС опубликовало фото и видео с места ДТП в Нижнем Новгороде Общество, 20:41 В Биробиджане загорелся торговый центр Общество, 20:40 Помощник Зеленского потребовал «уточнить» минские соглашения по Донбассу Политика, 20:35 Президент ЦСКА посоветовал главе департамента судейства РФС уволиться Спорт, 20:11 После аварии в Нижнем Новгороде в больницу попали 10 детей Общество, 19:59 Запашный объяснил свои слова о желании «покрошить» матерящихся фанатов Спорт, 19:40 Астрономы допустили повторное приближение крупного астероида к Земле Общество, 19:39 10 идей, куда отправиться c друзьями на выходные на машине РБК и Subaru, 19:20 Акимов предложил доработать две «дорожные карты» «Ростеха» по технологиям Бизнес, 19:16
Мнение ,  
0 
Дмитрий Волошин Больше математики: как государство может помочь в подготовке айтишников
От государства требуется только организовать качественную подготовку в школе и вузах. Дальше IT-бизнес сам «доточит» студентов до требований рынка

Логика мелкого бизнесмена

У нас три двухгодичные программы дополнительной подготовки IT-специалистов. Руководствуясь логикой Дмитрия Мариничева, интернет-омбудсмена при президенте РФ, который заявил, что подготовка программистов в России — «гиблое дело», так как они все мечтают уехать на Запад, мы — одни из главных «вредителей» для страны. Но если серьезно, то это немного странная логика.

Отчасти ее можно сравнить с логикой мелкого бизнесмена, который принимает решение не вкладываться в развитие своих сотрудников, так как, обучившись, они уйдут к конкурентам. Для развития инноваций же нужно мыслить глобально и в долгосрочной перспективе.

Еще один важный момент: в IT люди идут на интересные задачи. Чем ниже уровень образования IT-специалистов, тем менее интересные задачи они могут генерировать в регионе (неважно, город это или страна). Таким образом, предложение не обучать айтишников означает сокращение количества хороших специалистов в нашей стране и уменьшение ее потенциальной привлекательности для сильных специалистов.

В отличие от большинства стран в России сформировался целый ряд национальных интернет-сервисов: социальные сети, почта, поиск, мессенджеры, причем у каждого из них огромные аудитории. Это разработки мирового уровня и колоссальное достижение, так что снижение уровня задач было бы настоящим шагом назад или даже катастрофой для российской IT-индустрии.

Кроме того, утверждение, что все хотят уехать, кажется довольно спорным. Релевантной статистики, которая это опровергает или подтверждает, никто не видел — это во-первых. Во-вторых, мир все-таки глобален: кто-то приезжает, кто-то уезжает. Например, в Россию постоянно приезжают люди из ближнего зарубежья или Восточной Европы с очень хорошим уровнем подготовки. Мы очень много работаем со студентами, проводим опросы и, конечно, среди прочего пытаемся понять их отношение к эмиграции. По нашим данным, утверждать, что много студентов хотят уехать, — нельзя. Наконец: желание уехать еще не означает факт отъезда.

Бизнес сам подготовит себе кадры

В России очень сильные вузы, которые занимаются инженерной подготовкой в целом и обучением IT-специалистов в частности. На разных уровнях дополнительное образование в области IT дают многие компании, поскольку в последние несколько лет стало очевидно, что «дообучение» специалистов до отраслевых стандартов — это скорее задача бизнеса.

Так, например, мы проанализировали свою потребность в кадрах: только в Москве она составляет 80–100 молодых специалистов в год. Для того чтобы обеспечить этот поток, а также регулярный приток сильных кадров в отрасль, мы создали три большие образовательные программы с МФТИ, МГУ и МГТУ, где сейчас обучается в общей сложности 1200 человек.

Во-первых, на сегодняшний день в средней школе не дают представления о специфике и особенностях IT-специальности. Многие студенты приходят в вуз учиться на программистов, потому что им мама и папа так сказали, но сами не понимают, зачем это делают. В результате 30–40% отсеиваются, уходят в другие профессии. Поэтому задача государства — организовать качественную профориентацию в школах, чтобы студенты, приходя в вуз, четко понимали, куда и зачем они пришли. А IT-бизнес поможет их «доточить» до того уровня, который позволит им создавать продукты мирового класса.

Еще одна важная задача, которую целесообразно решать на государственном уровне, — это поддержка качества фундаментальной подготовки в школе и в вузе (проще говоря, больше внимания математике).

И последнее — чтобы государство поощряло попытки IT-бизнеса готовить кадры для отрасли, создавало для этого условия. Напрямую микроменеджментом здесь заниматься не надо — бизнес справится сам.

Подводя итог, с задачей по подготовке сильных IT-специалистов вузы и бизнес вполне справляются. В результате Россия входит в крайне небольшое число стран, где есть собственные, а не только международные интернет-сервисы. Дело за малым — повысить качество профориентации и математической подготовки в средней школе, чтобы решения о выборе вуза или работы ребята принимали более осознанно.

Об авторах
Дмитрий Волошин Директор департамента исследований и образования Mail.Ru Group
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.