Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Военная операция на Украине. Главное Политика, 14:58
Риелторы назвали районы Москвы с наибольшим ростом цен на жилье Недвижимость, 14:56
Правительство упростило правила ввоза в Россию компьютеров и смартфонов Бизнес, 14:49
«Дом культуры» поколения «альфа»: настоящая жизнь в ненастоящем мире Совместный проект, 14:49
Пять финтех-стартапов под грифом «самый» Pro, 14:45
Лукашенко назвал опасными попытки расчленения Украины Политика, 14:44
Экс-тренер сборной России фразой «уходит эпоха» отозвался о смерти Янко Спорт, 14:39
Почему сотрудники сильнее всех уязвимы к кибератакам и как это исправить РБК и МегаФон, 14:24
Выступление лидеров стран на саммите ОДКБ. Прямая трансляция Политика, 14:20
TRT сообщил об отказе Финляндии и Швеции выдать Турции «террористов» Политика, 14:16
Минфин предложил ввести обязательное страхование жилья от ЧС Недвижимость, 14:10
Второго шанса нет: как подготовиться к встрече с потенциальным клиентом Pro, 14:10
Глава федерации назвал последствия COVID причиной смерти тренера Янко Спорт, 14:08
«Этичный капиталист»: как предпринимателям построить лучшее общество Социальная экономика, 14:00
Дискуссионный клуб ,  
0 
Владимир Мау

Вызов для правительства: антикризисные меры и структурная модернизация

Владимир Мау
Владимир Мау (Фото: предоставлено пресс-службой РАНХиГС)

Вот уже год мы живем с коронакризисом. За это время наша страна вместе со всем миром прошла важный путь в осознании природы этого вызова и выработке мер противодействия ему — мер медицинских, экономических, социальных. Впервые за многие десятилетия мир столкнулся не с экономическим кризисом, а, по сути, с природным катаклизмом, который имел, впрочем, очень серьезные экономические последствия. Пандемия привела к комбинации внутренних и внешних шоков, которые затронули одновременно и потребительский спрос, и предложение товаров и услуг, что привело к столь значимым последствиям для экономики и общества.

Итоги прошедшего года борьбы с этим уникальным кризисом обсуждались на встрече Владимира Путина с министром экономического развития Максимом Решетниковым.

Оперативные и жесткие ограничительные и санитарно-эпидемиологические меры, введенные в России в 2020 году, позволили существенно замедлить распространение новой коронавирусной инфекции.

Комплексный подход по поддержке экономики и населения стал основой борьбы с социально-экономическими последствиями кризиса. Правительство России последовательно приняло три антикризисных пакета мер поддержки общим объемом 4,6% ВВП, адресованных населению и бизнесу. Это был беспрецедентно большой набор решений, что, впрочем, вполне соответствовало масштабу проблемы. Перечислим только некоторые из них: кредиты для бизнеса на выплату зарплат сотрудникам; прямая финансовая помощь бизнесу; отсрочка и снижение налоговых и страховых платежей; программа помощи доступа к кредитам для МСП; отсрочка и освобождение от арендных платежей; снижение административной нагрузки; снижение непроизводственных издержек бизнеса; поддержка системообразующих предприятий. Центральное положение занимали меры по поддержке доходов населения и занятости. Среди наиболее значительных с точки зрения финансирования мер можно отметить налоговые льготы и льготное кредитование компаний при условии сохранения занятости.

В кратчайшие сроки был разработан «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения». Его приоритетами стали адресная поддержка населения, в первую очередь семей с детьми, а также помощь малому и среднему бизнесу.

Целью Общенационального плана является выход на траекторию устойчивого развития и реализация национальных целей. План, рассчитанный до конца 2021 года, должен обеспечить рост реальных доходов населения и снижение безработицы до уровня не более 5%.

Важной задачей любого правительства является сочетание антикризисных мер с реализацией задач структурной модернизации. В настоящее время это тем более важно, а, например, глобальный кризис 2008–2009 годов не сопровождался структурными мерами. От него удалось тогда откупиться или благодаря накопленным резервам (как в России), или путем резкого наращивания госдолга (как в ЕС и США). Но структурный кризис нельзя отменить. Его можно только отсрочить. И сейчас эти задачи стоят перед правительством вновь.

