Лента новостей
Как будут праздновать Рождество в Москве 09:33, РБК и Путешествие в Рождество Аудиторы указали Минстрою на провал инициированной Путиным реформы 09:22, Экономика Китай закупил американскую сою впервые после торгового перемирия с США 09:12, Экономика Авария со скоростным пассажирским поездом в Анкаре 09:09, Фотогалерея  Абрамович с партнерами заинтересовались вложениями в ВСМ Москва — Казань 09:02, Бизнес Энди Уорхол и поп-арт: как найти вдохновение на дне консервной банки 08:48, Совместный проект Почему акциям фармацевтической компании Biogen предсказали рост 08:29, Quote Посол России в Австрии запросил данные об обвинениях в адрес биатлонистов 08:20, Общество В Анкаре скоростной пассажирский поезд столкнулся с пригородным составом 08:10, Общество Торгово-промышленная палата увидела риск для ИТ-компаний из-за нового НДС 08:05, Технологии и медиа В Китае пропал канадский организатор встреч Ким Чен Ына и звезды НБА 07:42, Политика Лофт, ар-деко или неоклассика: какой ремонт сделать в квартире 07:01, РБК и Экспострой на Нахимовском Эксперты подсчитали траты богатых россиян на благотворительность 07:00, Финансы Россияне назвали ответственных за рост стоимости жизни 07:00, Политика На Гавайях упал истребитель ВВС США 06:30, Общество В Кузбассе более 100 горняков эвакуировали из-за пожара в шахте 05:59, Общество В Венесуэле умер арестованный экс-министр нефти и бывший глава PDVSA 05:18, Политика СМИ назвали претендентов на украинскую «дочку» ВТБ 04:49, Финансы ГИБДД заявила о моратории на изменения в правилах дорожного движения 04:27, Общество Собянин сохранил минимальную пенсию на 2019 год на уровне ₽17,5 тыс. 03:45, Экономика Российских биатлонистов обвинили в нарушении антидопинговых правил 02:55, Общество Второй пожарный поезд привлекли к тушению склада в Москве 02:11, Общество Пентагон предостерег Турцию от односторонних военных действий в Сирии 01:51, Политика Полиция опубликовала фото устроившего стрельбу возле ярмарки в Страсбурге 01:35, Общество Лидер лейбористов счел решение консерваторов по Мэй «ничего не значащим» 00:54, Политика Хуже тренда: почему рубль ослабел в 2018 году после двух лет роста 00:12, Экономика Пожарный поезд приехал на тушение загоревшегося склада в Москве 00:10, Общество Терезе Мэй удалось сохранить пост премьер-министра Великобритании 00:10, Политика
Опыт не нужен: как я построил первый в России онлайн-банк
Бизнес, 28 окт 2015, 10:14
0
Олег Тиньков Опыт не нужен: как я построил первый в России онлайн-банк
Набирая команду, я отдавал предпочтение тем, кто не имел отношения к банковской сфере, умел мыслить нестандартно и мог реализовать новую для России бизнес-модель. Иными словами, старался не брать в команду банкиров

В новом цикле статей РБК публикует материалы проекта Digital Russia Совета по России Всемирного экономического форума. Проект призван исследовать воздействие цифровых технологий на развитие страны и рассказывает о лучшем опыте российских предпринимателей, ученых и чиновников.

Банкир-пивовар

Я всегда мечтал открыть свой банк и вплотную приступил к реализации этой идеи в 2005 году, после продажи своего очередного бизнеса — пивного — компании InBev.

Матерые на тот момент банкиры, с которыми я делился своей концепцией полностью дистанционного банка, отнеслись к ней с изрядной долей скепсиса, говоря о том, что бизнес сложный и без опыта работы в банковской сфере у меня ничего не получится. Меня это только еще больше раззадорило — люблю добиваться того, что другие считают невозможным, но при этом не считаю себя умнее или талантливее остальных. По моему заказу компания BCG провела специальное исследование, которое подтвердило жизнеспособность такого бизнеса в российских условиях. Правда, исследование не давало ответов на вопросы относительно способа реализации проекта и его целевой аудитории, но с этим мы разбирались уже непосредственно в ходе реализации.

На старте проекта в 2007 году нашим инвестором выступил Goldman Sachs, в 2008-м к нему присоединилась Vostok Nafta, а в 2012-м — Baring Vostok и Horizon Capital. В конце 2013 года мы провели успешное IPO на Лондонской фондовой бирже и привлекли более $1 млрд инвестиций.

За девять лет своего существования банк стал одним из ведущих игроков на финансовом рынке: Тинькофф Банк входит в топ-4 российских банка по объему портфеля кредитных карт. Это один из самых крупных полностью онлайн-банков в мире.

Нас часто спрашивают, в чем заключается успех нашего бизнеса и почему мало кому удается его повторить, несмотря на то что в последнее время крупнейшие банки инвестируют огромные суммы в дистанционные сервисы.

