Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Александр Морозов

Почему нельзя повышать стоимость ОСАГО за нарушение ПДД

Банк России заявил о своих планах ввести в 2016 году в расчет тарифов ОСАГО новый коэффициент, зависящий от информации об имеющихся нарушениях водителем правил дорожного движения (ПДД). Почему это плохая идея?

Сейчас тарифы на ОСАГО рассчитываются исходя из базовых тарифов и семи коэффициентов, зависящих в том числе от региона использования полиса, стажа и возраста водителя, мощности автомобиля. ЦБ предлагает ввести еще один – восьмой – коэффициент, который будет увеличивать стоимость полиса в зависимости от числа штрафов за нарушение правил дорожного движения. Аргументация на первый взгляд проста: если водитель реже нарушает правила – вероятность аварий, а значит и ущерба по его вине – ниже. Но так ли это на самом деле и насколько идея верна – непонятно. Давайте разбираться.

Во-первых, нет никакого актуарного обоснования для появления такого коэффициента. Никем до сих пор не доказана зависимость количества и суммы будущих убытков от количества имеющихся у водителя нарушений ПДД. Я думаю, что каждый из нас легко найдёт среди своих знакомых людей, которые часто нарушают правила (например, превышают максимально допустимую скорость движения), но не попадают в ДТП, и наоборот, людей, которые ездят без нарушения правил, но часто являются виновниками ДТП.

Есть гипотеза, что водитель чаще становится виновником ДТП тогда, когда он попадает на дороге в некомфортную для него ситуацию. А нарушение ПДД может и не являться некомфортной ситуацией для водителя. Водитель может решиться на нарушение правил, когда он уверен, что дорожную ситуацию он контролирует: например, превышение скорости на освещенной, сухой и незагруженной трассе. Но и это тоже лишь гипотеза без доказательств. Для введения нового коэффициента нужно актуарное/математическое обоснование, необходимо как минимум сравнить показатели аварийности водителей, нарушающих ПДД с водителями, которые правила не нарушают и проанализировать, если ли связь показателей с фактором нарушения правил.

Во-вторых, похожий коэффициент в ОСАГО уже есть. Это коэффициент бонус-малус. Он зависит от наличия/отсутствия страховых случаев по вине водителя за прошедший год. Если предположить, что существует прямая связь между нарушениями ПДД и аварийностью, то это будет означать наличие у водителей не только штрафов за нарушение ПДД, но и страховых случаев по ОСАГО, которые уже будут учтены при расчёте стоимости полиса на будущий год. После введения предлагаемого Центробанком нововведения в тарифах появится два коэффициента - за нарушение правил и бонус-малус, которые очень сильно связаны (коррелируют) между собой, что также недопустимо.

В-третьих, за нарушения правил дорожного движения в КОАП предусмотрены соответствующие штрафы. Если есть острая необходимость бороться с нарушителями правил дорожного движения, то есть понятный, простой и уже давно отработанный механизм. Идея повышения тарифов ОСАГО для нарушителей правил выглядит как попытка сбора дополнительных штрафов, но только не силами ГИБДД, а силами страховых компаний. В случае со штрафом, который выписывает ГИБДД, нам понятно, куда идут эти деньги: государству. На них, например, можно проводить кампании по борьбе с нарушениями правил. А в случае с дополнительным штрафом в качестве доплаты при приобретении ОСАГО, деньги пойдут в бюджет страховых компаний – частного бизнеса.

В-четвёртых, с методологической и технической точек зрения, единой базы нарушений ПДД, которая содержит информацию обо всех нарушениях, в настоящее время нет. Пока банк России не уточнил, от чего будет зависеть коэффициент: только от количества нарушений, или от степени нарушения (конкретных статей КОАП, например), или от суммы штрафов нарушителя за какой-либо период. От выбора из этих и других альтернатив зависит точность и последствия применения этого коэффициента, корректность его расчёта. На примере того же коэффициента бонус-малус мы видим, что текущее его применение вызывает очень много жалоб со стороны водителей, которым страховая компания неправильно его рассчитала. Даже среди страховых компаний существуют серьёзные разногласия о порядке применения и расчёта этого коэффициента. С коэффициентом за нарушение ПДД, думаю, проблем будет куда больше. Это приведёт к серьёзным затратам и страховщиков и государственных органов на адекватную реализацию этой идеи.

В общем, за популистской идеей борьбы с нарушениями правил дорожного движения скрывается попытка скрытого повышения тарифов по ОСАГО. Скорее всего, эта идея продвигается страховыми компаниями. Но для борьбы с нарушениями правил у ГИБДД уже есть штрафы, а у страховых компаний уже есть инструмент повышения тарифов для водителей, часто попадающих в ДТП. С ОСАГО есть масса проблем, которые так и не решены -- выплаты мошенникам, нехватка выплачиваемых сумм для требуемого ремонта, некорректный учёт и применение страховщиками коэффициента бонус-малус, большие расходы на осуществление страхования. И может быть, стоит решить эти проблемы, прежде чем создавать новые.

Об авторе
Александр Морозов Александр Морозов директор по автострахованию, «Лаборатория умного вождения»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 25 апреля
EUR ЦБ: 98,91 (-0,65)
Инвестиции, 17:11
Курс доллара на 25 апреля
USD ЦБ: 92,51 (-0,79)
Инвестиции, 17:11
Умер чемпион СССР по футболу в составе «Динамо» Аркадий Николаев Спорт, 22:38
«Зенит» проиграл в чемпионате России впервые с декабря Спорт, 22:29
«Краснодар» обыграл «Балтику» и приблизился к «Зениту» в РПЛ Спорт, 22:25
Шойгу отстранил замглавы Минобороны Иванова после ареста Политика, 22:17
Одесские депутаты не поддержали переименование проспекта Гагарина Политика, 22:12
Бывшего зампреда правительства Подмосковья задержали за взятку Политика, 21:54
Лукашенко призвал европейцев «начать рожать детей» Политика, 21:45
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Силовики начали проверку учредителей двух стройкомпаний по делу Иванова Общество, 21:34
Франция предложила ЕС санкции для борьбы с «российской дезинформацией» Политика, 21:31
Голкипер «Металлурга» стал самым молодым MVP плей-офф в истории КХЛ Спорт, 21:30
Старовойт сообщил об обстреле четырех населенных пунктов Курской области Политика, 21:23
«Металлург» третий раз в истории завоевал Кубок Гагарина Спорт, 21:16
В Думе предложили разрешить многодетным мобилизованным досрочно уволиться Политика, 21:10
Дело Тимура Иванова: как и за что задержали замминистра обороны Общество, 20:55