Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Пандемия коронавируса. Самое актуальное на 6 июля Общество, 07:49 При жесткой посадке вертолета в Ростовской области погиб человек Общество, 07:35 Как решить проблему закрывающих документов для командировок РБК и Smartway, 07:30 В ЕСПЧ подали иск о массовом распознавании лиц на митингах в Москве Политика, 07:30 В небе над озером в США столкнулись два самолета Общество, 07:05 Эксперты оценили отношение мигрантов в России к ситуации с коронавирусом Общество, 07:00 Как доля онлайн-продаж «ВкусВилл» выросла в 30 раз РБК и #CloudMTS, 06:45 Власти Забайкалья отменили введенные из-за эпидемии цифровые пропуска Общество, 06:39 Вывозной рейс с россиянами вылетел из Нью-Йорка в Москву Общество, 06:19 Зюганов ответил на слова Путина о Конституции СССР Политика, 06:03 В Госдуме предложили расширить доступ к льготам для зарубежных инвесторов Экономика, 06:00 В Госдуме разработали поправки о налогообложении выплат за рубеж Pro, 06:00 Идеальный шторм: что делать с деньгами в 2020 году РБК и Сбербанк Первый, 05:26 Великобритания утвердит санкции против россиян за нарушение прав человека Политика, 05:22
Мнение ,  
0 
Нгэр Вудс

По велению Европы: как МВФ разочаровал развивающиеся страны

Самой большой угрозой для МВФ исторически была его несостоятельность. Помощь в решении греческого кризиса могла бы вернуть доверие к фонду, но, оказывается, он выполняет требования европейских правительств

За последние десятилетия Международный валютный фонд получил несколько важных уроков, как нужно управлять государствами во время долговых кризисов. Несмотря на полученный опыт, все эти уроки были проигнорированы во время греческого кризиса. Возможно, участие фонда в спасении еврозоны повысит авторитет и уровень доверия к фонду в Европе. Но то что ни МВФ, ни остальные европейские акционеры не стали придерживаться собственных правил, может оказаться роковой ошибкой.

Шесть невыученных уроков

Один из важнейших выводов, который был проигнорирован во время фиаско в Греции, — финансовая помощь должна быть предоставлена только один раз. МВФ получил этот урок в 1997 году, когда неадекватная финансовая помощь Южной Корее заставила страну начать второй раунд переговоров. В Греции эта проблема намного хуже, ведь нынешний план на €86 млрд, который до сих пор обсуждается, следует за €110 млрд, выданными еще в 2010 году, и €130 млрд — в 2012.

Размеры кредитов МВФ зависят от системы умножения взносов той или иной кризисной страны в его капитал, и потому весьма ограниченны. Кредиты для Греции больше, чем за всю историю Валютного фонда. В свою очередь, правительства стран еврозоны не сталкиваются с подобными ограничениями, и могли бы создать более устойчивую систему кредитования.

Второй урок, которым пренебрег МВФ, — не стоит предоставлять финансовую помощь для спасения банков. МВФ узнал это в течение 1980-х годов, когда переложил плохие банковские кредиты Латинской Америки на плечи местных правительств. Ответственность за греческие кредиты, выданные французскими и немецкими банками, была переложена не только на европейских налогоплательщиков, но и на всех членов МВФ.

Третий урок, который МВФ не смог применить в Греции, — режим жесткой экономии часто приводит к порочному циклу: сокращение расходов замедляет рост экономики. Так как МВФ выдает деньги на краткосрочной основе, у него есть весомая причина игнорировать последствия жесткой экономии ради того, чтобы следовать прогнозным показателям роста. Другим членам еврозоны, стремящимся оправдать меньшее финансирование, также показалось удобным пренебрегать последствиями режима жесткой экономии.

В-четвертых, МВФ узнал, что реформы реализуются, только если они точечные и их число невелико. Когда страна нуждается в финансовой помощи, кредиторам выгоднее настаивать на длинном списке реформ. Но в ситуации кризиса большое количество требований приводит к нулевому результату.

В Греции МВФ, вместе со своими европейскими партнерами, требовал от правительства не только сократить расходы, но и предпринимать продолжительные налоговые, пенсионные, судебные реформы, а также реформы рынка труда.

Пятый урок — реформы будут успешными, только если правительство само стремится довести их до конца. Навязанные извне требования почти наверняка обречены на неудачу.

Европейские правительства выступили за самые жесткие условия кредитования Греции. И МВФ важно было показать, что он обходится с Грецией так же жестко, как и с Бразилией, Индонезией и Замбией. Несмотря на то что это было контрпродуктивно.

Шестой урок заключается в том, что финансовая помощь для страны, которая не может полностью контролировать свою валюту, несет дополнительные риски. Этот урок был получен в Аргентине и Западной Африке. У таких стран нет одного из самых простых способов приспособиться к долговому кризису — девальвации.

Экзистенциальный кризис МФВ

Потерпев неудачу в попытке предупредить Грецию, Португалию, Ирландию и Испанию об опасности вступления в валютный блок, МВФ должен был иметь весомые причины, чтобы вмешаться в кризис еврозоны. Самая очевидная причина — Европа была неспособна решать свои проблемы, но зато имела достаточно власти и влияния, чтобы навредить этим Фонду. Европейские страны имеют непропорционально большую долю голосов в МВФ.

Сказался и экзистенциальный кризис МВФ. Исторически самой большой угрозой для фонда являлась его несостоятельность. Он был практически «уволен» в 1970-е годы, когда США пустили в ход доллар, и его спас лишь Мексиканский долговой кризис 1982 года, который вернул фонду позицию мирового финансового кредитора.

Десять лет спустя востребованность МВФ снова начала снижаться. Он активизировал свою работу, когда потребовались преобразования в блоке стран бывшего СССР.

Нынешнее участие МВФ в еврокризисе дало ведущим развивающимся экономикам новую причину для разочарований. После того как МВФ загнали в угол своими требованиями, обнаружилось, что организация выполняет то, что велит Европа. Теперь фонду будет трудно вернуть доверие своих наиболее выдающихся членов. Если США и ЕС продолжат держать МВФ под контролем, то надежды на то, чтобы вернуть себе актуальность, вполне могут оказаться несбыточными. 

Copyright: Project Syndicate, 2015

www.project-syndicate.org

Об авторах
Нгэр Вудс Нгэр Вудс , Декан школы государственного управления при Оксфордском университете
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.