Смена рынков также изменит товарную структуру украинского экспорта — именно так было в Центральной и Восточной Европе. Если несколько упростить, то всерьез стоит обсуждать лишь четыре вида товаров — это украинский экспорт стали, машиностроительной и сельскохозяйственной продукции и российский экспорт природного газа. Именно они доминируют в структуре торговли.
В 2013 году товарная структура украинского экспорта в Россию и в ЕС существенно различалась. Машиностроительная продукция составляет треть украинского экспорта в Россию и лишь 11,5% экспорта в ЕС. Сегодня украинское правительство пытается остановить экспорт вооружений в Россию: какой смысл вооружать своего оппонента?
Машиностроительный экспорт из Украины в Россию — это в основном комплектующие для ВПК, а также железнодорожные вагоны и локомотивы. Квалифицированные инженеры — ценный актив для экономического развития, а вот старые советские военные предприятия, которые по большей части все еще принадлежат государству, вряд ли могут рассчитывать на подъем. Их, вероятно, можно переориентировать на выпуск новой продукции, как и в странах Центральной и Восточной Европы. Но это потребует шумпетеровского «созидательного разрушения», то есть закрытия старых государственных компаний и передачи их активов — человеческого капитала и заводов — новым предприятиям под новым руководством.
На сталь приходится 37% украинского экспорта в ЕС и 20% экспорта в Россию. В краткосрочной перспективе украинский экспорт стали, видимо, снизится. Производители стали выигрывали от очень низких цен на газ и уголь, которые теперь вырастут. Сегодня модернизированными можно считать только два украинских металлургических комбината — Алчевский, принадлежащий «Индустриальному союзу Донбасса», и недавно построенный завод «Днепросталь» «Интерпайпа». Остальные предприятия слишком энергоемкие. Металлургическая индустрия сосредоточена в Донбассе, сильно пострадавшем от войны. В августе производство стали упало на 30%, а угля — на 50%. Вероятно, Украина может остаться конкурентоспособным производителем стали, но лишь после значительной модернизации, требующей больших инвестиций.
Третья крупная экспортная отрасль — сельское хозяйство, обеспечивающее 24% украинского экспорта в Европу и 9,5% экспорта в Россию. Украинский агропром сейчас переживает бум. Объемы сельскохозяйственного экспорта в ближайшем будущем резко вырастут, и они, скорее всего, пойдут в Европу и на Ближний Восток. Как и в случае со сталью, Россия напрямую конкурирует с Украиной в экспорте этих товаров. В дальнейшем Украина, вероятно, будет продавать все больше переработанной пищевой продукции, и ее производство привлечет много прямых иностранных инвестиций (это уже происходит).
Четвертый традиционный продукт украинского экспорта — химические товары, на которые приходится 9% экспорта в Россию, но которые почти не поставляются в Европу. Украинская химическая промышленность, похоже, находится на закате. В основном она производит удобрения на основе дешевого российского газа, возвращение которого едва ли возможно. Заводы по производству удобрений не модернизировались, и доля химической продукции в украинском экспорте падает.
В будущем рост украинского производства и экспорта будет, видимо, определяться интеграцией в европейские — прежде всего германские — цепочки поставок. Это выведет Украину на тот же путь экономического и структурного развития, по которому уже прошла Центральная Европа. Если украинское государство снизит степень вмешательства в бизнес и обеспечит более надежную защиту прав собственности, Украина получит шанс на процветание в качестве нового звена европейской системы снабжения. Прямые иностранные инвестиции из Европы и Северной Америки дадут толчок к такому развитию, хотя практически везде в таких случаях основные инвестиции обеспечивала сама страна. На Украине также развивается многообещающая IT- и софтверная отрасль, но чтобы она стала по-настоящему успешной, нужно, чтобы в стране утвердилась власть закона.
Количественные оценки сравнительных последствий вступления Украины в Таможенный союз и в зону свободной торговли с ЕС давали многие организации — в основном польские и украинские исследовательские центры, Всемирный банк и Евразийский банк развития. Все, кроме Евразийского банка развития, получили очень схожие результаты.
Наиболее полное и относительно свежее исследование экономических последствий вступления Украины в Таможенный союз и в зону свободной торговли ЕС провели Вероника Мовчан и Рикардо Джуччи. Они заключили, что в долгосрочной перспективе соглашение о свободной торговле прибавит украинскому ВВП 11,8%, тогда как присоединение к Таможенному союзу снизит его на 3,7%. Соглашение о свободной торговле с ЕС значительно увеличит как экспорт, так и импорт, тогда как вступление в Таможенный союз сократит объем торговли. В других исследованиях приводятся сопоставимые оценки.
Соглашение о свободной торговле снизит или уничтожит существующие торговые барьеры между Украиной и ЕС, что приведет к росту торговли между ними. Главные его преимущества для Украины — облегченный доступ к обширному рынку ЕС (который в десять раз больше российского), увеличение притока прямых иностранных инвестиций, которые помогут модернизировать экономику, реструктурировать предприятия и создать рабочие места, а также гармонизация законодательных и институциональных стандартов, что улучшит бизнес-климат и правовую среду. Экспорт Украины в ЕС в первой половине 2014 года вырос на 15%.
При этом прекращение «Газпромом» поставок газа на Украину, скорее всего, вынудит украинское правительство, наконец, поднять цены на газ до рыночного уровня, что приведет к значительной экономии энергии и росту собственного производства газа. Исследователи сходятся в том, что примерно за пять лет Украина может стать самодостаточной в энергетическом смысле. В то же время Россия сворачивает транзит нефти и газа через Украину.
Все эти меры приведут к тому, что в ближайшие два года российско-украинская торговля резко (примерно вдвое) сократится, и так будет продолжаться, пока боевые действия не будут остановлены. После этого взаимная торговля, вероятно, начнет постепенно восстанавливаться, как это было со странами Центральной и Восточной Европы. Но это будет уже совсем другая торговля.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Хроника торговой войны между Киевом и Москвой