Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Минобороны обвинило ВСУ в использовании детского сада в военных целях Политика, 22:01
«Динамо» и «Краснодар» сыграли вничью в матче РПЛ Спорт, 22:01
Премьер Белоруссии пообещал ЕС «отзеркалить» конфискацию имущества страны Политика, 21:59
Военная операция на Украине. Главное Политика, 21:52
Почему в лифтах необходимо видеонаблюдение Партнерский проект, 21:37
Порошенко заметили в аэропорту Варшавы Политика, 21:26
МЮ крупно проиграл и опустился на последнее место в АПЛ впервые за 30 лет Спорт, 21:25
Миранчук попал в стартовый состав «Торино» на первый матч сезона Спорт, 21:16
Новости, которые вас точно касаются
Самое актуальное о ценах, штрафах и кредитах — в одном письме каждый будний день.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Глава Татарстана призвал частично вернуть масочный режим в регионе Общество, 21:12
Румынский пловец побил державшийся 13 лет мировой рекорд Спорт, 21:02
Международный фестиваль фейерверков в Москве. Прямая трансляция Общество, 21:00
Единоросс из Сибири в День физкультурника показал, как упал с велосипеда Общество, 20:50
На свалках России кончается место: как решить проблему мусоропереработки Партнерский проект, 20:49
Минобороны Словакии отчиталось о поставке Украине четырех САУ Zuzana Политика, 20:36
Мнение ,  
Андерс Аслунд

Почему Украина такая бедная?

В последние годы Советского Союза экономическое положение России и Украины отличалось не сильно. Почему же теперь украинская экономика так отстала от российской, и есть ли у правительства Порошенко шансы вывести страну из ямы?

Первый вопрос, который обычно задают русские при обсуждении украинской экономики: почему они такие бедные? Вопрос уместный. Экономика Украины стабильно показывала весьма низкие результаты, главным образом благодаря вездесущей коррупции. В 1989 году, согласно тогдашней советской статистике, ВВП Украины на душу населения был на 10% выше, чем в России. Сегодня российский ВВП на душу населения в текущих ценах и на основе обменных курсов примерно в три раза выше. Польша росла еще быстрее.

Как это получилось? Показательно сравнение темпов экономического роста Украины и России с 1989 по 2013 год (см. график). Здесь можно выделить пять этапов. В начале переходного периода, в 1991–1994 годах, у Украины не было внятной экономической политики, что привело страну к гиперинфляции и огромному падению производства. Ситуация была гораздо хуже, чем в России, которая предприняла попытку серьезных реформ, пусть даже они и не увенчались полным успехом. Это имело решающее значение. ВВП Украины упал гораздо сильнее российского, и экономика оказалась в ловушке погони за рентой – опять-таки гораздо более серьезной, чем в России, где приватизация привела к массовой погоне за прибылью.

В 1995–1999 годах Украина и Россия показывали одинаково плохие результаты. За десятилетие с 1989 по 1999 год ВВП Украины упал не менее чем на 61%, а ВВП России – на 59%. Обе экономики пробудились после финансового кризиса 1998 года в России. Они были вынуждены сбалансировать бюджеты и урезать пагубные субсидии предприятиям, что подтолкнуло экономический рост.

На третьем этапе, в 2000–2007 годах, обе страны добились стабильного роста: Украина – в среднем на 7,5% в год, а Россия – на 7% в год. Глобальный финансовый кризис 2008–2009 годов продемонстрировал, насколько обе экономики были перегреты. Украина бурно росла за счет большого финансового пузыря, лопнувшего в сентябре 2008 года, что привело к падению ее ВВП на 15% (а ВВП России – на 7,8%).

Ни Россия, ни Украина не проводили после кризиса 2008 года никаких серьезных реформ. Украину спас МВФ, а Россию – ее валютные резервы. В 2010 и 2011 годах они росли одинаково медленно, хотя на Украине стагнация наступила уже в 2012 году, а в России еще сохранялся небольшой рост.

С этой точки зрения украинская ситуация выглядит не такой уж странной. Она отличается от российской в основном по трем причинам. Первое и главное – у Украины не было конкретной экономической политики, и в ней в период гиперинфляции 1991–1994 годов сохранялась советская система хозяйства, тогда как Россия попыталась провести серьезные рыночные реформы. Во-вторых, с 2000 года цены на нефть стали расти, что усилило рост ВВП, исчисляемого на основе обменных курсов, но не реальный экономический рост. В-третьих, в 2010–2013 годах президент Виктор Янукович выстроил весьма хищнический режим, при котором власть и деньги концентрировались в руках его ближнего круга.

Национальный банк Украины прогнозирует, что в этом году объем производства в стране упадет на 10%. Затем в следующем году дефицит бюджета взлетит до 15% ВВП, а государственный долг – до 100% ВВП. Украинская валюта уже девальвировалась на 60%, а инфляция выросла до 19%. Надвигается типичный инфляционно-девальвационный цикл, который грозит финансовым обвалом.

Три четверти этого резкого падения производства объясняется войной в Донбассе, который раньше обеспечивал 10% ВВП страны и 16% ее промышленного производства. После артиллерийских обстрелов, уничтоживших ряд электростанций, насосы в угольных шахтах остановили работу, и шахты были затоплены. Как следствие, объем производства угля на Украине в августе и сентябре упал более чем вдвое по сравнению с соответствующими месяцами прошлого года. Производство стали упало на треть. А сельское хозяйство, напротив, претерпевает бум, и в этом году урожай зерновых может даже превысить рекордные результаты прошлого года.

Экономическая ситуация на Украине отчаянна, но не безнадежна. Для начала необходимо, чтобы в ходе президентских и парламентских выборов появились политические лидеры, которые хотят спасать страну, а не свое личное и семейное достояние. Это на Украине уже произошло.

Следующий шаг – избавиться от прежних, ни на что не годных чиновников; в сентябре украинский парламент принял закон о люстрации, по которому теперь происходят увольнения высокопоставленных чиновников. Этот процесс нужно сопроводить конституционной реформой, которая приведет к децентрализации и упразднению излишних, а то и причиняющих вред государственных ведомств, а также провести масштабное дерегулирование.

Затем начинается самое сложное: урезать государственные расходы, которые сейчас составляют 53% ВВП, и привести их к разумному уровню. Следует уменьшить избыточные страховые взносы с зарплаты, восстановить плоскую шкалу подоходного налога. Налоговую полицию, известную своими беззаконными методами, стоит упразднить.

Главное сокращение государственных расходов должен принести отказ от энергетических субсидий, размер которых сейчас около 10% ВВП. Внутренние цены на энергию следует наконец выровнять, а беднейшей части населения выделять денежные компенсации на ее оплату. В результате таких мер Украина может сократить внутреннее потребление энергии и добиться энергонезависимости. А самое важное – это положит конец порочной практике, когда выгода извлекается за счет разницы между низкими, регулируемыми государством ценами на газ и рыночными ценами.

Несомненно, во время проведения этих крупных реформ Украине понадобится значительная международная финансовая помощь. Вероятно, ее в основном предоставят МВФ и ЕС.

Финансовый кризис на Украине вынуждает страну измениться в лучшую сторону. Демократия уже установилась. Теперь необходимо сократить дефицит бюджета, а недостающие средства получить у международных доноров. Власть старых элит и повальная коррупция, возможно, уже сломлены. В этом случае Украина наконец сможет провести дерегулирование, благодаря которому экономика получит шанс на рост.

Об авторе
Андерс Аслунд Андерс Аслунд Старший научный сотрудник Атлантического совета США
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги