Неприкосновенный реестр: почему не получится закрыть данные госорганов
Сообщения о том, что ради отдельных персон были внесены правки в государственный реестр недвижимости, вновь привлекли внимание к ситуации с открытостью данных о российских компаниях и госорганах.
Вот уже много лет экономические отношения в большинстве стран основаны на принципиальной возможности для всех сторон проводить хотя бы минимальную проверку своих контрагентов.
Эта проверка может быть самой разной: от подтверждения владения имуществом до подтверждения объективности публичного лица (путем декларации его имущества, доходов и интересов).
Еще за сотни лет до эпохи информатизации государства, крупные частные компании и церкви выступали в качестве ключевых посредников, хранящих и предоставляющих информацию по запросу. Будь то выписка о рождении или смерти, сведения о собственности на землю или же информация о владении какой-либо компанией — все это в большинстве развитых стран всегда было доступно при наличии обоснованного запроса. Государство выступало либо как независимый посредник и хранитель ключевых реестров, либо как регулятор ведения таких реестров, устанавливая условия и правила их предоставления публике.
Открытые данные
За последние годы это отношение к открытости стало меняться. Общество предъявляет правительствам новые требования, ключевым из которых является открытость принимающих решения лиц. Это подразумевает возможность для общества узнать о том, что влияет на принятие решений.
В фундаменте этой новой политики лежит понятие «открытые данные». Доступность информации из баз данных в машиночитаемых форматах, пригодных для автоматического использования. То есть вы можете не только однократно запросить какую-либо информацию, но и получать копии данных, хранимых в первую очередь государством.
В мире открытые данные являются частью политики десятков стран. Проект Open Data Barometer осуществляет мониторинг уровня открытости данных по множеству критериев и категорий и на август 2016 года охватывает 92 страны.
Россия не является исключением из этого процесса. Несмотря на все сомнения в живучести российского «открытого правительства», тем не менее и в России многое было сделано для открытости государственной информации. Данные о госзакупках раскрываются в невиданном объеме. Данные по бюджетам в России — среди наиболее доступных. Многие из регионов и крупнейших городов создают собственные порталы открытых данных, активно взаимодействуют с сообществами разработчиков. Здесь можно отметить правительство Москвы с их порталом открытых данных и Министерство финансов с ежегодным конкурсом BudgetApps и многие другие инициативы.
Как бы странно ни казалось, но открытость государственной информации не снижалась все эти годы. Качественное госуправление оказалось невозможным без открытости, хотя и открытости для него, безусловно, недостаточно.
В июне 2013 года Владимир Путин подписал хартию G8 по открытым данным, имеющую техническое приложение с перечнем ключевых направлений и high value (высокоценных) для общества баз данных, которые государство должно раскрывать. Вскоре после этого и в России был утвержден план по реализации хартии открытых данных, где было запланировано открытие данных в таких областях, как: законодательство, выборы в органы государственной власти, государственные картографические данные, государственная статистика, бюджет, госзакупки.
При этом многие другие данные из хартии не были учтены. Например: метеорология, наблюдения за Землей, качество жизни (здравоохранение и соцобеспечение), транспорт.
Закрыть не получится
Но даже среди запланированных данных, которые должны были быть опубликованы в декабре 2014 года, на сегодняшний день доступны только данные государственного бюджета и государственных закупок. Все же остальное доступно в очень ограниченном объеме и непригодно для автоматического анализа. Да, открытое на сегодняшний день позволило нам создавать общественные проекты, такие как «Госзатраты» (проект Комитета гражданских инициатив) или «Открытая полиция». Но это лишь капля в море того, что можно было бы сделать на государственных данных за эти годы. Многие другие проекты были созданы активистами, и мы их внимательно рассмотрели в отчете по открытым данным за 2015 год.
А с другой стороны, по нашим скромным оценкам, рынок использования только открытых государственных данных в России формирует выручку не менее чем 4 млрд руб. в год. И в ближайшие годы он может сформировать устойчивую экосистему для появления новых компаний, стартапов и прихода венчурного финансирования.
Пока нельзя говорить, что у нас что-то закрывается, но то, что должно быть открыто, открывается слишком медленно. Отчасти из-за того, что инициативы по открытости были спущены на уровень правительства, а не администрации президента, как, например, в США, отчасти по причине внутренней неготовности к открытости не только государства, но и многих из нас. Даже ведущие компании в России порой призывают к открытости в формах, противоречащих основам нашего государства, что уж тут говорить об обществе в целом.
Тем не менее есть надежда, что государство не захочет, да и не сможет, закрыть все, что было открыто за эти годы. И когда мы слышим о вмешательстве в данные Росреестра — это, безусловно, дурные новости, но они же и хорошие. Это означает, что этот реестр не могут просто закрыть. Его существование является частью экономики и общества, его остановка приведет к катастрофическим последствиям — потере ВВП, протестам или судебным разбирательствам.
Недоступность законов
Ну а о самой главной проблеме, как обычно, даже не говорят. Это набор ключевых данных о законодательстве, который в России так и не стал машиночитаемым. Мы до сих пор не можем сказать с точностью, законны ли те или иные действия органов власти, потому что не все их приказы и распоряжения можно найти в удобном виде и найти вообще. Правовые нормы — это основной продукт производства государственной машины, и именно этот продукт все еще доступен исключительно с помощью коммерческих оболочек.
И, конечно, доступность информации о владении имуществом, землей или предприятиями в виде открытых данных — наилучшая гарантия защиты от любых неслучайных изменений в государственных реестрах.
Политические обстоятельства приходят и уходят, а открытость государственных данных — это естественная потребность общества. Так же как пить, есть и дышать, мы живем в информационной среде и желаем знать, что решения, затрагивающие нас, принимаются лучшим образом и никак иначе.
Государство в данном случае, выступая как проводник общественного интереса, обладает уникальной возможностью создавать на базе накопленных ресурсов современную экосистему общественных и коммерческих проектов, никак не препятствуя интересам граждан в защите своего права на знание. Именно такой подход позволяет нам жить в «государстве для людей» и стремиться его улучшать в будущем.