Как это сделать: получить сертификат на свой продукт
Сертификация: что это?
С 2014 года каждый пищевой продукт, представленный на полке в магазине, должен иметь сертификацию согласно регламенту Евразийского союза. Сертификация производится специальными аккредитованными компаниями. Их задача — подтвердить правильность технических условий (ТУ) и технологической инструкции (ТИ), на основе которой выпускается продукт, провести анализ на пищевую безопасность, подтвердить право вашей компании на данный вид деятельности, утвердить маркировку на упаковке и зарегистрировать новую продукцию в единой системе Таможенного союза.
В первый раз дешевле заплатить
За дополнительную плату аккредитованные компании могут подготовить и все документы, включая ТУ и ТИ. Наши партнеры брали около 25 тыс. руб. за разработку ТУ и ТИ, 3 тыс. руб. за анализы образцов и 4 тыс. руб. за подготовку декларации соответствия. Декларация делается на один или два года, после чего ее нужно оформлять заново. ТУ и ТИ описывают все, что связано с вашей продукцией, а именно: состав, упаковку, последовательность приготовления, условия хранения, пищевую ценность, нормативы по безопасности. В первый раз я настоятельно рекомендую для их написания воспользоваться услугами профессионалов, так как любая ошибка приведет к неудаче в получении сертификата. У нас идеальные сертификаты начали получаться только после трех лет постоянной работы, когда мы научились быть внимательными к мелочам.
Что в документах, то и на упаковке
Еще до сертификации необходимо заключить контракты с партнерами и поставщиками, произвести тестирование продукта, убедиться, что производство реально справится с поставленными задачами, и только после этого указывать данные в документах. Нам несколько раз приходилось проходить сертификацию дважды, поскольку изменять поданную декларацию нельзя, можно только ее отозвать и сделать все заново.
Еще одна распространенная ошибка связана с наименованием товара. Указанные при сертификации наименования затем оказываются на упаковке, и иногда то, что смотрелось уместно в документах, на упаковке выглядит весьма странно. Например, однажды у нас на упаковке появилась надпись «Карамель леденцовая леденцы ягодные». Если бы я изначально учла этот момент, то избавилась бы от тавтологии, и на упаковке была бы надпись «Карамель леденцовая ягодная».
Что в документах, то и на полке
Еще один момент, о котором не стоит забывать, — это определение товарной категории для нового продукта — от этого зависит его место на полке в магазине. Несмотря на то что старые добрые ГОСТы теперь дополнены ТУ и ТИ, они могут сильно повлиять на судьбу продукта. Например, у нас есть сладкое печенье к чаю и соленое печенье к винам. С первым проблем нет — оно в категории «Печенье» встало на полку к другому сладкому печенью. Однако когда мы захотели поставить соленое печенье на полку к соленым снэкам/крекерам, то не смогли это сделать. Для этого нужно было сертифицировать продукт как крекер, но мы не смогли этого сделать, поскольку ГОСТ диктует иной состав для этих продуктов. Без этой формальной категории в декларации на желаемую полку магазины нас поставить уже не смогли. В результате нам пришлось полтора года назад снять с производства мое любимое «Соленое печенье с кедровым орехом», так как в магазинах оно стояло на полках рядом со сладкими «сородичами», что вызывало у покупателей диссонанс — никто не понимал, что это продукт не к чаю, а к вину, и в результате продажи были мизерными.