Лента новостей
СМИ сообщили об интересе ЦСКА к нападающему «Интера» Спорт, 07:41 Кадастровая палата позволит быстро узнавать владельцев недвижимости Бизнес, 07:30 Сроки выдачи сведений о недвижимости ускорят до нескольких минут Pro, 07:30 Вторую группу приморских косаток привезли к побережью для выпуска на волю Общество, 07:29 Обмен сигналами: как США вовлекают Иран в переговоры Мнение, 07:18 Обри ди Грей — РБК: «Между победой над смертью и религией нет конфликта» Pro, 07:18 Оптовые цены на сахар обновили в июне пятилетний минимум Бизнес, 07:00 Синоптики предупредил о сильных грозовых дождях в Центральной России Общество, 06:53 Экономисты допустили пересмотр планов ЦБ по снижению ключевой ставки Финансы, 06:30 В Италии у воевавших в Донбассе экстремистов нашли ракету «воздух-воздух» Общество, 06:26 Частные банки вышли из капитала «биржи для подсанкционных компаний» Финансы, 06:01 Избитого в Мексике россиянина Макеева признали виновным в убийстве Общество, 05:57 СМИ узнали о проблемах с грязной нефтью еще до инцидента с «Дружбой» Бизнес, 05:55 Спасатели обнаружили тело еще одного утонувшего в реке Лене ребенка Общество, 05:24
Как это сделать ,  
0 
Рашид Кусембаев Как это сделать: поменять условия аренды киосков у Москвы
Власти Москвы предлагают предпринимателям брать киоски у города в аренду. Но залог, который при этом требуется внести, непосилен для малого бизнеса

В настоящее время правительство Москвы проводит эксперимент, предлагая предпринимателям выкупать права аренды нестационарных торговых точек (киосков), принадлежащих городу. Наша​ компания занимается выпечкой татарских пирогов, продавая их через сеть партнеров-франчайзи, которые самостоятельно находят торговую точку. Аренда киоска — удобная схема для старта бизнеса наших потенциальных франчайзи. Многие из них, да и мы сами, готовы побороться за право аренды нестационарного объекта, но в предлагаемой правительством Москвы схеме видим очевидные минусы, которые делают такой подход малопривлекательным.

Большой депозит

Чтобы принять участие в конкурсе, необходимо внести депозит от 400 тыс. руб. за одну точку. Для малого бизнеса практически невозможно изъять такие деньги из оборота. Процесс с момента размещения залога до получения ключей может занять до полугода. На практике после внесения депозита фирма в течение месяца участвует в конкурсе и в случае победы только через четыре месяца получает возможность использовать арендованное имущество. Для небольшого бизнеса это не выглядит привлекательным. Даже в случае проигрыша на тендере предприниматель в течение месяца остается без 400 тыс. руб. оборотных средств. Мне кажется, что столичному правительству имеет смысл уменьшить сумму депозита. С другой стороны, часть банков кредитует предпринимателей под такие аукционы и конкурсы, но об этом почти никто не знает. Почему на сайте тендерного комитета Москвы не указать условия такого кредитования?

Большой залог

В случае победы на аукционе предприниматель будет ежемесячно платить в городскую казну, как показывает опыт уже состоявшихся торгов, от 50 до 120 тыс. руб. Но на этом платежи предпринимателя не закончатся: ему необходимо будет внести задаток за три последних и три первых месяца аренды, т.е. в сумме от 300 тыс. руб. до 720 тыс. руб. Единовременно. Это значительное обременение для предпринимателей и сильно снижает привлекательность бизнеса. Редкий киоск, даже когда он располагается около метро, имеет месячный оборот более 1 млн руб. При этом оборотные средства обычно незначительные — около 100 тыс. руб. Получается, примерно полугодовые оборотные средства нужно заморозить. Но вся привлекательность street retail именно в маленьком товарном запасе и большой оборачиваемости. Ясно, что депозит является гарантией для государства, но его размер отбивает у предпринимателей желание работать.

Непрозрачность процедур

Для того чтобы разобраться в том, как работает аукцион по аренде киосков, какие объекты предлагаются в аренду, какие из них уже существуют, а какие только планируется строить под победителя аукциона, необходимо пересмотреть несколько сайтов, несколько огромных pdf-файлов и разобраться в большом объеме информации. Например, на сайте префектуры ЦАО есть pdf-файлы, где мелким шрифтом указан адрес киоска. Это даже не электронная база, не говоря уже о том, что не существуют четкой привязки к местности — по каждому объекту из списка это должен делать сам предприниматель с помощью сторонних сервисов.

А было бы удобно сразу видеть именно то место, которое интересует, понять, как можно встать в очередь на участие в аукционе или когда откроется тендер, чтобы сразу подать заявку. Я бы, например, мог сразу записаться на 10–15 объектов и ждать, когда он начнется. А сейчас нужно постоянно заходить и проверять, гадать, когда закончится аренда с текущим арендатором и когда будет аукцион.

Кроме того, отсутствует открытая информация о том, какой конкретный арендатор у киоска (название ИП, ООО), на каких условиях и сколько он платит за него. Предоставление такой информации позволило бы обелить рынок и максимально исключить из него «перекупщиков» — тех, кто участвует, забирает на себя точки по заниженным ценам и пересдает на условиях субаренды или совместной деятельности другим. И сам предприниматель увидит, сколько на нем заработали, и жители смогут понять, сколько получил их район с этих конкретных точек.

Допустите бизнес к установке киосков

Сейчас государство за свои деньги создает инфраструктуру для нестационарной торговли в Москве: ставит киоски и предлагает их предпринимателям в аренду. Гораздо интереснее и правильнее было бы работать на условиях частного софинансирования. Я посмотрел, сколько стоят эти киоски: от 400 тыс. руб. до 1 млн руб. Т.е. при текущих ставках аренды прибыль с арендной платы за киоск может превысить 100% в год. Договор аренды киоска заключается на пять лет, значит, за этот срок можно заработать до 500% от первоначальных вложений.

Учитывая такую рентабельность бизнеса, строительство киосков и сдача их в аренду могла бы быть интересна частному бизнесу, и государству было бы правильнее привлечь его к этой сфере деятельности. Это могло бы выглядеть, например, так: один предприниматель вкладывается в строительство киоска, другой — берет этот киоск в аренду. Во-первых, за счет частных денег городская инфраструктура будет развиваться быстрее. Во-вторых, это создает дополнительные возможности для малого бизнеса: предприниматель может поставить киоск, гарантированный и одобренный государством, и получать доход от сдачи его в аренду. Таким образом, общий бюджет на создание торговых точек можно было бы увеличить в 5–10 раз. Как результат, государство меньшими средствами получило бы большее число киосков. Это дало бы стимул развитию малого бизнеса, увеличило бы занятость и, как следствие, налоговые доходы города.

Об авторах
Рашид Кусембаев совладелец сети «Татарские пироги»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.