Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Иван Бегтин

Неприкосновенный реестр: почему не получится закрыть данные госорганов

Доступность информации о владении имуществом, землей или предприятиями в виде открытых данных — лучшая гарантия защиты от «неслучайных» изменений в госреестрах

Сообщения о том, что ради отдельных персон были внесены правки в государственный реестр недвижимости, вновь привлекли внимание к ситуации с открытостью данных о российских компаниях и госорганах.

Вот уже много лет экономические отношения в большинстве стран основаны на принципиальной возможности для всех сторон проводить хотя бы минимальную проверку своих контрагентов.

Эта проверка может быть самой разной: от подтверждения владения имуществом до подтверждения объективности публичного лица (путем декларации его имущества, доходов и интересов).

Еще за сотни лет до эпохи информатизации государства, крупные частные компании и церкви выступали в качестве ключевых посредников, хранящих и предоставляющих информацию по запросу. Будь то выписка о рождении или смерти, сведения о собственности на землю или же информация о владении какой-либо компанией — все это в большинстве развитых стран всегда было доступно при наличии обоснованного запроса. Государство выступало либо как независимый посредник и хранитель ключевых реестров, либо как регулятор ведения таких реестров, устанавливая условия и правила их предоставления публике.

Открытые данные

За последние годы это отношение к открытости стало меняться. Общество предъявляет правительствам новые требования, ключевым из которых является открытость принимающих решения лиц. Это подразумевает возможность для общества узнать о том, что влияет на принятие решений.

В фундаменте этой новой политики лежит понятие «открытые данные». Доступность информации из баз данных в машиночитаемых форматах, пригодных для автоматического использования. То есть вы можете не только однократно запросить какую-либо информацию, но и получать копии данных, хранимых в первую очередь государством.

В мире открытые данные являются частью политики десятков стран. Проект Open Data Barometer осуществляет мониторинг уровня открытости данных по множеству критериев и категорий и на август 2016 года охватывает 92 страны.

Россия не является исключением из этого процесса. Несмотря на все сомнения в живучести российского «открытого правительства», тем не менее и в России многое было сделано для открытости государственной информации. Данные о госзакупках раскрываются в невиданном объеме. Данные по бюджетам в России — среди наиболее доступных. Многие из регионов и крупнейших городов создают собственные порталы открытых данных, активно взаимодействуют с сообществами разработчиков. Здесь можно отметить правительство Москвы с их порталом открытых данных и Министерство финансов с ежегодным конкурсом BudgetApps и многие другие инициативы.

Как бы странно ни казалось, но открытость государственной информации не снижалась все эти годы. Качественное госуправление оказалось невозможным без открытости, хотя и открытости для него, безусловно, недостаточно.

В июне 2013 года Владимир Путин подписал хартию G8 по открытым данным, имеющую техническое приложение с перечнем ключевых направлений и high value (высокоценных) для общества баз данных, которые государство должно раскрывать. Вскоре после этого и в России был утвержден план по реализации хартии открытых данных, где было запланировано открытие данных в таких областях, как: законодательство, выборы в органы государственной власти, государственные картографические данные, государственная статистика, бюджет, госзакупки.

При этом многие другие данные из хартии не были учтены. Например: метеорология, наблюдения за Землей, качество жизни (здравоохранение и соцобеспечение), транспорт.

Закрыть не получится

Но даже среди запланированных данных, которые должны были быть опубликованы в декабре 2014 года, на сегодняшний день доступны только данные государственного бюджета и государственных закупок. Все же остальное доступно в очень ограниченном объеме и непригодно для автоматического анализа. Да, открытое на сегодняшний день позволило нам создавать общественные проекты, такие как «Госзатраты» (проект Комитета гражданских инициатив) или «Открытая полиция». Но это лишь капля в море того, что можно было бы сделать на государственных данных за эти годы. Многие другие проекты были созданы активистами, и мы их внимательно рассмотрели в отчете по открытым данным за 2015 год.

