Что делать владельцам иностранных счетов в 2017 году
Как известно, российские власти развернули мощную кампанию против налоговой оптимизации с использованием иностранных фирм. В ее рамках принято законодательство о контролируемых иностранных компаниях (КИК), которое заставляет россиян раскрывать информацию о зарубежных активах и платить налоги на родине. За последние годы произошло ужесточение и валютного законодательства. Граждан обязали уведомлять налоговую службу об открытии банковского счета за рубежом и фактически запретили использовать иностранные счета для любых экономически значимых операций под угрозой штрафов до 100% от суммы сделки. Одновременно мир борется с отмыванием денег и внедряет CRS (Common Reporting Standard) — систему автоматического обмена информацией о счетах и активах граждан. Чего же ждать состоятельным россиянам в 2017 и 2018 годах?
Что изменится
Прежде всего, нужно помнить, что в 2017 году вступают в силу очередные поправки в закон о КИК. В частности, меняется порог прибыли, подлежащей учету в налоговой базе контролирующего лица. Теперь он составит 10 млн руб. (вместо 30 млн руб. в 2016 году). Кроме того, 2017 год станет последним, когда не будет применяться ответственность за неуплату налога (статья 129.5 НК). Также в этом году состоится фактический запуск системы автоматического обмена информацией между государствами. Россия присоединится к ней годом позже, однако данные о российских налоговых резидентах будут раскрываться уже за 2017 год. Налоговые органы получат доступ ко всей информации о счетах и зарубежном имуществе граждан. Речь идет не только о банковских, но и о брокерских счетах и, при определенных условиях, страховых контрактах, а также долях в инвестиционных компаниях и др.
Будут внесены изменения и в законодательство о валютном регулировании. Очередная их порция должна вступить в силу в 2018 году. Так, с 1 января следующего года будет разрешено зачислять напрямую на иностранный банковский счет доход от передачи в управление денежных средств и ценных бумаг иностранному доверительному управляющему. При этом в 2017 году с прямым зачислением таких доходов лучше повременить. Cделав это, гражданин после обязательной подачи отчетности (если счет уже задекларирован в ФНС) или неизбежного раскрытия информации в рамках требований CRS подпадает под категорию нарушителей валютного законодательства. Соответственно он может быть оштрафован ФНС в размере до 100% от суммы зачисления.
Новые обязанности
Если у вас есть бизнес за рубежом — в 2017 году придется сообщить о нем российским властям. Статус владельца КИК обязывает уведомлять российские налоговые органы о ее создании или приобретении доли в ней (разовое уведомление), а также ежегодно представлять отчетность о КИК. Следует отметить, что владельцем КИК может быть признан российский гражданин, владеющий долей в иностранной компании, если она превышает 10%. Им также может быть лицо, которое не является акционером иностранной компании, но обладает правом контроля над ней в своих интересах, интересах своего супруга (супруги) или несовершеннолетних детей. Или учредитель траста, обладающий, например, правом получения прибыли от управления его активами.
Если вы являетесь владельцем счета в иностранном банке, то, как валютный резидент России, вы должны уведомить налоговые органы о его открытии и закрытии, ежегодно сообщать им о движениях средств по нему, а также использовать счет в соответствии с законодательством о валютном регулировании (см. федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле).
Например, на иностранные счета физических лиц напрямую можно зачислять заработную плату, выплачиваемую работодателем-нерезидентом, страховые выплаты от страховщиков-нерезидентов или доход от сдачи зарубежной недвижимости в аренду. А вот зачислить на него средства от продажи такой недвижимости или доход по ценным бумагам закон пока не разрешает. Придется сначала зачислить их на российский счет и уже оттуда переводить на зарубежный. В противном случае вам грозит административный штраф в размере от 75 до 100% суммы, полученной на такой счет. Решение о размере штрафа в каждом конкретном случае будет приниматься по усмотрению контролирующих органов.
Как поступить?
Универсального решения проблемы счетов и компаний за рубежом пока не существует. Собственнику и его консультантам в каждом случае приходится разрабатывать комплекс мер, учитывающих долгосрочные планы семьи, жизненные интересы, специфику бизнеса и т.д.
Разберем несколько примеров. Предприниматель Кирилл продал долю в крупном бизнесе в России, заплатил все положенные налоги и уехал жить за границу. В 2017 году он планирует вернуться на родину и создать здесь новый большой бизнес. Капитал в размере $5,4 млн в рублевом эквиваленте размещен в системообразующем банке по ставке 5% годовых, есть рудиментарная (активно не используемая) офшорная компания и открытый на нее брокерский счет. Есть инвестиционная и жилая недвижимость в Великобритании и счет в английском банке.
С учетом планов Кирилла зарабатывать деньги в РФ, а сохранять капитал за рубежом, ему стоит закрыть ненужную компанию, а также зарубежный банковский счет, и сконцентрировать все активы (недвижимость, ценные бумаги и ликвидность) в трасте (с последующим раскрытием информации в рамках КИК и при надлежащем структурировании владения). Это повысит безопасность управления активами, позволит оптимизировать налогообложение, даст возможность владеть и приобретать новую недвижимость, а также инвестировать свободные средства на международном фондовом рынке через брокерский счет, зарегистрированный на траст. Траст также может послужить механизмом владения для создаваемого нового бизнеса в России.
Еще один пример. Банкир Алексей уже четыре года инвестирует $1100 в месяц в регулярную инвестиционную программу скандинавской страховой компании. В связи с шумихой вокруг деофшоризации и тревожными рассказами друзей он обеспокоен последствиями своих действий и судьбой накоплений. Однако все, что ему нужно, — спокойно продолжать процесс. Россияне обязаны декларировать свои банковские счета, но не инвестиционно-страховые. Через несколько лет об этой программе станет известно ФНС. Но, поскольку Алексей ничего не нарушал, а страховые и пенсионные накопления не облагаются подоходным налогом, последствий не будет.
Как видите, Алексею не пришлось принимать специфических мер, чтобы решить вопрос с иностранными счетами, но он сделал самое главное — изучил законодательство и просчитал все возможные последствия. И это правильно: момент, когда все тайное станет явным, неумолимо приближается, и времени на правильное структурирование активов остается все меньше. Помните: бездействие — это худшая из стратегий.