Ученые и алхимики: почему не надо бояться сборщиков «биоматериалов»
Некогда алхимики предлагали королям создать философский камень, чтобы решить финансовые проблемы, потом псевдофизики пытались создать вечный двигатель для решения проблем энергетики, можно вспомнить Стругацких, придумавших «отдел оборонной магии». Сегодняшние алхимики умнее: ничего не обещают сами, но пугают власти, будто бы натасканного на россиян дракона («этническое оружие») создают за границей. И ладно бы это была новая идея, имеющая хотя бы теоретическую вероятность осуществления. Но миф о «вирусе, поражающем одни нации, но безопасном для других», муссируется десятилетиями. Все эти десятилетия ученые доказывают невозможность такого. И так же десятилетиями политики предпочитают рассказывать нам страшные сказки современных алхимиков.
Кто собирает?
Президент России, правда, про «этническое оружие» ничего не говорил. Он сказал, что проводится целенаправленный сбор образцов разных этносов и в разных географических точках. Могу добавить подробности: проводится для сотен популяций, сотнями ученых из многих научных центров нашей страны, причем эти образцы собираются и изучаются на государственные деньги — и Российского научного фонда, и программ РАН, и других российских средств финансирования науки. Кстати, не только российских: начавшаяся программа Союзного государства (Россия — Белоруссия) предусматривает новое, особо подробное изучение генетического разнообразия коренного населения нашей страны для того, чтобы наладить определение происхождения человека по его ДНК. Как через два дня после домодедовского теракта 2011 года мы определили вероятное происхождение предков смертника из Ингушетии, так же требуется определять происхождение насильников, о которых только-то и известно, что генетический профиль их биологических следов.
Президент также сказал, что надо безо всяких страхов к этому относиться. Но многие СМИ предпочли интерпретировать его так, будто бы образцы массово вывозятся за рубеж для создания некоего биологического оружия, поражающего только россиян, но не жителей других стран. После слов президента ко мне приехала съемочная группа одного из федеральных каналов. Первым делом спросили: «Можно ли создать этническое оружие?». Я ответил: «Даже теоретически нельзя». Вторым вопросом было: «Кто и как его создает?» Могу ответить одно — его создают в своем воображении алхимики и журналисты.