Ваш браузер использует блокировщик рекламы
Он мешает корректной работе сайта.
Добавьте www.rbc.ru в белый список. Как это сделать.
Лента новостей
В Госдепе отвергли заявления о захвате российского консульства в Сиэтле 03:26, Политика В Вашингтоне неизвестный с оружием напал на представительство Ирана 02:51, Общество Похитители отпустили вице-президента Олимпийского комитета Ирака 02:25, Общество Страховщики заявили о нормализации выдачи электронных полисов ОСАГО 01:55, Общество "Коммерсантъ" сообщил о поставке в Сирию дополнительных ЗРК «Панцирь» 01:50, Политика Пашинян пообещал не прекращать протесты до назначения премьером Армении 01:29, Политика Представитель Буша-старшего рассказал о состоянии бывшего президента США 01:17, Общество Пашинян рассказал о встрече с российским послом в Армении 00:47, Политика Сокращаем расходы: как оптимизировать офисные траты 00:42, РБК и Brother Порошенко заявил о попадании армии Украины в Топ-10 лучших армий Европы 00:41, Политика ЦБ запретит брать займы под залог недвижимости у «черных кредиторов» 00:39, Финансы Экс-глава Минспорта Армении объяснил решение присоединиться к протестам 00:17, Политика «Медиалогия» опровергла обвинения Telegram-каналов в манипуляции данными 00:06, Технологии и медиа Счетная палата сообщила о двукратном росте нарушений при госзакупках 00:00, Экономика Дипломаты сообщили о пострадавшей россиянке при наезде на людей в Торонто 25 апр, 23:43, Общество «Реал» одержал волевую победу над «Баварией» в полуфинале Лиги чемпионов 25 апр, 23:43, Спорт Лидер армянских протестов встретился с российскими дипломатами 25 апр, 23:30, Политика Глава МЧС назвал бредом обвинения в свой адрес в программе Михалкова 25 апр, 23:29, Общество Французскому миллиардеру Венсану Боллоре предъявили обвинение 25 апр, 23:22, Общество Шарля Азнавура отправят на лечение из Петербурга во Францию 25 апр, 23:22, Общество Медведев обсудил с Кудриным реформу госуправления 25 апр, 23:17, Политика Telegram-каналы обвинили «Медиалогию» в манипуляции данными о просмотрах 25 апр, 23:07, Технологии и медиа Reuters связал ответные санкции России с реакцией Евросоюза 25 апр, 22:58, Бизнес Захарова заявила об отсутствии данных о вылете главы МИД Армении в Москву 25 апр, 22:45, Политика Глава ФАС усомнился в возможности блокировки Telegram 25 апр, 21:56, Технологии и медиа Пентагон назвал «дымовой завесой» показанные обломки сбитых в Сирии ракет 25 апр, 21:50, Политика Полуфинал Лиги чемпионов. «Бавария» — «Реал». Онлайн 25 апр, 21:45, Спорт Тест: какая соцсеть исчезнет в 2018 году 25 апр, 21:35, РБК и Билайн
От выживания к развитию: почему России нужно бороться с неравенством
Экономика, 17 янв 2017, 18:46
0
Александра Московская От выживания к развитию: почему России нужно бороться с неравенством
Приоритет борьбы с бедностью над снижением неравенства характерен для стран, переходящих от традиционного общества к индустриальному. Россия к их числу явно не относится

В своем недавнем интервью министр экономического развития Максим Орешкин связал снижение барьеров для экономического роста с преодолением бедности и нехватки человеческих ресурсов. В контексте интервью эти слова скорее обнадеживают — хорошо, что министр экономического развития проявляет живой интерес к положению населения и его компетенциям, рассматривая их не как придаток к экономике или вычет из ее доходов, а как потенциальный источник роста. Однако вырванная из контекста фраза о том, что «проблема бедности в российской экономике гораздо важнее на данном этапе, чем проблема неравенства», многим врезалась в память совершенно обособленно от того, что имел в виду министр. И это уже вызывает озабоченность, потому что идеи в ушах слушателей могут превращаться в свою противоположность.

В какой хозяйственный и смысловой контекст погружает нас попытка противопоставления бедности и неравенства?

Контекст 1: потолок роста благосостояния

В определенных условиях бедность и неравенство могут иметь общее происхождение. В особенности если под «бедными» подразумевается не доля населения, стабильно живущая за чертой бедности, а так называемые малообеспеченные, то есть люди, чьи доходы арифметически поднимаются над этой чертой, но не более чем в 1,5–2 раза. Другими словами, им хватает средств лишь на самое необходимое, но на социальные пособия они рассчитывать уже не могут. Если в стране доля малоимущего населения выше 1/3, а статистика при этом показывает, что средние доходы находятся на уровне не самых бедных стран мира (как в России), то положение малоимущих является следствием стабильного ограничения на доступ к экономическим и социальным благам для значительной доли населения.

Более того, опыт западных стран показывает, что экономический рост может и не приводить к повышению доходов малообеспеченных слоев. И сегодняшняя озабоченность проблемой неравенства в этих странах связана именно с тем фактом, что экономический рост перестал приводить к росту занятости и реальных доходов не только у нижних, но и средних слоев. По расчетам ОЭСР, справедлива и обратная зависимость — углубление неравенства сдерживает экономический рост. И если у нас даже проблема экономического роста не решена, опыт развитых стран может послужить предостережением от стратегических ошибок.

