Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
ВЦИОМ узнал долю россиян, участвующих в распределении местного бюджета Экономика, 00:00
Зеленский подтвердил наличие офшоров Политика, 17 окт, 23:58
Захарова назвала источник угрозы демократии США Политика, 17 окт, 23:40
Сына экс-чиновника из Сомали подозревают в убийстве британского депутата Политика, 17 окт, 23:32
Нурмагомедов анонсировал чемпионский бой с участием Шлеменко Спорт, 17 окт, 23:30
Шлеменко пообещал заявить о себе после победы в промоушене Нурмагомедова Спорт, 17 окт, 23:29
Как создается одна из крупнейших платформ онлайн-обучения Skyeng РБК и OCS Distribution, 17 окт, 23:10
Гусейнов пожаловался на «проблемы» после поражения от Шлеменко Спорт, 17 окт, 22:13
Срочно нужны деньги: как избежать популярного обмана в соцсетях РБК и «Ростелеком-Солар», 17 окт, 22:12
Зеленский заявил о достаточном запасе газа «по нормальным ценам» Политика, 17 окт, 22:05
Посол Франции покинул Белоруссию по требованию Минска Политика, 17 окт, 21:58
Шалимов назвал обидным поражение от ЦСКА из-за не назначенного пенальти Спорт, 17 окт, 21:42
Шлеменко выиграл первый бой в промоушене Нурмагомедова Спорт, 17 окт, 21:28
«Уфа» потеряла лучшего бомбардира и не удержала победу над «Краснодаром» Спорт, 17 окт, 20:58
Мнение ,  
0 
Кристоф Шмидт

Чем грозит прощение долга Греции

Реструктуризация долга Греции может принести краткосрочные выгоды, но позволит и другим странам еврозоны требовать аналогичных уступок. А это в свою очередь поставит под угрозу долгосрочную стабильность всей еврозоны

Серебряная пуля для греческого кризиса

Греческий экономический кризис продолжает бушевать, поэтому известные люди — от лауреатов Нобелевской премии по экономике (например, Пол Кругман) до высокопоставленных чиновников (например, министр финансов США Джек Лью) — призывают к смягчению условий финансовой помощи стране и облегчению ее долгового бремени. Даже Международный валютный фонд, который наряду с другими европейскими кредиторами предоставил Греции экстренное финансирование, недавно присоединился к этому призыву. Но может ли эта мера действительно стать волшебной серебряной пулей для греческого кризиса?

Краткий ответ — нет. Есть множество доказательств того, что высокий уровень долга может помешать росту экономики, однако в Греции имеются и более серьезные помехи экономическому росту, например структурные недостатки и политические игры на грани фола. Именно на это надо обратить внимание в первую очередь.

Более того, Греция будет зависеть от льготного финансирования из нерыночных источников, по всей видимости, еще многие годы. Данное финансирование предоставляется под условие проведения реформ, а не изменения долговых коэффициентов. Номинальные объемы греческого долга станут иметь значение лишь тогда, когда страна снова выйдет на долговые рынки и начнет соответствовать рыночным, а не льготным условиям заимствований. За это время страна должна провести структурные реформы, необходимые для восстановления перспектив долгосрочного экономического роста и тем самым для повышения своих способностей выплачивать долг кредиторами без значительного сокращения его номинала.

Сплотить зону евро

Но есть и другая важная причина, почему прощение долга не является правильным ответом. Она связана с политической архитектурой Европейского валютного союза. В зоне евро отсутствует сильный орган центрального управления, поэтому антикризисная политика формируется в ходе политического процесса, в котором главы 19 стран-участниц союза имеют право вето. Для нормальной работы столь сложной системы политики страны еврозоны обязаны доверять друг другу, они должны вести себя определенным образом, а для этого нужны общие правовые рамки и стандарты.

Реструктуризация официального долга Греции хотя и может принести краткосрочные выгоды, но ослабит данные правила в долгосрочной перспективе, создав прецедент исключения из правил. Другие страны еврозоны рано или поздно потребуют таких же уступок. В 2013 году после продления срока погашения долговых обязательств Греции Ирландия и Португалия потребовали — и получили — аналогичное продление, хотя их потребность в нем была менее очевидна.

Вместо того чтобы идти на уступки, способные привести к долгосрочной нестабильности в еврозоне, лидеры Европы должны выступать за меры, активно стимулирующие страны-участницы вести благоразумную бюджетную политику. Она позволит сократить долговые коэффициенты и восстановить фискальные подушки, смягчающие асимметричные шоки в валютном союзе. Только тогда еврозона получит шанс выполнить положение Лиссабонского договора о запрете на программы финансового спасения.

На долю Греции приходится менее 2% ВВП всех стран еврозоны, однако стремление к близоруким, сиюминутным решениям ее проблем может привести к прецедентам, способным развалить весь валютный союз. Для предотвращения такого развития событий важно, чтобы любое решение проблемы греческого кризиса усиливало, а не подрывало сплоченность зоны евро.

Ответственность и контроль

Верно, что Греции пришлось пройти через болезненную адаптацию, занявшись вопросами глубоких структурных недостатков, неустойчивости государственных финансов, отсутствием ценовой конкурентоспособности. Эта адаптация привела к сокращению греческого производства. Однако в высокой безработице и недостатке инвестиций нельзя винить прописанное «лекарство»: это — симптомы неспособности страны реформировать государственное управление и повысить гибкость своей экономики.

Международные дебаты о том, насколько надо сократить госрасходы, чтобы сбалансировать интересы Греции и ее кредиторов, слишком долго отвлекали внимание политиков. Пришло время сфокусироваться на настоящем императиве — разработке и проведении жизненно важных структурных реформ на национальном и европейском уровнях.

Для направления этого процесса Немецкий совет экономических экспертов разработал серию реформ под названием «Маастрихт 2.0», которые призваны укрепить нормативно-правовую базу, что абсолютно необходимо для долгосрочного успеха еврозоны. В частности, банковский союз надо усилить с помощью расширения режима финансовой санации и интегрированного органа финансового надзора. Кроме того, должен быть создан механизм государственной неплатежеспособности.

В основе предлагаемых реформ лежит так называемый принцип единства ответственности и контроля, который предполагает, что принятие решений и ответственность за их последствия находятся на одном политическом уровне — национальном или наднациональном. Иными словами, если какие-то страны хотят принимать свои бюджетные решения независимо от партнеров по еврозоне, тогда им не стоит ожидать, что эти партнеры позднее вступятся и спасут их.

Без сомнения, за последние годы европейское институциональное регулирование подверглось крупным реформам, отражающим принципы «Маастрихта 2.0», в частности принцип национальной ответственности за государственные финансы и международную конкурентоспособность. Однако этот процесс реформ еще далеко не завершен.

Невозможно отрицать, что краткосрочные решения острых проблем, например смягчение долгового бремени Греции, угрожают долгосрочной стабильности еврозоны. Для выживания, а в конечном итоге для процветания Европейского валютного союза его лидеры не должны поддаваться искушению легких решений.

Copyright: Project Syndicate, 2015
www.project-syndicate.org

Об авторе
Кристоф Шмидт Кристоф Шмидт Председатель Немецкого совета экономических экспертов
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.