Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Володин пригласил Медведчука и депутатов Рады в Госдуму Политика, 23:38
Правозащитники сообщили об отъезде из России экс-судьи ВС Чечни с дочерью Политика, 23:35
Как бизнесу использовать цифровые следы с выгодой и в рамках закона РБК и Intel, 23:02
МИД Германии опроверг данные об эвакуации дипломатов из Украины Политика, 23:00
ANSA узнало о снятии кандидатуры Берлускони с выборов президента Италии Политика, 22:30
В ДНР заявили о присутствии иностранных ЧВК на территории республики Политика, 22:16
Красный цвет в кино: от Тарантино до алой помады. Подкаст РБК и ASUS, 22:14
В посольстве США заявили, что продолжают выдавать визы космонавтам Технологии и медиа, 22:01
В ростовских загсах отменили запрет на смех во время бракосочетаний Общество, 21:52
Торговцы российской нефтью назвали эскалацию «приемлемым риском» Бизнес, 21:26
Госдеп опроверг информацию о подготовке к эвакуации дипломатов на Украине Политика, 21:20
Сердар Азмун подписал контракт с «Байером» со следующего сезона Спорт, 21:18
Российскому гроссмейстеру присудили поражение после отказа надеть маску Спорт, 21:14
МИД заявил об ожидании провокаций со стороны США и Украины Политика, 21:10
Как это сделать ,  
0 
Дмитрий Чекин

Как это сделать: правильно построить дистанционно работающий IT-бизнес

Современные технологии позволяют вести IT-бизнес дистанционно, не тратя денег на офис. Но тут есть свои подводные камни, про которые лучше знать заранее

Офис для IT-компании не нужен. CSSSR специализируется на web-программировании (html/css и JavaScript), и более трех лет все сотрудники компании — несколько десятков человек — работают полностью удаленно. Мы используем различные облачные сервисы, которые позволяют нашей команде работать не менее эффективно, чем традиционным офисным компаниям. Только некоторые из них специфичны для IT-бизнеса, остальные могут применяться в любой сфере бизнеса.

Не используйте биржи фрилансеров

Удаленная работа — это не работа с фрилансерами, а дистанционно со штатными сотрудниками. На самом старте мы искали разработчиков на биржах фрилансеров. Но опыт сотрудничества с ними показал, что за несколько лет работы полностью на фрилансе у человека меняется мотивация. Он, как правило, хочет быстро взять проект, быстро его сделать и как можно быстрее получить за него деньги. Такой сотрудник может пропасть в любой момент, как только ему что-то не понравится. Поэтому мы ищем сотрудников только на сайтах по поиску постоянной работы, например HH.ru и Moikrug.ru, и ищем людей, заточенных под полную занятость.

Не шпионьте за сотрудниками

На рынке много программ, которые позволяют отслеживать деятельность сотрудника за компьютером: на какие сайты он ходит, какие программы использует, сколько времени проводит в соцсетях. Мы также провели эксперимент: месяц учитывали время сотрудников через программу Desktime. Она показывала, сколько удаленные сотрудники тратят на работу, а сколько — на социальные сети и видео с котиками. Но в результате это привело к паранойе: разработчики старались не открывать YouTube или соцсети даже на минуту! Мы решили отказаться от шпионажа в пользу трекинга рабочего времени, поскольку клиенту важен результат, а не потраченное на него время. Но нам как команде важно понимать себестоимость каждого проекта в часах. Для трекинга рабочего времени мы выбрали сервис Toggl ($5/мес. за пользователя). Разработчик сам его включает, когда начинает работу. Это немного дисциплинирует и при этом дает возможность в любой момент показать клиенту, сколько часов мы работали над каждым этапом проекта, а нам — понять успехи и производительность своей команды.

Серьезно подойдите к защите данных

При удаленной работе клиенты хотят уверенности в сохранности приватной информации. На первый взгляд, с удаленным офисом держать информацию «в себе» кажется сложнее. Но это легко решаемо. Во-первых, для работы с клиентами, требующими подписания соглашения о неразглашении (NDA), используйте виртуальную частную сеть (VPN). Она стирает разницу между сотрудником в офисе и на удаленке: ею пользуются на стороне и клиента, и заказчика. Во-вторых, юридически закрепляйте все позиции NDA для каждого сотрудника в трудовом договоре. Это еще одна причина, по которой никогда нельзя оформлять удаленных сотрудников «вчерную». Никому не нужны проблемы с законом, а утечка информации может произойти и с офисного компьютера. В-третьих, проверяйте наличие шифрования и настройки доступа в тех онлайн-сервисах, которые используете.

