Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
В Херсоне прогремело несколько взрывов Политика, 00:26
Пригожин поддержал выступление Кадырова с критикой генерала за Лиман Политика, 00:15
Полянский заявил об устроенном Францией скандале на заседании Совбеза ООН Политика, 00:13
Промес в фаворитах. Кто является лучшим по итогам трети сезона РПЛ Спорт, 00:00
Топ-6 направлений медтуризма в России Партнерский проект, 01 окт, 23:59
ФРГ, Дания и Швеция запланировали расследовать ЧП на «Северных потоках» Политика, 01 окт, 23:57
В Мелитополе сработала система ПВО Политика, 01 окт, 23:49
Объясняем, что значат новости
Вечерняя рассылка РБК
Подпишитесь за 99 ₽ в месяц
В Херсоне задержали экс-сотрудника пророссийского МВД из-за связи с ВСУ Политика, 01 окт, 23:28
Роскомнадзор заблокировал сервис с музыкой и подкастами SoundCloud Политика, 01 окт, 23:17
Лай и вой: как заставить хозяев собак брать ответственность за питомца Партнерский проект, 01 окт, 23:15
Итальянская Eni не получит российский газ, запрошенный на 2 октября Экономика, 01 окт, 22:53
ВГА Новой Каховки сообщила о работе ПВО и двух взрывах Политика, 01 окт, 22:44
В ВГА сообщили о взрывах в подконтрольном Киеву Запорожье Политика, 01 окт, 22:34
Глава МАГАТЭ приедет в Москву и Киев Политика, 01 окт, 22:33
Дискуссионный клуб ,  
0 
Диана Каплинская

Новый инструмент: чем выгодны инфраструктурные облигации

Фото: Владимир Гердо / ТАСС
Фото: Владимир Гердо / ТАСС

Правительство разработало механизм финансирования инфраструктурных проектов с помощью облигаций «ДОМ.РФ». Средства от их размещения будут выдаваться на строительство инфраструктуры на срок до 15 лет под льготную ставку, которая обеспечивается субсидией из федерального бюджета. «ДОМ.РФ» выступает поручителем по облигациям, займы застройщикам выдаются под гарантию субъекта РФ.

В начале июля был утвержден первый проект, финансируемый с помощью инфраструктурных облигаций. В частности, будут построены 80 тыс. кв. м жилья и различные социальные объекты, на сооружение которых выдан заем на 1,7 млрд руб. В этом году Минстрой России совместно с «ДОМ.РФ» планирует реализовать механизм инфраструктурных облигаций в пяти пилотных регионах для строительства жилья площадью более 4,5 млн кв. м.

Инфраструктурные облигации должны стать важнейшим средством финансирования комплексного развития территорий наряду с другими финансовыми инструментами, заложенными в «Инфраструктурном меню»: средства ФНБ, бюджетные кредиты (в том числе реструктуризации), средства институтов развития. В мире именно такие облигации стали классическим рыночным механизмом финансирования инфраструктурного строительства.

В Китае до 70% всех подобных проектов реализуются за счет инфраструктурных облигаций.

В США подобные функции чаще всего выполняют муниципальные облигации. С помощью этого инструмента обеспечивается около 2/3 требуемого финансирования для инфраструктурных проектов. Привлекательность муниципальных облигаций США для инвесторов обусловлена налоговыми льготами на доходы по этим инструментам. Помимо муниципальных облигаций на американском рынке в рамках проектов концессий эмитируются корпоративные инфраструктурные облигации. Эти виды облигаций обеспечены гарантиями либо государства, либо крупных коммерческих банков США.

В Европе наибольшее распространение получили инструменты проектных облигаций, концепция которых разрабатывалась Еврокомиссией совместно с Европейским инвестиционным банком. Эмитентами выступают проектные компании в рамках государственно-частного партнерства. Функция повышения кредитного качества этих бумаг для обеспечения возможности их размещения в портфелях институциональных инвесторов лежит на Европейском инвестиционном банке, который может предоставить заем на начальном этапе проекта либо открыть чрезвычайную кредитную линию, например в случае, если доходы от проекта не смогут покрыть старший транш, или в случае превышения расходов на строительство.

