Логическая ошибка: к чему приведет запрет на аборты и бэби-боксы
Недавно патриарх Кирилл поставил свою подпись под обращением движений «За жизнь» и «Православные добровольцы», призывающим к запрету абортов, противозачаточных средств, а также к «запрету вспомогательных репродуктивных технологий, неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития». Председатель синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда уточнил, что сегодняшнее требование Русской православной церкви заключается не в полном запрете, а в выведении абортов из системы обязательного медицинского страхования (ОМС).
28 сентября появились сообщения, что правительство дало положительный отзыв на законопроект сенатора Елены Мизулиной о запрещении бэби-боксов. Официально обе инициативы объясняются защитой детей, к которым приравниваются эмбрионы с момента оплодотворения. А бэби-боксы, как считает Мизулина, «повышают опасность торговли детьми».
Аборты в России
Поднявшийся информационный шум вокруг абортов совершенно не соответствует степени остроты проблемы прерываний беременности в стране. Государственная политика конца 1980-х — начала 1990-х, нацеленная на продвижение современного планирования семьи, то есть на предотвращение нежелательных зачатий при помощи методов контрацепции, дала толчок тенденции неуклонного снижения всех показателей абортов, и эта тенденция ни разу не прервалась.
По данным Росстата, за постсоветские годы уровень абортов в стране снизился в пять раз. С 1988 по 2014 год абсолютное число прерванных беременностей уменьшилось с 4,6 млн до 0,9 млн, а специальный коэффициент абортов на 1000 женщин в возрасте 15–49 лет — со 127 до 26. В 2007 году произошло знаменательное событие — годовое число рождений в России превысило годовое число прерванных беременностей, чего не наблюдалось в течение нескольких десятилетий до этого. В 1967 году на 100 живорождений приходилось 293 аборта (максимум), в 1990 году — 206, в 2007 году — 92, а в 2014 году — 48 абортов. Иными словами, в 1960-е на одни роды приходилось около трех абортов, а в последние годы родов вдвое больше, чем абортов.
К слову, исследования показали, что официальной статистике абортов вполне можно доверять, и «5 млн» абортов, которые любит упомянуть Мизулина, — это миф. Правда, сравнение с развитыми странами пока не в пользу России, но разрыв сокращается. А по уровню абортов в подростковой возрастной группе наша страна уже переместилась в середину рейтинга развитых стран, обойдя Великобританию, Швецию и Францию.