Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Глава Севастополя пообещал разобраться со случаями призыва по ошибке Политика, 18:25
Кризисная усталость: почему мы перестаем удивляться трагедиям Социальная экономика, 18:00
Как улучшить здравоохранение в России за счет медицинского туризма Партнерский проект, 17:41
МВД Осетии призвало отказаться от поездок в Грузию из-за очередей на КПП Политика, 17:34
Замглавы Минздрава Якутии задержали по делу о поставках кислорода Политика, 17:14
Какие места на Украине взяли под контроль российские военные. Карта Политика, 17:05
Цзю назвал «полным маразмом» санкции против Федерации бокса Украины Спорт, 17:00
Киргизия — Россия. Первый матч сборной с начала спецоперации Спорт, 17:00
РБК Comfort
Получайте рассылку с новостями, которые влияют на качество вашей жизни.
Подписаться за 99 ₽ в месяц
Военком Москвы обязал работодателей вручать повестки сотрудникам Политика, 16:48
Военная операция на Украине. Главное Политика, 16:41
Кадыров сообщил об охраняющих референдум в Энергодаре чеченцах Политика, 16:21
В России упростили получение гражданства для контрактников Политика, 16:19
Глава СПЧ пожаловался Шойгу на «палочный» подход к мобилизации Политика, 16:11
Путин подписал закон о 10 годах колонии за добровольную сдачу в плен Политика, 16:08
«Выгодное начало» от
Сумма
Срок
Ваш доход
0
Ставка
0%
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+
Дискуссионный клуб ,  
0 
Марсель Салихов

Поможет ли Северному Кавказу смена приоритетов

Фото: Денис Абрамов / РИА Новости
Фото: Денис Абрамов / РИА Новости

Северный Кавказ остается особенной и бедной частью Российской Федерации. Подушевой уровень доходов жителей примерно на 30% ниже среднероссийских показателей. В последние годы отставание от «России в целом» усилилось, а не сократилось. Уровень безработицы в регионе в несколько раз превышает национальные показатели.

По данным Росстата, уровень безработицы в Ингушетии находится в районе 30%, в других республиках — в диапазоне 13–18%. Одновременно северокавказские республики характеризуются рекордно высокими показателями рождаемости и низкими показателями смертности. Все это означает, что в ближайшие десятилетия численность населения региона будет быстро увеличиваться. Сочетание продолжающегося демографического роста, низких подушевых доходов и высокой безработицы создают условия для роста общественного недовольства, если не будет происходить кардинальных экономических изменений.

Кавказ был и остается в фокусе федеральной экономической политики — Москва готова тратить. За исключением Ставропольского края расходная часть остальных регионов СКФО на 60–80% формируется за счет федеральных трансфертов. Это означает, что без подобного масштабного межбюджетного выравнивания и поддержки со стороны федерального бюджета уровень доходов на Северном Кавказе был бы существенно ниже, а безработица — значительно выше. Помимо непосредственной поддержки региональных бюджетов, федеральные власти достаточно давно задумались о качественном изменении структуры экономики региона. К примеру, в 2010 году были созданы специализированные корпорации развития — АО «Корпорация развития Северного Кавказа» и АО «Курорты Северного Кавказа». Действовала специальная федеральная целевая программа («Юг России»), были предложены налоговые инструменты привлечения инвестиций. В 2014 году в составе федерального правительства появилось даже отдельное министерство по делам региона, впрочем, упраздненное спустя шесть лет.

Северный Кавказ явно относился к федеральным приоритетам, на его развитие выделялись целевые средства, но за последние 10 лет это практически не повлияло на структуру экономики региона. Причины неэффективности политики носят комплексный характер, но среди основных причин — низкая эффективность использования получаемых средств, высокий уровень «кумовства» и коррупции, отсутствие четко сформулированных критериев оценки эффективности и связи с кадровыми решениями на местах. Отсутствие явных результатов привело к тому, что экономическая политика на Кавказе за последний год прошла «перезагрузку», от реорганизации неэффективных институтов развития до формирования новой экономической стратегии региона.

