Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Владимир Сидорович

Восстание машин: почему авторынок не спасет нефть от падения

Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет около 65%, а рынок автомобилей будет неминуемо расти за счет развивающихся стран. Поможет ли это нефтяным компаниям выжить?

Все больше машин

В 2006 году на киноэкраны вышла документальная лента «Кто убил электромобиль?», повествующая о печальной судьбе EV1, модели General Motors 1996 года. Несмотря на интерес потребителей, проект был похоронен в результате договоренностей нефтяников и автопроизводителей. Дело в том, что успех альтернативных транспортных технологий означает смерть нефтяного рынка и высокую степень угрозы для автомобильных концернов.

Нефть нужна и важна, поскольку она обеспечивает мобильность людей и грузов. Доля транспорта в мировом потреблении нефти составляет примерно 65%, в развитых странах — 70–80%. Причем больше половины этой доли приходится на легковые и малотоннажные грузовые автомобили.

Насколько устойчиво положение нефти в данном сегменте — ключевой для нефтяной отрасли вопрос. Сегодня в мире насчитывается порядка 1,2 млрд единиц легкого транспорта. По многочисленным прогнозам, их число вырастет до 1,9–2,4 млрд к 2035–2040 году. На основе данных прогнозов рисуются кривые роста потребления нефти. ОПЕК в недавно вышедшем World Oil Outlook 2015 полагает, что оно скакнет с нынешних 92 млн баррелей в день до 110 млн в 2040 году. Рост потребления предсказывают также Международное энергетическое агентство (IEA) и аналитики нефтяных концернов.

При этом все эксперты признают, что использование нефти в развитых странах будет сокращаться. Существовавшая ранее корреляция между экономическим ростом и потреблением углеводородов здесь уже нарушена, наталкивается на демографические ограничения и повышение энергоэффективности. Поэтому рост транспортного сектора и нефтяного рынка придется на страны Азии и — в меньшей степени — Африки.

Размышления о причинах азиатско-африканского бума потребления нефти логичны. Население растет, где-то растут ВВП и благосостояние людей, соответственно повышаются доступность автомобилей, объемы перевозок и потребление нефти.

Технологическая структура автомобильного парка, по мнению нефтяных аналитиков, не претерпит существенных изменений: нефть останется главным мировым движителем и в 2040 году. Да, будет повышаться эффективность двигателей внутреннего сгорания: по прогнозам BP, расход топлива на 100 км пробега легковых автомобилей будет сокращаться в среднем на 2–3% в год. По мнению специалистов Navigant Research, более половины легких транспортных средств будет к 2035-му оснащено системой «Старт-стоп». Тем не менее эти новшества не смогут серьезно скорректировать спрос на сырье. Альтернативные, неуглеродные виды транспорта, хоть и будут развиваться, не завоюют существенной доли — они пока слишком дороги, несовершенны и непопулярны у потребителей, считают эксперты от нефтянки.

Кто «убьет» двигатель внутреннего сгорания

В начале 1980-х годов консультанты McKinsey прогнозировали, что на рубеже тысячелетий объем рынка мобильных телефонов составит примерно 900 тыс. штук. Прогноз, мягко говоря, не сбылся: в 2000 году на руках было уже более 100 млн мобильников. Сегодня, несмотря на очевидные тренды развития технологий и изменение потребительских предпочтений в транспортном секторе, мы наблюдаем такую же недооценку противника.

Очевидно, в ближайшие годы электромобиль станет конкурентоспособен по цене (в текущем году планируется выход на рынок Tesla 3 стоимостью $35 тыс.). Аккумуляторы станут не только дешевле, но и совершеннее, обеспечивая большие дистанции пробега. Станции зарядки электромобилей будут везде, а время ее сократится. Большинство автопроизводителей заявляют о создании полных продуктовых линеек в электрическом и гибридном исполнении к концу десятилетия. На автомобильный рынок выходят Apple и Google. Ставящая сегодня на водородные технологии Toyota собирается прекратить выпуск автомобилей с двигателем внутреннего сгорания к 2050 году. Даже глава Aston Martin, производителя спортивных бензиновых автомобилей, признается, что будущее за электромобилями — они обеспечивают лучшие динамические характеристики.

