Офшор крепчал: как появление списка ФНС повлияет на российский бизнес
Всюду офшор
Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила перечень стран, на которые распространяется правило выплаты налога контролируемыми иностранными компаниями (КИК). Бизнес-сообщество взбудоражено этим списком, ведь в нем 119 стран, включая уважаемые нашими соотечественниками Великобританию и Швейцарию.
Список еще не утвержден, его проект опубликован для общественного обсуждения, на все формальности потребуется 1,5–2 месяца. Только затем он будет принят — вполне возможно, что в измененном виде. За последний год примеры изменения проектов после возмущения общественности уже были. Так, гражданам, у которых есть счета за рубежом, разрешили отчитываться о них не раз в квартал, а раз в год. И заверять выписки со счета нотариально стало необязательно.
Список ФНС не единственный для тех, кто вовлечен в деофшоризационную реформу. Есть еще список Минфина, которому через две недели исполнится восемь лет. В него входят классические низконалоговые офшоры вроде Британских Виргинских островов и острова Мэн.
Все рассчитывали, что список ФНС будет очень похож на список Минфина, ведь одинаковая направленность этих перечней была очевидна: оба включают страны, не готовые делиться налоговой информацией о своих резидентах. Однако список ФНС имеет особое значение для КИК: он лишает права на автоматическое освобождение от российского налога на прибыль компании из стран, где эффективная ставка налога на прибыль составляет не менее 75% от российской ставки. Если компания зарегистрирована в стране, включенной в список ФНС, она лишается автоматической льготы, даже если платит в той самой стране налоги по ставке, равной российской. Чтобы избежать двойного налогообложения, нужно будет доказать право на зачет. А это значит массу документов и заполнение налоговой декларации. Да и как будет развиваться практика ФНС по применению зачета с КИК, пока не известно. В общем, лишение автоматической льготы — вещь не смертельная, но и приятного в ней мало.