А с другой стороны, по нашим скромным оценкам, рынок использования только открытых государственных данных в России формирует выручку не менее чем 4 млрд руб. в год. И в ближайшие годы он может сформировать устойчивую экосистему для появления новых компаний, стартапов и прихода венчурного финансирования.

Пока нельзя говорить, что у нас что-то закрывается, но то, что должно быть открыто, открывается слишком медленно. Отчасти из-за того, что инициативы по открытости были спущены на уровень правительства, а не администрации президента, как, например, в США, отчасти по причине внутренней неготовности к открытости не только государства, но и многих из нас. Даже ведущие компании в России порой призывают к открытости в формах, противоречащих основам нашего государства, что уж тут говорить об обществе в целом.

Тем не менее есть надежда, что государство не захочет, да и не сможет, закрыть все, что было открыто за эти годы. И когда мы слышим о вмешательстве в данные Росреестра — это, безусловно, дурные новости, но они же и хорошие. Это означает, что этот реестр не могут просто закрыть. Его существование является частью экономики и общества, его остановка приведет к катастрофическим последствиям — потере ВВП, протестам или судебным разбирательствам.

Недоступность законов

Ну а о самой главной проблеме, как обычно, даже не говорят. Это набор ключевых данных о законодательстве, который в России так и не стал машиночитаемым. Мы до сих пор не можем сказать с точностью, законны ли те или иные действия органов власти, потому что не все их приказы и распоряжения можно найти в удобном виде и найти вообще. Правовые нормы — это основной продукт производства государственной машины, и именно этот продукт все еще доступен исключительно с помощью коммерческих оболочек.

И, конечно, доступность информации о владении имуществом, землей или предприятиями в виде открытых данных — наилучшая гарантия защиты от любых неслучайных изменений в государственных реестрах.

Политические обстоятельства приходят и уходят, а открытость государственных данных — это естественная потребность общества. Так же как пить, есть и дышать, мы живем в информационной среде и желаем знать, что решения, затрагивающие нас, принимаются лучшим образом и никак иначе.

Государство в данном случае, выступая как проводник общественного интереса, обладает уникальной возможностью создавать на базе накопленных ресурсов современную экосистему общественных и коммерческих проектов, никак не препятствуя интересам граждан в защите своего права на знание. Именно такой подход позволяет нам жить в «государстве для людей» и стремиться его улучшать в будущем.

Об авторе
Иван Бегтин Иван Бегтин директор АНО «Информационная культура»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 14 декабря
EUR ЦБ: 109,01 (-1,47)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Курс доллара на 14 декабря
USD ЦБ: 103,43 (-0,52)
Инвестиции, 13 дек, 18:37
Путин увидел «вагон проблем» в вопросах к прямой линииПолитика, 15:39
Куда любит ездить шеф-повар и совладелец ресторанов Selfie, «Гвидон» и IKРБК и Wey, 15:30
Мишустин выразил соболезнования в связи со смертью Раисы МаксимовойОбщество, 15:28
Вызовы и тренды: будущее R&D в промышленностиТренды, 15:27
Сирийцы впервые попали на личный курорт АсадаПолитика, 15:15
РФС поддержал решения судьи отменить два гола «Зенита» в игре с «Акроном»Спорт, 15:14
Россиянин рассказал, как добился отстранения литовки на ЧМ по фитнесуСпорт, 15:06
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Премьер Грузии заявил, что Зурабишвили обязана покинуть пост президентаПолитика, 14:57
Устойчивость на поворотах: как бренд Gislaved укрепляет позиции на рынкеОтрасли, 14:44
К свету: как сделать так, чтобы всем хватало электричестваРБК и Россети, 14:38
Единая сеть и суперпродукты: какое будущее ждет мобильных операторовТренды, 14:25
Почему будущее ТЭКа зависит от «цифры»Отрасли, 14:24
Сортировка начинается на кухне: как в России обращаются с отходамиНациональные проекты, 14:23
В «Азимут» пришли с проверкой после возгорания самолета в АнтальеБизнес, 14:02