После обсуждения в правительстве были определены ключевые отраслевые приоритеты — агропромышленный комплекс и туризм. Сельское хозяйство имеет большой потенциал развития в регионе по естественным причинам. Местный туризм получил сильный импульс на фоне закрытых границ и принес значительные доходы региональной экономике. Однако сохранение этого импульса в долгосрочной перспективе будет зависеть от улучшения инфраструктуры, развития сервиса, повышения конкурентоспособности туристического кластера по сравнению с другими российскими регионами и странами. Правительство готово предложить дополнительные инструменты поддержки туризма, к примеру, в форме субсидированных кредитов на строительство гостиниц. Федерация готова инвестировать и в решение накопившихся проблем в инфраструктуре. Понятно, что нормальное развитие туризма на Каспии невозможно без модернизации коммунальной инфраструктуры и отказа от сброса сточных вод в море.

Выделенные направления основаны на имеющихся конкурентных преимуществах региона — климатических и географических. Безусловно, при реализации эффективной государственной политики и росте инвестиций сельское хозяйство и туризм Северного Кавказа могут увеличиться в разы по сравнению с текущими уровнями. Однако этого недостаточно для решения долгосрочных экономических целей и радикального повышения уровня и качества жизни. Увеличение численности населения означает, что в регионе опережающим образом должны развиваться те сектора экономики, которые создают большое количество рабочих мест. Повышение производительности труда в сельском хозяйстве будет приводить к сокращению, а не к увеличению числа занятых. Северный Кавказ также сталкивается и с быстрой урбанизацией — увеличивается численность населения крупных городов, которые обладают не очень высоким туристическим потенциалом. Все эти вопросы придется решать.

«Новая экономическая политика» на Северном Кавказе — необходимое, но явно недостаточное условие для радикальных экономических изменений. Нужны и новые решения, и новые идеи. Вряд ли целесообразна массовая бюджетная накачка дополнительными государственными инвестициями. При низкой эффективности расходования средств региональными властями это не будет создавать должного экономического эффекта для граждан региона. Возможно, федеральным властям имеет смысл использовать опыт олимпийского строительства в Сочи, когда крупные инфраструктурные проекты велись корпоративными инвесторами, которые обеспечили контроль над расходованием средств и реализацией проектов. Помимо прямого субсидирования отдельных категорий кредитов для расширения доступности кредита и финансирования имеет смысл привлекать широкий пул коммерческих банков. Правительство может частично субсидировать процентные платежи для компаний, которые реализуют инвестиционные проекты на Северном Кавказе, а банки могут обеспечить финансовый контроль и возвратность средств. Особое внимание и дополнительное финансирование должна получить система образования — без повышения человеческого капитала невозможны устойчивые изменения в длительной перспективе. Северный Кавказ должен перестать быть и зоной «особого федерального внимания» — передача полномочий и ответственности местным элитам при установлении понятных правил игры и институционализации федеральной политики могут создать внутренние стимулы для изменений и реформ.

Pro
Фото: Dan Kitwood / Getty Images Почему бокал вина — плохой способ избавиться от стресса
Pro
Фото: Shutterstock Сделки с лицами из недружественных стран: как теперь продают доли в ООО
Pro
Фото: Shutterstock Как рецепт коктейля от агента 007 поможет наладить работу и личную жизнь
Pro x The Economist
Фото: Chris Hondros / Getty Images Почему даже на фоне рецессии компании продолжают нанимать персонал
Pro
Как выстроить процессы в ИT-отделе: выбираем подходящую методологию
Pro
Фото: Morris MacMatzen / Getty Images Как использовать зарубежный счет и избежать штрафов от налоговой
Pro
Фото: Shutterstock Что нельзя делать при похмелье: советы нейробиолога из Стэнфорда
Pro
Джерри Мойз Как семья водителя создала бизнес с выручкой $5,99 млрд

Предыдущая экономическая стратегия развития Северного Кавказа не сработала. Ее проблемы были связаны как с ошибками федерального центра, так и с местными особенностями. Новая политика на Кавказе вполне может изменить сложившуюся картину.

Об авторе
Марсель Салихов Марсель Салихов Директор центра Центра экономической экспертизы НИУ ВШЭ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
«Выгодное начало» от
Сумма
Срок
Ваш доход
0
Ставка
0%
БАНК ВТБ (ПАО). Реклама. 0+