Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Главное Политика, 16:19
Проигрывал больше, чем выигрывал: как помочь больным лудоманией Партнерский проект, 16:18
Рада одобрила увеличение военного бюджета Украины на $7,3 млрд Экономика, 16:07
Футболистов «Локомотива» закрыли на базе из-за провального старта в РПЛ Спорт, 16:04
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 16:04
Полет импортозамещенного SSJ 100 запланировали на середину 2023 года Технологии и медиа, 16:01
Банк «Открытие» запустил новый сервис «Контроль дневного лимита» Пресс-релиз, 16:01
Видов психотерапии очень много. Какой нужен именно вам Pro, 15:55
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Заключение, штраф и экскурсия в морг: как борются с пьянством за рулем Партнерский проект, 15:55
Новый смартфон Huawei позволит совершать звонки с разряженной батареей Life, 15:49
Путин заявил, что российские военные «шаг за шагом освобождают Донбасс» Политика, 15:47
ЦИК объяснила наличие в коде портала ссылок на сайты знакомств и казино Политика, 15:40
«Дикая роза» и «Узурпаторша» снова выйдут на российские экраны Life, 15:37
ЦБ назвал срок завершения расконвертации заблокированных расписок Инвестиции, 15:36
Россия останавливает полеты в Египет ,  
0 
Алексей Дорош

Удар за ударом: что останется от туриндустрии в 2015 году

Эвакуация россиян из Египта — очередной удар по многострадальной индустрии туризма, который переживут далеко не все игроки

Индустрия невезения

В 2014 году многие спорили, могут ли санкции радикально повлиять на туриндустрию? Кто-то не верил в это, проявляя крайний оптимизм. Однако пессимисты, как обычно, взяли верх — минувший год был отмечен чередой банкротств, продолжились они и в 2015 году.

Первой реакцией на санкции стал запрет на выезд за рубеж чиновников и силовиков, лишивший индустрию примерно 4 млн потенциальных туристов. Индустрия, пусть с потерями, но пережила это. Уже к середине лета 2014 года стало понятно, что 4 млн невыездных туристов — меньшее зло, которое коснулось только тех турфирм, чей бизнес был заточен под госконтракты. А вот кризис и, как следствие, взлетевший в два раза доллар сыграли злую шутку со всеми без исключения игроками туристического рынка. Первое, на чем люди стали экономить, — это путешествия. Еще на рубеже 2014–2015 годов значимая часть россиян начала отказываться от отдыха в пользу сбережений, хотя в тот момент люди еще продолжали бронировать путешествия «по инерции», не желая отказываться от привычного образа жизни.

В 2015 году тренд усилился. В первом квартале выездной турпоток еще сократился, даже относительно уже упавшего четвертого квартала 2014-го. Больше всего пострадали дальние направления, где стоимость перелета из-за курсов валют стала непосильной, и страны, где сам отдых непосредственно зависит от курсов евро и доллара. Летом 2015 года гипертрофированный спрос на внутренние направления — Симферополь и курорты Краснодарского края — немного выручил бизнес. Заработать смогли и туроператоры, быстро переключившиеся на внутренний туризм, и онлайн-агентства. К примеру, в «Связном Трэвел» спрос на билеты в Симферополь этим летом вырос в шесть-семь раз по сравнению с прошлым годом.

Параллельно туроператоры Египта и Турции, зависимые от российских туристов, делали скидки на проживание и субсидировали чартерные рейсы в рамках пакетных туров. Эти два направления позволяли как-то поддерживать выездной туризм. Но с точки зрения рентабельности турбизнеса рост числа поездок на российский юг и самые дешевые туры не перекрыли потери от иссякшего потока выездных туристов. В меньшей степени пострадали те игроки, у кого львиная доля бизнеса изначально приходилась на перелеты по России (например, в нашем случае 74% продаж приходится на Россию и СНГ).