Инфраструктурные облигации на мировом рынке привлекательны благодаря господдержке проекта, предсказуемости будущих поступлений и низкой зависимости от рынка ценных бумаг. Популярность инструмента демонстрирует высокая доля инфраструктурных проектов в портфеле западных пенсионных фондов — порядка 20%.

Pro
Фото: polymetalinternational.com Поможет ли смена юрисдикции спасти «Полиметалл»
Pro
Фото: Justin Sullivan / Getty Images «Зарплата не растет годами»: каково работать в Cisco — в 5 пунктах
Pro
Фото: Stuart C. Wilson / Getty Images Сейчас тревожно не только родителям, но и детям. Вот как им помочь
Pro
Фото: Patrick Lux / Getty Images Миф о больших доходах: почему перейти в айтишники — плохая идея
Pro
Фото: Олег Яковлев / РБК Оценка недвижимости во время турбулентности: что нужно знать собственнику
Pro
Первый после Маска. Тайная история индийского богача, обогнавшего Безоса
Pro
Фото: Chris McGrath / Getty Images Мелатонин: стоит ли принимать на ночь?
Pro
Morgan Stanley: лекарства от ожирения станут золотой жилой для бигфармы

Традиционно затраты на инфраструктуру закладываются застройщиками в цену будущего жилья. В свою очередь, финансирование за счет бюджетных средств ограничено. Так, в 2020 году с помощью бюджетных источников профинансировано строительство 560 тыс. кв. м, или 0,7% от совокупного ввода жилья (0,2% за счет федерального бюджета, 0,5% — регионального). Механизм инфраструктурных облигаций позволит привлечь частные инвестиции в строительную отрасль и повысить доступность жилья.

Еще одним драйвером экономического роста территорий станет выдача кредитов из федерального бюджета. В соответствии с поправками, принятыми в бюджетный кодекс, регионы получают возможность замещать дорогие коммерческие кредиты более дешевыми бюджетными. А также получать такие займы на развитие инфраструктуры — транспортной, инженерной, коммунальной, социальной, туристической. Финансирование можно привлекать и для развития индустриальных парков, особых экономических зон, инновационных научно-технологических центров, объектов для жилищного фонда, а также приобретение городского транспорта. Для отбора проектов будет использоваться методика оценки социально-экономических эффектов реализации инфраструктурных проектов (сейчас находится в разработке). Методика предполагает оценку влияния проекта на смежные отрасли, а также количество создаваемых рабочих мест, объем привлечения внебюджетных источников и предполагаемых поступлений в бюджет.

За десять лет ежегодный ввод жилья в России вырос на 40,8%, до 82,2 млн кв. м, при этом обеспеченность граждан жильем выросла лишь на 19%, до 26,9 кв. м на человека, что связано с высокой степенью изношенности зданий и низкими темпами роста жилищного фонда (+6,6% за десять лет). По уровню обеспеченностью жильем Россия отстает не только от развитых стран (в США — 68 кв. м/чел., во Франции — 39 кв. м/чел.), но и от развивающихся (в Китае — 34 кв. м/чел.), что свидетельствует о необходимости стимулирования проектов по вводу жилья и инфраструктуры.

Важно отметить, что развитие рынка инфраструктурных облигаций невозможно без обеспечения инвестиционной привлекательности бумаг для широкого круга инвесторов. Помимо того что инфраструктурные облигации обладают высокой надежностью (обеспечены «ДОМ.РФ»), важно упрочить защиту от инфляции (которая в июне подскочила до 6,5% в годовом выражении) и обозначить конкурентную доходность ценных бумаг в сравнении с ОФЗ (доходность 15-летних гособлигаций сейчас составляет 7,3%).

Кроме того, государство должно обеспечивать стабильность условий, в первую очередь регуляторных, налоговых для всех участников инфраструктурных проектов, снижая таким образом риски незавершения или затягивания проекта. С одной стороны, в условиях медленного восстановления экономики в результате распространения COVID-19 новый механизм станет мощным драйвером развития сферы жилищного строительства в регионах. С другой же, так как гарантом по облигациям будет выступать сам регион (многие субъекты только увеличили свою долговую нагрузку), риск принятия им на себя еще больших обязательств остается значимым и должен оцениваться при рассмотрении каждого конкретного проекта.

Об авторе
Диана Каплинская Диана Каплинская вице-президент ЦСР
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги