Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Банк BNP Paribas отказался поддерживать табачные компании 00:54, Общество Эрдоган рассказал о достигнутой по телефону договоренности с Трампом 00:40, Политика Число жертв пожара в гостинице в Батуми достигло 12 человек 24 ноя, 23:57, Общество СМИ узнали об аресте экс-продюсера канала TRT по делу об убийстве Карлова 24 ноя, 23:48, Политика Прокуратура начала проверку взрыва газа в Мурманске 24 ноя, 23:47, Общество Госкино Украины прокомментировало возможность запрета сериала «Сваты» 24 ноя, 23:31, Общество «Росгосстрах» полностью обновил свой состав директоров 24 ноя, 23:30, Бизнес При пожаре в гостинице в Батуми погибли четыре человека 24 ноя, 23:07, Общество Захарченко поздравил Пасечника со вступлением в должность главы ЛНР 24 ноя, 22:56, Политика В погоне за компромиссом: чем завершился саммит ЕС и постсоветских стран 24 ноя, 22:13, Политика С продуктовой базы в Москве похитили более 300 кг красной икры 24 ноя, 22:04, Общество Минобороны опубликовало видео ударов Ту-22М3 по боевикам в Дейр-эз-Зоре 24 ноя, 22:01, Политика УЕФА открыл дисциплинарное дело против «Зенита» 24 ноя, 21:51, Спорт Порошенко рассказал о планах на «четыре союза» с Европой 24 ноя, 21:40, Политика В Верховной раде прокомментировали уход Плотницкого с поста главы ЛНР 24 ноя, 21:32, Политика СМИ анонсировали переход нападающего сборной России в английский клуб 24 ноя, 21:31, Спорт Группу «украинских диверсантов» обвинили в «покушении» на глав ДНР и ЛНР 24 ноя, 21:18, Политика В Совфеде оценили влияние смены власти в ЛНР на минские соглашения 24 ноя, 21:07, Политика Полиция Лондона проверила сообщения о стрельбе на станциях метро 24 ноя, 21:05, Общество Адвокат Улюкаева прокомментировала публикацию показаний Сечина 24 ноя, 20:51, Политика Беспилотники Египта уничтожили 15 причастных к теракту в мечети боевиков 24 ноя, 20:37, Политика Бывшего главу ЛНР назначили уполномоченным по минским соглашениям 24 ноя, 20:32, Политика Алексей Мордашов купил сеть клиник в Северо-Западном регионе 24 ноя, 20:31, Бизнес Олимпийские чемпионы раскритиковали решение МОК по России на Сочи-2014 24 ноя, 20:21, Общество Пять человек погибли в аварии на трассе в Чувашии 24 ноя, 20:07, Общество Глава МОК пообещал «справедливое решение» по участию России в Олимпиаде 24 ноя, 19:54, Общество Глава спецслужб ЛНР объявил себя новым главой республики 24 ноя, 19:43, Политика Четверо рабочих пострадали при обрушении грунта в Москве 24 ноя, 19:41, Общество
Децентрализация как наказание: что регионы получат вместо денег
Политика, 25 янв, 2016 14:57
0
Наталья Зубаревич Децентрализация как наказание: что регионы получат вместо денег
В обмен на сокращение финансирования из центра регионы вряд ли получат больше свободы. Наоборот, на региональные власти переложат ответственность за непопулярные решения и объявят виноватыми во всем

Привыкание к дефициту

Ухудшение экономической ситуации в России стимулирует апокалиптические прогнозы. Основания для них, безусловно, есть: дефицит федерального бюджета за 2015 год составил почти 2 трлн руб. Риски для регионов возрастают, особенно для тех, кто сильнее зависит от трансфертов из федерального бюджета. В 2015 году трансферты регионам сократились на 3% в номинальном выражении. Хотя не все так плохо: в законе «О федеральном бюджете на 2015 год...» было записано сокращение трансфертов более чем на 12%, а получилось намного меньше. И это хорошая новость: Минфин адекватно оценивает риски дестабилизации бюджетов регионов и пытается их купировать.