В то же время главные рынки надежды нефтяной отрасли — Китай и Индия — сталкиваются с колоссальными экологическими вызовами. Загрязнение воздуха в Китае стало притчей во языцех. Основная причина — угольная генерация электроэнергии, но и автомобильный транспорт добавляет в городскую «смесь для дыхания» весомую долю опасных ингредиентов. На Рождество в Пекине были отменены сотни авиарейсов — настолько загрязнение воздуха ограничило видимость. Во время пекинского смога в декабре власти на несколько дней запрещали движение автомобилей с двигателями внутреннего сгорания и даже гибридов (количество обращений к дилерам электромобилей возросло в эти дни в десять раз). Экологическая обстановка в Индии не лучше. В Дели почти половина школьников страдают от необратимых изменений в легких. Поэтому развитие электрического транспорта необходимо здесь для решения экологических проблем. Существуют госпрограммы строительства сотен тысяч зарядных станций и финансового стимулирования приобретения электромобилей. Китай уже в 2015-м стал мировым лидером по их годовым продажам, и, например, Geely планирует к 2020 году получать 90% доходов за счет реализации электрических и гибридных авто.

Будущее без нефти

Важно отметить, что распространение электромобилей в Азии (как и в остальном мире) происходит параллельно с развитием ВИЭ (возобновляемые источники энергии) — только так обеспечивается экологическая чистота электрификации транспорта.

Таким образом, крупнейшие азиатские экономики, на которые с надеждой смотрят нефтяники, становятся лидерами в области конкурирующих с нефтью технологий. Их усилия находятся в ключе мировой климатической политики, направленной на борьбу с глобальным потеплением и требующей все более жестких ограничений в части расхода топлива и автомобильных выбросов.

Сегодня наблюдается появление множества законодательных и общественных инициатив, направленных на ограничение использования бензиновых и дизельных двигателей. Международный альянс экологически чистого транспорта ZEV (Zero Emission Vehicle), в который входят Германия, Великобритания, Норвегия, Нидерланды, канадская провинция Квебек и восемь американских штатов, продвигает запрет автомобилей с двигателями внутреннего сгорания к 2050 году. Стратегия развития Ванкувера предусматривает полный отказ от использования нефтепродуктов на транспорте к этому сроку. Швеция планирует обеспечить переход на электромобили и автомобили на биотопливе уже к 2030 году. Число подобных примеров быстро множится. Цель ЕС на 2050 год — снижение выбросов СО2 в секторе транспорта на 60% от уровня 1990 года.

Несмотря на двузначные ежегодные темпы роста, доля электромобилей и других видов альтернативного транспорта сегодня все еще ничтожно мала — менее 0,5% в глобальных продажах. Очевидно, в течение ближайших десяти лет не произойдет каких-либо фундаментальных изменений в объеме потребления нефти, а ее цена будет подвержена «обычным» колебаниям, может быть, несколько усиленным из-за нервного новостного фона. В то же время будет происходить накопление технологий, которые к 2025 году достигнут критической массы, достаточной для того, чтобы начать опрокидывать нефтяной рынок. За всю историю нефть, пожалуй, впервые сталкивается со столь серьезным вызовом, грозящим перевести черное золото в категорию обычных природных ресурсов.

Об авторе
Владимир Сидорович Владимир Сидорович директор Института энергоэффективных технологий в строительстве
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней


 

.

Лента новостей
Курс евро на 9 мая
EUR ЦБ: 98,95 (+0,64)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Курс доллара на 9 мая
USD ЦБ: 91,82 (+0,7)
Инвестиции, 08 мая, 16:17
Под завалами разрушенного подъезда в Белгороде оказались люди Общество, 11:55
Гладков сообщил, что многоэтажка в Белгороде обрушилась из-за снаряда ВСУ Политика, 11:51
Следствие попросило арестовать водителя упавшего в Мойку автобуса Общество, 11:50
В Чехии будут отбирать российские флаги у болельщиков на ЧМ по хоккею Спорт, 11:45
В Белгороде обрушился подъезд многоэтажки Политика, 11:40
Госдума пригласила бизнес на обсуждение состава нового правительства Политика, 11:30
В Германии допустили запуски ракет ПВО из стран НАТО для защиты Украины Политика, 11:29
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Певец Nemo из Швейцарии стал победителем «Евровидения». Видео Общество, 11:16
Беглов выразил соболезнования в связи со смертью архитектора Земцова Общество, 11:06
Закат бизнеса: как основателю распознать и преодолеть кризис в компании Pro, 10:44
Украинские власти рассказали о ходе эвакуации в Харьковской области Политика, 10:26
Помочь циркадным ритмам: нужна ли вам маска для сна — Harvard Health Pro, 10:21
В Варшаве загорелся крупный торговый центр Общество, 10:12
Новое финансовое будущее так и не настало. Почему нас ждет криптозакат Pro, 10:01