Контекст 2: различия в подходах к бедности

Индикаторов бедности достаточно много, но мы остановимся на различиях между «абсолютной» и «относительной» бедностью. Первая основывается на условном нормативном определении количественных границ бедности и установлении минимального размера дохода, необходимого для выживания. С относительной бедностью ситуация сложнее. Она определяется через соотношение дохода человека с некоторым уровнем благ, которые есть у других и которых он лишен. При этом предполагается существование некоторого условного и считающегося достойным уровня достатка.

Во всех случаях при оценке относительной бедности речь идет об определенном способе измерения неравенства. В этом контексте противопоставление решения проблемы бедности решению проблемы неравенства логически выводит политику на индикаторы абсолютной бедности и заставляет ориентироваться именно на них в определении мер и оценке результатов борьбы с бедностью. Но, как показывает опыт разных стран, включая Россию, узкая ориентация на абсолютную бедность легко приводит к формализму, связанному с установлением нормативов и регламентов (границы бедности, размер пособий, проверка нуждаемости и пр.). А при таком подходе снижение рисков попадания в категорию бедных или построение экономических и социальных лифтов для преодоления неблагоприятного положения обычно выходят за рамки политических решений. Между тем именно они являются наиболее действенными и логически связаны с решением проблемы неравенства.

Контекст 3: социально-экономическая отсталость

Если борьба с бедностью становится приоритетом перед другими задачами в социальной политике, то зачастую это свидетельствует о низком уровне экономического развития страны и неспособности взять на себя большие социальные обязательства. Эта ситуация характерна для развивающихся стран и обычно связана с переходом от традиционного к индустриальному обществу. Борьба с бедностью — стандартная повестка социальной политики таких стран. Особенно остра эта проблема там, где высока доля сельского населения. Россия и по структуре занятых, и по этапу технологического развития от этих стран заметно отличается. Кроме того, по уровню ВВП на душу населения Россия находится ближе к развитым странам, она сейчас немногим уступает таким странам с переходной экономикой, как Польша и Венгрия. В списках 2014–2015 годов по этому показателю Россия опережает Турцию и Мексику, не говоря о странах БРИКС.

Контекст 4: либеральный режим благосостояния

Повестка дня социальной политики в любой стране (развитые страны тут не исключение) зависит от «режима благосостояния», то есть установившегося консенсуса между государством, бизнесом и сообществами, включая домохозяйства, по поводу распределения ответственности за благосостояние граждан. Ограничение роли государства сосредоточенностью на «узких местах», таких как бедность или инвалидность, в которых рынок и домохозяйства бессильны, соответствует либеральному режиму благосостояния. При этом проверка нуждаемости и временные ограничения помощи служат сопутствующими условиями ее получения, а основное бремя переносится на негосударственные организации и механизмы взаимопомощи. Такой режим характерен для стран с низким уровнем вовлечения государства в экономику и социальную сферу.

В России даже через год после принятия закона «Об основах социального обслуживания граждан», допускающего в эту сферу негосударственные организации, примерно 95% операторов социальных услуг принадлежат государству, и именно от государства население и сами негосударственные операторы ждут помощи. В таких условиях рассчитывать на установление либерального режима благосостояния нет смысла.

Контекст 5: «ценности выживания»

С точки зрения глобального исследования ценностей в рамках проекта World Values Survey противопоставление бедности неравенству и согласие сосредоточиться на первом, игнорируя второе, свидетельствует о недостаточном продвижении страны от ценностей выживания к ценностям развития и личного самовыражения, то есть фактически о нерешенности проблемы выживания на уровне общества. Угрозы жизнеобеспечению делают как бы несвоевременным обсуждение реализации прав граждан на доступ к социальным и экономическим благам. Но проблема здесь не в пирамиде Маслоу, а в том, что многие члены общества именно в данной стране считают справедливым и первоочередным. Бедность не преодолена и в развитых странах, а прибытие беженцев и трудовых мигрантов регулярно актуализирует эту проблему. В то же время это не отменяет постановку вопроса о так называемом инклюзивном экономическом росте, то есть о расширении доступа более широких слоев населения, включая мигрантов, к лучшим условиям работы, дохода, реализации собственного потенциала и развития навыков. Программа мер по обеспечению инклюзивного роста разрабатывается на уровне ОЭСР уже несколько лет.

Как вписывается российская ситуация в каждый из этих контекстов, еще предстоит разобраться. В любом случае спасибо новому министру за то, что он поднял проблему соотношения бедности и неравенства и поставил вопрос о том, кто должен нести ответственность за преодоление того и другого.

Об авторах
Александра Московская директор Центра социального предпринимательства и социальных инноваций НИУ ВШЭ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
×
Ваш браузер устарел
Пожалуйста, обновите его или установите новый.
Ваш браузер не обновлялся уже несколько лет. За это время некоторые сайты стали использовать новые технологии, которые он не поддерживает и не может корректно отобразить страницу. Чтобы это исправить, попробуйте установить новый браузер.