Тотальная прозрачность: как банки проверяют своих клиентов
Сейчас Россия реализует задачи, к которым присоединилась в рамках соглашений стран «Большой двадцатки» и ОЭСР по противодействию финансированию терроризма, борьбе с уклонением от уплаты налогов и с выводом полученных компаниями доходов за рубеж. Банкам приходится пересматривать взаимоотношения с клиентами: ужесточать контроль за транзакциями, запрашивать дополнительную информацию и более внимательно анализировать деятельность клиентов.
В России, так же как и во всем мире, банки придерживаются правила «знай своего клиента». Это делается для того, чтобы снизить риск вовлечения банка в сделки своих клиентов, связанные с отмыванием доходов или финансированием терроризма, которые ставят под угрозу репутацию банка. Главная цель правила «знай своего клиента» — получение банком информации о клиентах и происхождении их денежных средств, чтобы убедиться в том, что эти деньги не имеют преступного происхождения и не используются в преступных целях.
Как мы видим на практике, клиенты банков не очень понимают смысла новых веяний и не готовы к определенным ограничениям и дополнительным телодвижениям. Особенно трудно малому бизнесу: для их владельцев новые правила стали своего рода неприятным открытием, ведь они не так активно следят за изменениями в финансовом законодательстве и не имеют в штате специалиста по такого рода делам. Тут следует понять, что новые правила это не прихоть конкретного банка, а закон для всех банков страны.
На что обращают внимание банкиры?
Реальная предпринимательская деятельность
Дело в том, что ЦБ требует от банков выявлять организации, которые не занимаются реальной деятельностью, а используются владельцами для обналичивания денежных средств, оптимизации налогов или незаконного возмещения НДС из бюджета, перевода денег за рубеж. Обнаружив среди своих клиентов такую организацию, банк должен прекратить ее обслуживание и уведомить об этом органы финансового контроля. Так что теперь банк, проанализировав структуру операций клиента, может запросить у него дополнительные сведения, подтверждающие, что компания ведет нормальный бизнес.
Маленький ФОТ
Компании со слишком маленьким фондом оплаты труда (ФОТ) могут заподозрить в отсутствии реального бизнеса, ведь в большинстве видов деятельности у организации с большими оборотами должно быть достаточно сотрудников.
Не менее внимательно банки смотрят и на размеры зарплат сотрудников организации, соответствуют ли они адекватному прожиточному уровню. Например, в Москве зарплата, равная МРОТ, скорее всего, будет свидетельствовать о том, что в компании используются серые схемы выплат.
Валютные операции и фактическое поступление товара в оговоренный контрактом срок
Если товар не ввезен или ввезен не полностью и при этом аванс за этот товар не возвращен плательщику, банк обязан зафиксировать нарушение валютного законодательства и проинформировать об этом Росфиннадзор. На компанию-нарушителя будет наложен штраф, а если сумма неисполненного контракта значительна, может быть возбуждено и уголовное дело в отношении руководителя.
Работа с офшорами
Клиентам, которые работают с иностранными фирмами (особенно с зарегистрированными в офшорах и странах с благоприятным налоговым климатом), нужно учитывать, что банки будут проверять их зарубежных контрагентов, а также банки контрагентов. Эти проверки помогают выявить, занимается ли российская фирма реальными экспортно-импортными операциями или использует офшоры для оптимизации налогов.
Реальные собственники
Не удивляйтесь и не пугайтесь, если банк запросит у вашей организации сведения о реальных собственниках бизнеса (бенефициарах). Он это делает не ради любопытства, а в соответствии с требованиями ЦБ. Когда мы только начинали задавать подобные вопросы, у некоторых наших клиентов это вызывало негативную реакцию: им казалось, что мы пытаемся получить информацию, которая нас совершенно не касается. Сейчас клиенты уже спокойнее относятся к подобным вопросам и готовы быть более открытыми.
Документально подтвержденные доходы
Вопросы прозрачности бизнеса выходят на первый план в диалоге банка и клиента. Особенно это актуально, когда речь идет о выдаче клиенту кредита. Обратившись в банк, владельцу малого бизнеса необходимо учитывать, что там будут не только тщательно анализировать финансовое состояние, отчетность и кредитную историю его компании, но и смотреть на финансы самого собственника, поскольку кредитная история малого предприятия и его владельца это практически одно и то же. Сейчас ужесточились требования к подтверждению дохода потенциального заемщика. Он должен быть доказан фискально, подтвержден официальными документами, в то время как раньше банк мог сам оценить платежеспособность клиента на основании заявленного им лично дохода.
Кроме того, банк непременно проверит, не занимает ли директор организации, обратившейся за кредитом, руководящую должность в других компаниях. Если таких должностей у одного человека окажется слишком много, в кредите организации, вероятнее всего, будет отказано.
Проблемы с получением кредита и с открытием счета могут теперь возникнуть и у компаний, где адрес регистрации не совпадает с фактическим. Налоговая служба рекомендовала банкам тщательнее смотреть за клиентами, которые сидят не по месту регистрации.
Серия собеседований и проверок при открытии счета
Банки меняют требования к организациям при открытии счета. Теперь каждый стремится тщательно изучить клиента заранее, чтобы понять, несет ли сотрудничество с ним риск для репутации банка. Процедуры открытия счета, как правило, предусматривают предварительные собеседования с потенциальным клиентом, в которых могут участвовать несколько подразделений, от клиентских служб до служб безопасности. В ходе этих собеседований банк стремится получить информацию о целях открытия счета, планируемых операциях, их предполагаемом объеме. Кроме того, в ходе беседы сотрудники банков задают вопросы о предполагаемых контрагентах, видах договоров, по которым будут осуществляться расчеты, сути бизнеса клиента. Представители банка также могут посетить офис компании, чтобы оценить реальную обстановку, запросить у потенциального клиента рекомендательные письма с оценкой деловой репутации.
А вот клиентам, с которыми банк прекратил сотрудничество, возможно, будет не так просто найти себе новый банк. Банки стали активнее общаться между собой, сообщать друг другу информацию о клиентах, чья деятельность вызывает сомнения или с кем банки прекратили сотрудничество. Если раньше такой клиент мог спокойно перейти на обслуживание в другой банк, то теперь это сделать ему будет труднее.
Конечно, ужесточение контроля со стороны банков не вызывает у клиентов радости. Ведь разнообразные проверки, которым в настоящее время подвергается бизнес, доставляют компаниям дискомфорт. Предприниматели, вместо того чтобы заниматься бизнесом, тонут в переговорах, сборе справок, подготовке отчетов. Но эти не самые приятные мероприятия помогают компании подстроиться под новые требования и работать по правилам, что, как известно, всегда выгоднее, чем их нарушать. Жаль, что порой результаты проверки бывают такими, что сразу вспоминаешь поговорку «меньше знаешь — крепче спишь».