Все исключено

К осени 2015 года игроки, скажем так, привыкли к новой реальности. Но последовал новый удар — уход с рынка «Трансаэро». Безусловно, это сильный удар именно для туроператоров — перевозчик давал им низкие, совсем не рыночные цены на чартерные перевозки. Теперь стоимость перелета возросла на 30–50%, это непосредственно повлияло на число клиентов. Ряд туроператоров после ухода «Трансаэро» оказался в предбанкротном состоянии — в частности те, у кого свыше 90% бизнеса основывалось на демпинговых ценах авиакомпании и ее эксклюзивных маршрутах.

Pro
Фото: Shutterstock «Начальника никто не понял». Как изменить речь, чтобы лучше руководить
Pro
Закупки: на что обратить внимание, чтобы обезопасить бизнес от рисков
Pro
Фото: Shutterstock Платить придется больше: 5 секретов работы с китайскими партнерами
Pro
Фото: Shutterstock Что будет с мировой экономикой в случае конфликта между США и Китаем
Pro
Импортозамещение «из-под палки»: чем грозит отсутствие конкуренции в ИТ
Pro
Наглядный результат: как подготовить UX-отчет
Pro
Будут ли защищены банковские транзакции после ухода французской Thales
Pro
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК «Вкусно — и запятая»: что делать с наспех созданными новыми брендами

Но больше всего пострадали, конечно, сами клиенты — раньше компания «Трансаэро» своим демпингом хоть как-то нивелировала для них кратное падение рубля, теперь этот «бонус» стал недоступным. Для многих людей, особенно из регионов, исчезла возможность доступных перелетов.

До приостановления полетов в Египет мы видели, что спрос на зарубежные направления упал на 50% и более. Теперь нас ждет очередная фаза обвала. Египет — основное место назначения для любителей пакетных туров в силу доступности и системы all inclusive. Это особенно выражено осенью и зимой, когда внутри России альтернатива пляжного отдыха отсутствует. Самые близкие и бюджетные альтернативные варианты — Тунис и Израиль. Но ситуация в Израиле также смущает, несмотря на уверения в безопасности курортных городов.

Есть доступные предложения по Вьетнаму, но туда практически нет прямых рейсов. Многих туристов в случае с Вьетнамом остановит долгий перелет. В Турцию сейчас еще можно поехать — с точки зрения климатических условий, но Госдума буквально вчера стала обсуждать необходимость закрыть полеты и в эту страну — также из соображений безопасности. А к Новому году там будет еще и холодно.

Сидим дома

У огромного числа туристов сейчас практически будет отсутствовать доступный вариант пляжного отдыха. Теперь они смогут позволить себе только отдых внутри страны либо вообще будут вынуждены отказаться от каникул в пользу дачи, например.

Внутренний туризм за счет этого что-то выиграет, но, к сожалению, здесь выбор будет принудительным. Несмотря на усилия крымских властей превратить полуостров в зимнюю альтернативу Египту, это вряд ли возможно в ближайшие годы с точки зрения инфраструктуры и с точки зрения климата, он в зимние месяцы в корне отличается от египетского.

С точки зрения бизнеса это удар по турфирмам и туроператорам. Предложение приостановить полеты в Египет для этих игроков, которые уже и так пострадали от ухода «Трансаэро», создает очень высокие риски. Также туроператорам сейчас предстоит компенсировать клиентам несостоявшиеся путешествия в Египет. По моим расчетам, отрасль понесет около $10 млн прямых убытков. Пока неясной остается судьба туров, проданных на Новый год, — это еще миллионы долларов убытков.

Масштабный кризис туриндустрии, начавшийся в России с присоединения Крыма в 2014 году, теперь усугубился новыми вызовами, связанными с вооруженным конфликтом на Ближнем Востоке. Причем в этот раз речь не только о финансовых проблемах, но и психологическом факторе — люди начнут просто бояться летать. Переживут «идеальный шторм» только самые крепкие компании.

Об авторе
Алексей Дорош Алексей Дорош директор компании «Связной Трэвел»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги