Перейти к основному контенту
Мнение ,  
0 
Антон Титов

Госзаказ для своих: как запреты стимулируют развитие промышленности

​Правительство России запретило приобретать импортные товары легкой промышленности для региональных и муниципальных нужд. С одной стороны, после фактически двукратной девальвации рубля это в общем-то фиксация свершившегося факта — закупать за рубежом стало гораздо дороже. С другой — символ серьезных перемен. Если раньше это был устоявшийся рынок со своим набором постоянных поставщиков и высокой долей импорта (более 70%), то сейчас идет переформатирование рынка госзакупок и у новых игроков из числа российских производителей обуви и одежды есть шанс зайти на него. При этом рынок привлекательный — его объем около 50–60 млн пар обуви, или 160 млрд руб. в год.

Изменения в системе государственных закупок товаров легкой промышленности начались еще в прошлом году. Для федеральных структур импорт оказался вне закона уже тогда. От поставщиков потребовали доказывать российское происхождение не только самой продукции, но также всех материалов и комплектующих. А еще несколько лет назад контроль происхождения товара носил скорее формальный характер, зачастую поставщиками обуви были зарубежные фабрики, в том числе и из Турции.

Вход открыт

Непрозрачность рынка госзакупок до сих пор отпугивала многие обувные компании. Условия закупок, процедура тендеров — все вызывало множество вопросов. Не говоря уже о результатах конкурсов, ведь зачастую победу одерживали не реальные производители обуви, а никому не известные компании.

Сейчас госзакупки продукции легкой промышленности взяты под жесткий контроль, а девальвация рубля отсекла от поставок иностранную продукцию. Сочетание этих двух факторов открывает вход на рынок госзакупок новым игрокам. У российских производственных компаний, которые до сих пор специализировались на повседневной обуви и работали только с розницей, появился шанс выйти на новый для них и достаточно крупный рынок. Обстоятельства благоприятствуют появлению новых игроков.

За 12 месяцев с марта 2015 года, по данным единого федерального сайта zakupki.gov.ru, через электронные площадки было размещено более 8600 заявок на обувь на сумму около 155 млрд руб. и приобретено более 40 млн пар обуви — и это без учета оборонзаказа. Примерно 30% от этого объема — рабочая обувь. В России пять федеральных электронных площадок — «Сбербанк-АСТ», ЭТП ММВБ, «РТС-тендер», ГУП «Агентство по государственному заказу, инвестиционной деятельности и межрегиональным связям Республики Татарстан», АО «Единая электронная торговая площадка». По числу закупок на первом месте стоит Центральный федеральный округ, потом следуют Приволжский и Северо-Западный ФО, за ними — Сибирский ФО. При этом сейчас на рынок госзакупок активно выходят не только муниципальные учреждения и госпредприятия, но и крупные коммерческие структуры, которые работают в сфере строительства домов, дорог, газо- и нефтепроводов и т.п.

Наряду с остальными производителями и мы сейчас изучаем новый для нас рынок и разрабатываем коллекцию специальной обуви, а в следующем году планируем принять участие в тендерах. Мы еще с конца прошлого года начали получать обращения от потенциальных заказчиков рабочей обуви, они интересуются, можно ли «законтрактовать» нашу фабрику в городе Бердске Новосибирской области (мы ее приобрели только в ноябре 2015 года). Однако пока приходится отказывать — у нас производственная программа расписана на 100% на год вперед. Чтобы принять новые заказы, надо расширять производственные мощности, в первую очередь по раскрою и пошиву заготовки верха. Мы работаем над этим — в ближайшие месяцы на фабрике будет установлено новое оборудование, начнем тестирование и отработку новых технологий.

Стабильность и консерватизм

Работая на розничный рынок, предприятия легкой промышленности сильно зависят от изменений спроса. В текущих непростых экономических условиях спрос на одежду и обувь существенно сократился — в 2015 году обувной рынок в парах уменьшился на 20%. Госзаказ же — это хороший способ диверсифицировать бизнес, обеспечить стабильность производства.

Еще один плюс в работе по госзаказу — у вас в течение длительного периода не меняется номенклатура продукции. Для розничных магазинов обувная компания каждый сезон разрабатывает новую коллекцию, полностью обновляет ассортимент, что требует существенных вложений. А модели ботинок и сапог для солдат и полицейских, для металлургов и работников ЖКХ, для нефтяников и медиков не меняются годами. Такая стабильность — залог более низкой себестоимости продукции, а это очень серьезное подспорье для производственной компании в текущих условиях.

Альянс поставщиков

В отличие от обычных туфель и сапог рабочая обувь делается по иным технологиям — например, подошва не приклеивается, а прикрепляется методом прямого литья на заготовку. Нередко в рамках госзаказа каждый лот предусматривает поставки обуви, сделанной по нескольким технологиям. Присматриваясь к этому рынку, мы понимаем, что даже наша компания — а у нас несколько производственных линий с очень широкими технологическими возможностями — не всегда сможет в одиночку побороться за победу в тендере. Нам, например, еще только предстоит освоить такую технологию, как прямое литье резины на заготовку.

Выход видим в объединении производителей. Сейчас ведем переговоры с фабриками из других регионов, обсуждаем условия подачи совместной заявки на выполнение госзаказа.

Понимаю, что для некоторых компаний серьезным сдерживающим фактором при выходе на этот рынок может стать требование использовать только российские материалы и комплектующие. Но боязнь преувеличена — для специальной обуви можно купить кожу и комплектующие российского производства. Несмотря на то что такая обувь технологически сложная, материалы для нее не требуют столь широкого разнообразия, как для женской модельной, летней обуви, для производства которой без импортных кож и фурнитуры не обойтись.

Рынок производителей

Игроков на рынке специальной обуви, которые полностью соответствуют требованиям, изготавливают обувь на территории России и из отечественных комплектующих, используют современные технологии и могли бы выполнять заказы, пока не так много. Крупных — около десяти. Сейчас, когда из госзакупок ушел импорт, эти фабрики перегружены заказами, поэтому дефицит поставщиков очевиден. Таким образом, рынок госзакупок за прошлый год развернулся на 180% и превратился из рынка заказчиков в рынок производителей. А это значит, что для отечественного бизнеса появилась колоссальная ниша. М​ожно развивать новые производства специальной одежды и обуви в России в расчете на государственный заказ.

Об авторе
Антон Титов Антон Титов директор группы компаний «Обувь России»
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.



 

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 110,48 (+1,92)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 103,95 (+0,68)
Инвестиции, 12 дек, 18:17
Кадыров сообщил о присвоении Золотову звания Героя РоссииПолитика, 02:41
Какое будущее у российской ветроэнергетикиРБК и Росатом, 02:25
В Москве машина сбила чиновника из МинобрнаукиПолитика, 02:20
В Якутии из-под завалов в шахте достали тело погибшегоОбщество, 01:54
Орбан заявил, что дверь для переговоров по Украине открыласьПолитика, 01:48
В Белгородской области при атаке дрона тяжело ранен мужчинаПолитика, 01:44
Молдавия введет режим ЧП из-за энергокризисаПолитика, 01:33
Онлайн-курс Digital MBA от РБК Pro
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Эрдоган озвучил Блинкену позицию по СирииПолитика, 01:27
Google Play запретит монетизацию для приложений из РоссииТехнологии и медиа, 01:03
«Реал Сосьедад» разгромил киевское «Динамо» в матче Лиги ЕвропыСпорт, 00:57
Власти опровергли отсутствие физраствора в медучреждениях ПетербургаОбщество, 00:56
Байден одобрил новый пакет военной помощи УкраинеПолитика, 00:22
Израиль после ударов по Сирии задумался об атаке на ядерные объекты ИранаПолитика, 00:18
Владелец бренда Rostic’s выкупил бизнес крупного франчайзи KFC в РоссииБизнес, 00:01