Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Три способа снизить затраты на командировки на 15% РБК и Smartway, 12:34
«Интернасьонал» разрешил Альберто поехать на переговоры с «Зенитом» Спорт, 12:26
В Петербурге открыли запись на вакцинацию от COVID-19 для подростков Общество, 12:25
Фонд Акмана купил акции Netflix на $1 млрд после их обвала почти на 50% Инвестиции, 12:20
В рейтинге «королей недвижимости» от Forbes появился новичок Бизнес, 12:19
Повадки лидера: почему просто руководить — недостаточно Pro, 12:19
Производство электрокаров КамАЗ наладят в Венгрии Авто, 12:15
Кобе Брайанту и его дочери установили памятник на месте их гибели Спорт, 12:13
Переселять по реновации в 2022 году начнут 37 тыс. москвичей Город, 12:13
Девичья фамилия матери: как защитить старшее поколение в сети РБК и «Ростелеком-Солар», 12:11
В Подмосковье обещали премии медикам, которые приведут новых врачей Общество, 12:08
Госдума разрешила приватизировать участки рядом с водоемами Недвижимость, 12:05
Новый рекорд: как в России развивается эпидемия COVID. Инфографика Общество, 12:02
В РПЛ отреагировали на заявление Варелы о сокрытии «Динамо» его COVID Спорт, 12:01
Дискуссионный клуб ,  
0 
Татьяна Комиссарова

Адаптация к вирусу: что дает господдержка малому бизнесу

Фото: Михаил Гребенщиков / РБК
Фото: Михаил Гребенщиков / РБК

По итогам 2021 года можно констатировать, что малые и средние предприятия (МСП) — сегмент бизнеса, особенно сильно страдающий от пандемии COVID-19, — тем не менее уверенно держатся на плаву. К концу этого года в малом секторе экономики работают 25,2 млн человек, в том числе 18,8 млн наемных работников. В едином реестре субъектов МСП содержатся сведения о 952 тыс. вновь созданных предприятий, что на 20% выше значения прошлого года.

Малый бизнес смог устоять в это сложное время в том числе благодаря поддержке государства.

Прошедший год закрепил тренды, наметившиеся ранее. Люди используют интернет для покупок, а предприниматели — для открытия бизнеса. Многие компании, перешедшие ранее на удаленку, решили и вовсе с нее не уходить. Государство всячески поощряло цифровизацию бизнеса, параллельно само перевело в онлайн практически все свои услуги и сервисы.

Если говорить о конкретной помощи, то в этом году правительство продолжило программу выплаты зарплатных грантов и льготных кредитов. Субъектам МСП были доступны единовременные гранты в размере одного МРОТ на каждого занятого и льготное кредитование по программе ФОТ 3.0 при сохранении 90% занятости персонала. В июле этого года стало понятно, что заемщикам не хватает времени для расчетов по долгу. Поэтому срок погашения кредита под 3% годовых был увеличен в два раза — до 12 месяцев. На эти программы кабмин выделил 20 млрд руб. Общий объем поддержки конкретно по этим программам составляет около 38,5 млрд руб. А гранты должны помочь 1,1 млн субъектов малого бизнеса с числом работников более 2 млн человек.

Продолжилась поддержка сектора в рамках нацпроекта по МСП. По нему содействие получили более 13 тыс. человек, а самыми востребованными оказались микрозаймы (4 тыс. получателей). Создаются и новые условия для технологического предпринимательства. В регионах открыто более 70 промышленных парков и технопарков, при этом 42 такие площадки созданы в рамках нацпроекта МСП. Это позволило привлечь 2 тыс. резидентов и обеспечить почти 40 тыс. рабочих мест.

Правительство не забыло и про самозанятых. Самозанятые на 60% — это люди молодые в возрасте до 35 лет. На доходы многих из них пандемия не сильно повлияла — ситуация с ковидом в регионах была разная. Но в итоге примерно каждый шестой самозанятый получил помощь от федеральных или региональных властей.

За девять месяцев 2021 года объем поддержанного экспорта МСП составил $1 млрд, что существенно больше плана. Кроме того, совместно с Корпорацией МСП в 2021 году был существенно увеличен объем закупок у МСП. Он составил 3,4 трлн руб. с начала года с приростом 11%.

В целом в 2021 году общий объем оказанной поддержки бизнесу превысил 1 трлн руб., включая двукратное снижение страховых взносов. Сегодня очевидно, что принятые меры поддержки сработали.

Об авторе
Татьяна Комиссарова Татьяна Комиссарова директор Центра развития компетенций в маркетинге Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.