Падение нефтяных цен и рубля в конце 2015 и начале 2016 года выглядит страшным, но для регионов проблемы начались гораздо раньше. Дефицит бюджетов для регионов — уже привычное состояние. В 2013 году он был у 77 субъектов РФ, в 2014-м — у 75, а в 2015 году — у 76. Добавим оптимизма: суммарный дефицит бюджетов регионов уменьшился с 642 млрд руб. в 2013 году до 469 млрд руб. (без учета Крыма) в 2014 году и до 191 млрд руб. в 2015 году. Это означает, что регионы постепенно адаптируются к новой реальности. Способы адаптации разные: и рубка расходов (в 2015 году их сократили 33 региона), в том числе социальных, и наращивание долгов. По данным на начало декабря 2015 года, суммарный долг регионов и муниципалитетов превысил 2,5 трлн руб., и это треть от их собственных доходов без учета трансфертов.

Возврат в 1990-е?

Кризис нарастает, в этом нет сомнений. Как оценивать его перспективы? Мы привыкли мыслить историческими аналогиями, поэтому многие ожидают возврата 1990-х годов с их нестабильностью и ослаблением центральной власти. С одной стороны, это правильно: если нет денег, то дайте хотя бы свободу, чтобы каждый регион выкручивался как может. С другой стороны, в одну и ту же реку нельзя войти дважды: старые схемы не работают. У регионов давно нет свободы маневра, «вертикаль власти» с карающей дланью прокуратуры никому не дает спуску. Силовикам нужно и кушать, и доказывать свою незаменимость верховной власти. Интересы этой «скрепы» будут всячески тормозить децентрализацию. Но адаптироваться к новой нормальности придется. Вопрос — как?

Ответ уже прорисовывается. Именно на регионы сброшена тяжесть решений по «оптимизации» расходов на социальные цели, которые составляют 2/3 всех расходов консолидированных бюджетов регионов. Статистика подтверждает этот тренд. По данным за январь—октябрь 2015 года, номинальные расходы на общее образование (школы) не изменились, выросли только расходы на дошкольное образование за счет строительства детских садов. При этом сокращение расходов на образование произошло в 41 регионе. Расходы на стационарную медицинскую помощь, то есть больницы, сократились на 12%, на амбулаторную, то есть поликлиники, — на 5%. Расходы на культуру сократились на 2% — сокращение произошло в 42 регионах. С некоторым запозданием идет «оптимизация» расходов на социальную защиту населения, властям регионов приходится самостоятельно определять критерии нуждаемости и адресности, чтобы сократить и число получателей пособий, и объем выплат.

Если «оптимизация» будет сделана неправильно, ждите прокуратуру. Немногим регионам удастся пройти между Сциллой необходимости секвестра расходов и Харибдой бдительного ока силовиков. А тут еще и протесты населения в виде третьего вектора, делающего картину объемной и еще более проблемной. В общем, будет нескучно, но региональные власти в любом случае будут первыми при раздаче оплеух. Царь хороший, а виноваты всегда бояре.

Специфическая децентрализация

В ближайшие год-два мы увидим децентрализацию и даже, не побоюсь этого слова, федерализацию, но очень специфическую. Ответственность за принятие непопулярных решений будет перекладываться на региональные власти. В случае роста напряженности федеральный центр именно их назначит виноватыми за «перегибы на местах», что уже не раз бывало в российской истории.

Это означает, что губернаторам и их управленческим командам придется играть по правилам системы, пока она не изменилась. Не нужно бежать впереди паровоза, даже если в бюджете региона большая дыра. Не стоит принимать региональные законы, ограничивающие круг получателей социальной помощи критериями нуждаемости, к вам может прийти прокуратура. Усиливайте свои лоббистские возможности, чтобы выбить больше трансфертов. И вообще, лучше угождать и ждать развязки, ведь инициатива наказуема. Но если игры по этим правилам будут продолжаться, реализуется самый тяжелый прогноз для страны — деградация. Проблема не в рисках децентрализации — хватит уже их бояться, — а в тяжелых дефектах современных российских институтов и мотиваций элиты, приводящих к управленческому бессилию всей вертикали.

Об авторах
Наталья Зубаревич директор региональной программы Независимого института
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.