Pro
Фото: Chris Hondros / Getty Images Продажи предметов роскоши растут быстрее ожиданий. Как на этом заработать
Pro
Кастовость, стартапы, осторожность — что нужно знать о бизнесе в Индии
Pro x The Economist
Фото: Oleg Nikishin / Getty Images Как крупнейшие производители потребтоваров справляются с инфляцией
Pro
Второго шанса нет: как подготовиться к встрече с потенциальным клиентом
Pro
Сотрудник переехал за границу: 4 варианта, как оформить работу
Pro
Как в России будут продавать товары с «недружественным» патентом
Pro
Фото: Scott Olson / Getty Images Развитие «без помех»: что говорили аналитики о кризисе 2008 года
Pro
Как работать с негативными отзывами — советы от Yota

Правительство России, как представляется, в полной мере осознает этот вызов и намерено решать эти задачи. В настоящее время антикризисные меры органично совмещаются с системными, имеющими долгосрочное значение. Основываясь на опыте борьбы с последствиями кризиса 12-летней давности, правительство воспользовалось в какой-то мере ситуацией с кризисом 2020-го, чтобы запустить, ускорить и структурные реформы, которые, одновременно создавая задел на будущее, являлись и частью антикризисных программ поддержки занятости и бизнеса. Одновременно разрабатывается и долгосрочная (десятилетняя) стратегия развития страны.

Общенациональный план уже сейчас принес значимые результаты. Если, согласно майской версии прогноза Минэкономразвития России, по итогам 2020 года ожидалось падение ВВП на 4,8% (МВФ прогнозировал 6,6%), а обновленная в конце августа версия предусматривала уже 3,9%, то, по первым оценкам Росстата, снижение ВВП по факту составило 3,1%. То есть даже с учетом относительно невысокого по сравнению с другими странами объема поддержки экономики (по расчетам Минфина России и оценкам МВФ он составил около 4,6% ВВП с учетом косвенных мер), Россия прошла 2020 год лучше. Для сравнения: в Германии, где бюджетные антикризисные меры оцениваются в 39,1% ВВП, снижение реального ВВП по итогам 2020 года составило 5,4%, во Франции — 22,6% и 9% соответственно, в США — 18,6% и 3,4%, в Великобритании — 30,2% и 10%.

Более того, в конце 2020 года у нас уже наблюдалась положительная динамика в ряде ключевых отраслей: в обрабатывающей промышленности в декабре прирост составил 4,4% к декабрю прошлого года, в сельском хозяйстве — 1,5%, рост также был отмечен в пищевой, легкой промышленности, деревообработке, химии. В сельском хозяйстве прирост составил 1,5%. В декабре 2020 года уровень безработицы по методологии МОТ снизился до 5,9%. Важнейшую роль, безусловно, сыграли меры адресной поддержки семей с детьми, увеличение размера пособий по безработице, а также переход к новым принципам установления прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда.

В 2020 году льготные кредиты бизнесу при условии поддержки занятости позволили, по разным оценкам, сохранить от 5 млн до 6 млн рабочих мест. Решения, направленные на защиту и поощрение капиталовложений, станут драйвером инвестиционной активности в стране.

Реализация Общенационального плана проходит в три этапа. В настоящее время мероприятия направлены на обеспечение восстановительного роста экономики и доходов граждан, недопущение ухудшения санитарно-эпидемиологической обстановки. Затем будут реализованы задачи, нацеленные на активный рост экономики и устойчивый рост реальных доходов населения. Согласно текущим прогнозам, рост российской экономики в 2021 году ожидается на уровне 3% (МВФ) или 3,3% (Минэкономразвития России).

В заключении позволю себе парадокс, хотя и вполне очевидный. Отнюдь не экономические проблемы являются главными детерминантами экономического развития. Его устойчивость в огромной мере зависит от факторов неэкономических, прежде всего повышения уровня доверия в обществе. Из пандемии мы должны выйти с гораздо более высоким уровнем доверия, чем вошли в нее, и это будет залогом успешности решения социально-экономических проблем, которые стоят перед страной.

Об авторе
Владимир Мау Владимир Мау ректор РАНХиГС
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье
Теги