Используйте сервисы с открытым API

Для эффективной работы нашей команды служат три сервиса: мессенджер Slack, сервис по управлению проектами Trello и сервис для хостинга GitHub (основной за $22/мес., дополнительный — $7/мес.). Каждый из них открыт для любых интеграций, чем мы активно пользуемся. У нас расставлены оповещения о действиях: создана новая задача в Trello, готов новый кусок кода в GitHub — обо всем этом разработчики мгновенно узнают через Slack, куда попадают все обновления. Сначала мы пользовались платной версией мессенджера ($8/мес. на каждого пользователя), но потом поняли, что нам хватает даже его бесплатного функционала. Еще один плюс использования сервисов с открытым API при удаленной работе — легкость их интеграции с клиентским ПО: независимо от набора софта на стороне клиента мы легко и быстро находим с ним общий язык.

Используйте облачные решения

Каждый бизнес выбирает облачные сервисы под себя. Мы в работе используем облачные серверы Digital Ocean ($200/мес.) для показа клиентам результатов работы разработчиков и Avocode ($9/мес. за аккаунт) для работы с макетами — и полностью ими довольны. Облака поддерживают продвинутые режимы SSL-шифрования, они постоянно улучшают свой сервис и дают невероятную стабильность по невысокой цене. Для ежедневного обмена информацией в виде файлов (для нас — макетами сайтов) достаточно Dropbox ($10/мес.) или Google Drive. Чтобы гибко настраивать права доступа и не беспокоиться о том, что после ухода из компании у сотрудника останутся все копии облачных файлов, мы перешли на корпоративный аккаунт в Google ($5/мес. на человека).

Не спешите создавать свои инструменты

На старте компании мы хотели максимально автоматизировать свои бизнес-процессы, создав свою CRM для ведения клиентов и генерации документов с учетом специфики нашего бизнеса, а также облачную систему оценки кандидатов на наши вакансии и выполнения ими тестовых заданий. В итоге разработка обоих инструментов, которая на старте казалась простой, вылилась в огромную проблему: мы уже сделали пятую версию каждого сервиса. Почти 90% функционала, который мы продумывали в начале, по факту оказалось не нужно. Поэтому перед началом работ над собственным инструментарием просчитайте все риски дважды и поищите готовые аналоги — и начните работу с ними.

Работайте с госорганами через посредников

Нам повезло, что уже на старте мы могли консультироваться с профессиональным юристом и бухгалтером, которых знали лично. Поэтому условные «кнопку» или «мое дело» мы решили не использовать: мы хотели индивидуального подхода. Бухгалтер, как патологоанатом, имеет дело с уже свершившимся фактом, но при этом он немного волшебник, умеющий воскрешать информацию и давать советы на будущее. Немного наивно ожидать этого от бухгалтера, который уделяет твоему бизнесу условный один час в неделю. С профессиональной бухгалтерской поддержкой, «прослойкой» между нами и надзорными органами, мы решили выбрать классический вариант — 1С. При выборе способа установки мы в первую очередь руководствовались возможностью интеграций, поэтому выбирали между облачной 1C от стороннего поставщика и вариантом установки 1C на собственный сервер. Мы выбрали последнее: так мы могли настраивать параметры без​опасности и не опасаться, что наша база может оказаться у третьих лиц. Это был тот единственный раз, когда серверное решение мы предпочли облаку. Но сделать это сразу оказалось непросто: установка и настройка 1С оказались сложнее, чем мы думали, а покупка всего необходимого софта обошлась нам примерно в 50 тыс. руб.

Посчитайте эффективность

Если бы все сотрудники CSSSR работали в офисе, то компании пришлось бы снимать помещение, которое бы обходилось ей в сумму около 0,5 млн руб. в месяц с учетом расходов на его содержание. Кроме того, разработчикам пришлось тратить время на поездки до офиса и обратно.

Об авторе
Дмитрий Чекин Дмитрий Чекин генеральный директор CSSSR
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.