Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Ричард Сокольский и Фредерик Уэри

Союзники поневоле: как Россия и США могут примирить Ближний Восток

На Ближнем Востоке Иран и Саудовская Аравия соперничают за статус регионального лидера. Только Россия и США способны помочь конкурентам найти компромисс

Деловой подход

В связи с вмешательством России в сирийские события администрацию Обамы снова начали обвинять в том, что своей политикой «перезагрузки» отношений с Москвой и недостаточной жесткостью в отношении Путина она подорвала американские интересы на Ближнем Востоке. Эти обвинения, вероятно, имеют мощный театральный эффект во время президентской предвыборной кампании в США, но одновременно искажают картину прошлого и вряд ли способствуют продвижению вперед в деле помощи сирийскому народу и в отношениях с Россией.

Как бы ни оценивали «перезагрузку», она была проявлением делового подхода Обамы к вопросам внешней политики. Вашингтон и Москва совместно усиливали давление на иранцев и в конечном итоге добились исторического соглашения с Тегераном по его ядерной программе: этот успех показал, что серьезные разногласия не всегда препятствуют достижению конкретных результатов, отвечающих интересам обеих стран. А сейчас у США и России есть еще одна возможность для сотрудничества — ради укрепления стабильности в районе Персидского залива.

Один из главных источников нестабильности на Ближнем Востоке — межконфессиональные распри, подпитываемые острым соперничеством между Ираном и Саудовской Аравией за гегемонию в регионе. Путь, на который вступили эти две страны в отношениях друг с другом, не способствует миру и стабильности в регионе. Победителей в этом соревновании не будет — проиграют все. Ни Саудовская Аравия, ни Иран, ни какая-либо внешняя держава не способны добиться гегемонии в регионе или одержать военную победу в тех гражданских войнах и восстаниях, что сотрясают Ближний Восток. Эр-Рияду и Тегерану необходимо предпринять шаги, хотя бы скромные, для деэскалации своего соперничества.

Дружба против Ирана

Россия и США совместно с другими постоянными членами Совбеза ООН, Евросоюзом и такими государствами, как Индия и Япония, могут помочь арабским странам залива, Ирану и Ираку наладить новый, более эффективный диалог по вопросам безопасности. Основная региональная организация в сфере безопасности — Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива (ССАГПЗ) — выполнить эту задачу не в состоянии. Она фактически представляет собой альянс, направленный против Ирана. В ССАГПЗ не входят Иран, Ирак и внешние державы, играющие в регионе важную роль, например Соединенные Штаты и Россия. Кроме того, организация не пытается выработать «правила игры», которые позволили бы арабским странам залива и Ирану разрешать споры, предотвращать конфликты, снижать напряженность, улучшать прогнозируемость и обеспечивать транспарентность во взаимных отношениях.

Обеспечить конструктивный диалог между ССАГПЗ и Ираном по вопросам безопасности в заливе будет непросто. Между ними существует сильное взаимное недоверие. Саудовская Аравия и Иран схлестнулись в остром противостоянии по всему региону. Кроме того, ССАГПЗ и Иран имеют диаметрально противоположные представления о модели безопасности в заливе. Арабские государства хотят, чтобы США играли роль военного противовеса Ирану в регионе и стремятся к тесному сотрудничеству с Америкой в сфере безопасности. Тегеран же выступает за полный вывод американских войск из Персидского залива и надеется вбить клин между странами ССАГПЗ и их вашингтонскими покровителями.

Возможность нового диалога в заливе зависит также от урегулирования сирийского конфликта и готовности официальных кругов Саудовской Аравии и Ирана умерить соперничество между двумя странами. Эту задачу нельзя считать невыполнимой. Если воинственную и дестабилизирующую политику Ирана в Ираке и Леванте, возможно, предопределяют тегеранские «ястребы», то на его отношения с ССАГПЗ сильнее влияют более прагматичные круги; так, с 1990-х иранцы в заливе действуют сдержаннее, чем на других направлениях. Более того, даже в периоды наиболее острого противостояния Саудовской Аравии и Ирана не прекращаются попытки «регулировать» остроту их конфликта.

Роль России

Россия могла бы подключиться к дипломатическим усилиям по налаживанию диалога. Администрация Обамы в данный момент поглощена другими насущными проблемами. Кроме того, любой план по созданию новой системы безопасности в регионе вряд ли встретит одобрение, если он разработан в Америке. У Москвы, конечно, тоже хватает своих забот на Украине, в Сирии и с неблагополучной ситуацией в собственной экономике, а ее вмешательство в сирийские события на стороне Асада негативно воспринимается суннитскими арабскими государствами.

Хотя российско-иранские отношения носят более напряженный характер, чем это зачастую преподносится, Москва способна подтолкнуть Тегеран к развитию диалога с Саудовской Аравией и ее партнерами по ССАГПЗ по вопросам безопасности. США могут провести такую же работу со своими союзниками из ССАГПЗ. Если результатом станет укрепление позиций России в Персидском заливе, так тому и быть. Соединенные Штаты давно уже практически в одиночку обеспечивают безопасность в этом регионе; пора и другим странам внести в это свой вклад.

Несомненно, Москва и Вашингтон будут и дальше соперничать за влияние в регионе и по возможности добиваться для себя односторонних преимуществ. Но им необходимо отодвинуть свое геополитическое соперничество на второй план и сделать приоритетной задачу борьбы с хаосом и наведения порядка на Ближнем Востоке. Более эффективный диалог по проблемам безопасности в Персидском заливе будет способствовать снижению напряженности между Ираном и арабскими государствами региона, укреплению стабильности и предотвращению конфликтов, что, несомненно, пойдет на пользу безопасности США, России и самих стран залива. Если Москва и Вашингтон сосредоточатся на своих общих интересах, возможно, им удастся поспособствовать созданию основы для более устойчивой системы безопасности в Персидском заливе.

Об авторах
Ричард Сокольский Ричард Сокольский научный сотрудник Российско-евразийской программы Фонда Карнеги Фредерик Уэри Фредерик Уэри научный сотрудник Ближневосточной программы Фонда Карнеги
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 27 апреля
EUR ЦБ: 98,72 (+0,01)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Курс доллара на 27 апреля
USD ЦБ: 92,01 (-0,12)
Инвестиции, 26 апр, 16:31
Россию ждут новые климатические катастрофы. Как они ударят по экономике Pro, 07:00
Синоптики рассказали, сколько продлится аномальная жара в Поволжье Общество, 06:44
«РИА Новости» нашло в декларации Иванова дом площадью более 1,5 тыс кв. м Политика, 06:19
В Днепре и Львовской области прогремели взрывы Политика, 06:07
Эквадор начал «бомбежку облаков» для увеличиния числа дождей в стране Общество, 05:47
Краснодарский губернатор сообщил о попытке масштабной атаки дронов на НПЗ Политика, 05:21
Во Львовской области сотрудников военкоматов разместят на блокпостах Политика, 05:12
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Мосбиржа раскрыла схему по отмыванию денег с «разгоном через Telegram» Финансы, 05:00
Хуситы заявили об ударе по британскому танкеру Andromeda Star Политика, 04:42
Польша подняла истребители из-за «активности дальней авиации России» Политика, 04:06
WP объяснила, как США хотят сковать Китай островами на случай войны Политика, 03:58
На протестах в Армении заметили военнослужащих Политика, 03:39
Полиция Бразилии проверила данные о бомбе в посольстве России Общество, 03:07
МИД Польши отказал президенту в праве обсуждать ядерное оружие Политика, 03:02