Сила слова: почему у Трампа неплохие шансы на второй срок
Начало 2019 года уже вошло в историю США благодаря самому длинному шатдауну, то есть приостановке работы правительственных учреждений из-за отсутствия согласованного бюджетного финансирования. Срок временного перемирия, отведенный для переговоров представителей президентской администрации и конгрессменов, истекает 15 февраля. Поступают данные о некоторых договоренностях, но вне зависимости от того, разрешится ли кризис или нет, противостояние Дональда Трампа и его политических противников продолжается. Но только ли пресловутая стена и безопасность южных границ США поставлены на карту?
Чистильщик Трамп
Трамп считает, что сделать Америку снова великой можно, только трудясь в поте лица над осушением бюрократического болота (draining the swamp) и вычищая мусор (cleaning up the mess). Судя по посланию Трампа конгрессу, в его копилке достижений за два года у власти предотвращение войны с Северной Кореей, налоговая и административная реформы, новое соглашение о свободной торговле между США, Мексикой и Канадой, победа над ИГ (запрещенная в России террористическая организация) и объявленный вывод войск из Сирии, давление на Китай и введение импортных пошлин, которые дают немалую выгоду бюджету. Он знает себе цену.
Однако не стоит обвинять Трампа в пустом хвастовстве. Его избрание на пост президента отразило востребованность американского общества в переменах. После кризиса 2007–2008 годов стало очевидным, что Америка, создавшая нынешний миропорядок, начала проигрывать конкуренцию новым глобальным игрокам, которые еще лет 50 назад считались отсталыми государствами. Прежде всего на новый уровень развития вышел Китай, вплотную подошедший к США по размеру производимого ВВП, а по паритету покупательной способности (в ценах 2011 года) даже вышедший по этому показателю на первое место в мире ($21,2 трлн при $17,7 трлн у США, по данным на конец 2017 года). Китай первый в мире экспортер и занимает второе место в мире по объему импорта. Но это лишь верхушка айсберга. Можно приводить массу примеров от электроники и солнечных панелей до бытовой техники и ширпотреба, когда китайские производители теснят американцев.
Остается одна незыблемая почва экономического могущества США — финансовый рынок и обращающийся на нем частный капитал. Но это имеет свою неприглядную изнанку. Стремительный рост биржевых котировок, увеличение «бумажного» богатства крайне узкой социальной прослойки вызывают растущий имущественный раскол в обществе. В Колумбийском университете оценили социальные последствия политики количественного смягчения, проводимой в США после финансового кризиса, и признали, что от нее проигрывают наименее обеспеченные слои населения, владельцы преимущественно денежных активов, депозитов, а выигрывают владельцы крупных пакетов акций.