Глобализация продолжается: как свобода побеждает торговые барьеры
После кризиса 2009–2010 годов темпы роста мировой торговли заметно снизились. В этом году, согласно прогнозу ВТО, рост составит всего 1,7%, что сопоставимо с уровнем 2001 года. Все это дает основание для различного рода утверждений о торможении процессов глобализации и наступлении в мировой экономике новой эры протекционизма. На самом деле оснований для такого вывода нет.
Система устояла
В 2009–2010 годах действительно наблюдался всплеск применения ограничительных мер в торговле, поскольку многие страны, включая Китай, использовали антидемпинговые инструменты для ослабления конкурентного давления на оказавшихся в кризисном состоянии производителей. Но по мере того как ситуация нормализовывалась, этот всплеск утих. И несмотря на то что посткризисный этап развития мировой экономики продолжается уже почти семь лет, ни одна страна не нарушила своих обязательств перед ВТО.
Есть некоторые количественные параметры, позволяющие говорить, что сейчас в странах «Большой двадцатки» несколько активизировалось применение антидемпинговых, компенсационных и других мер, но это нарастание не носит ярко выраженного характера. Количество этих мер исчисляется единицами, и говорить о том, что произошел какой-то качественный слом, не представляется возможным. Мировая торговая система оказалась очень устойчивой к вызовам кризиса.
Региональный либерализм
Современные процессы формирования региональных интеграционных объединений в формате «зона свободной торговли» (ЗСТ) и «зона свободной торговли плюс» (ЗСТ+) не только не несут угрозы существующему режиму мировой торговли, но и способствуют его дальнейшей либерализации. Да, прогресс в рамках многосторонних переговоров ВТО очень ограничен, но он более чем компенсируется теми инициативами, которые в последние годы обсуждаются и реализуются. Заключение соглашения о Транстихоокеанском партнерстве является одним из самых ярких примеров. Никаких мер, направленных против третьих стран, оно не предусматривает, зато содержит совершенно беспрецедентные положения, направленные на либерализацию взаимной торговли и инвестиций.
Вообще успешность соглашений в формате ЗСТ и ЗСТ+ опирается на максимальный учет интересов стейкхолдеров — сторон, вовлеченных в процесс экономического сотрудничества. Конечно, региональные интеграционные проекты инициируются и продвигаются политической волей конкретных государств и их лидеров. Но для того чтобы соглашение было успешным, необходимо, чтобы оно приносило конкретные выгоды экономическим субъектам.