Отвечая на такие вопросы, я обычно рассказываю о том, чему мы старались уделять больше всего внимания на этапе развития бизнеса.

Нонконформистский подход

Набирая команду, я отдавал предпочтение тем, кто не имел никакого отношения к банковской сфере, умел мыслить нестандартно и мог реализовать абсолютно новую для России бизнес-модель. Иными словами, старался не брать в команду банкиров.

Так мы избежали стереотипного представления о правильной работе банка и начали строить бизнес-процессы с нуля, не отвлекаясь на борьбу интересов, которая неизбежно присутствует в традиционных организациях при смене бизнес-модели. И конечно, мы инвестировали значительные средства в приоритетные области: например, только на IТ-инфраструктуру потратили $20 млн, закупив лучшие на тот момент системы на рынке.

При разработке концепции банка мы черпали вдохновение у западных аналогов, но, приступив к ее практическому воплощению, стали применять исключительно собственные идеи и решения. В России свои особенности регулирования банковского сектора, поэтому инструменты реализации полностью дистанционной бизнес-модели мы разработали сами, с нуля. У нас огромный багаж собственных ноу-хау, и говорить о том, что мы просто переняли западную модель и приспособили ее к российским реалиям, было бы неверно.

Новый взгляд на привычные вещи

В первое время мы замечали, что у людей, которые привыкли часами стоять в очереди, чтобы получить консультацию по простейшему вопросу, есть психологический барьер: им тяжело поверить, что все банковские операции можно провести дистанционно — через call-центр или самостоятельно с помощью интернет-банка. Этот барьер существует и сейчас, но ситуация быстро меняется. Наш опыт показывает, что, если клиент хоть один раз воспользуется дистанционным каналом, он больше никогда не захочет возвращаться в отделение.

Ориентация на удобство клиентов

Мы создали сеть умных представителей: более чем 1 тыс. представителей банка доставляют наши банковские продукты практически в любую точку страны уже на следующий день после получения заявки на сайте. Это не просто курьеры, а прошедшие специальное обучение специалисты банка, которые могут дать клиенту полноценную консультацию на месте. В России по-прежнему низкий уровень проникновения банковских услуг, а такая модель предоставляет доступ к инновационным банковским сервисам жителям даже самых отдаленных городов.

Инновационные технологии

Дистанционные каналы — наш единственный способ коммуникации с клиентом, поэтому мы инвестируем много средств в то, чтобы они были максимально удобными, и стремимся сделать их лучшими на рынке. Тинькофф Банк первым из российских банков еще в 2014 году внедрил технологию идентификации клиентов по голосу на все рабочие места в своем call-центре. До этого такую технологию использовали всего несколько британских банков и, как правило, только для VIP-клиентов. Технология позволяет экономить время клиента, в первые несколько секунд распознавая его по голосу, избавляет от необходимости запоминать огромное количество кодовых слов и паролей и обеспечивает дополнительный уровень безопасности, что особенно важно, учитывая большой риск утечки конфиденциальных данных в эру социальной инженерии.

Что касается нашего интернет-банка и мобильного приложения, мы делаем ставку на собственную команду разработчиков, отдавая внешним подрядчикам только разработку базовых технических функций. Последние несколько лет российские и международные эксперты признают наши интернет-сервисы лучшими на рынке — как по функциональности, так и по дизайну.

При этом у нас большая команда разработчиков мобильных приложений, которые создают продукты не только для клиентов банка, но и для более широкой аудитории. Среди таких сервисов, например, приложение, которое позволяет отслеживать и оплачивать штрафы, а также MoneyTalk — приложение, совмещающее в себе функции мессенджера и системы для перевода денег.

Я считаю, что разработкой сервисов и продуктов должны заниматься те, кто ими действительно пользуется, в нашем случае — талантливая увлеченная молодежь. Я самый старший в компании и просто стараюсь не мешать им делать то, что у них отлично получается. Я не руковожу банком на операционном уровне, а занимаюсь стратегией развития, однако как акционер активно интересуюсь мельчайшими подробностями процессов, вплоть до дизайна одной из тысячи иконок для определенного раздела в нашем интернет-банке.

Что дальше?

Наша стратегия на ближайшие пять лет — стать финансовым супермаркетом, аналогом Amazon в финансовой сфере, где клиенту будут доступны не только наши собственные продукты, но и продукты наших партнеров. Портал Tinkoff.ru станет единой точкой входа для всех, кому понадобилась финансовая услуга: от клиента потребуются лишь базовые данные о его потребностях, а мы подберем лучшее на рынке предложение исходя из его пожеланий и возможностей. Таким образом мы упростим жизнь и клиентам, помогая им подобрать оптимальный продукт, и партнерам, взяв на себя работу по привлечению клиентов.

Об авторах
Олег Тиньков Основатель и председатель совета директоров Тинькофф Банка
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.