Лента новостей
Постпред США при ООН назвала вопросом времени уход Асада 01:22, Политика Кандидат от ЛДПР вышел вперед на выборах во Владимирской области 01:20, Политика Берлускони сообщил о планах участвовать в выборах в Европарламент 00:59, Политика ВМС Украины обвинили Россию в «опасных инцидентах» в Керченском проливе 00:48, Политика Владимирский избирком объяснил сбой работы онлайн-табло подсчета голосов 00:30, Политика ЛДПР отозвала наблюдателей во Владимирской области 00:07, Политика В Венесуэле задержали одного из главных организаторов покушения на Мадуро 23 сен, 23:28, Общество Патриарх Варфоломей заявил о праве Украины на автокефалию 23 сен, 23:16, Общество Генпрокурор Украины Луценко анонсировал свою отставку 23 сен, 22:52, Политика Во Флоренции гражданин Чехии напал на художницу Марину Абрамович 23 сен, 22:25, Общество CEO Porsche заявил об отказе от дизельных двигателей 23 сен, 21:44, Бизнес ЦИК назвала первые итоги выборов губернатора во Владимирской области 23 сен, 21:24, Политика В ОПЕК предсказали отставание России по добыче нефти от США в 2018 году 23 сен, 21:15, Экономика В Петербурге неизвестный открыл стрельбу и ранил мужчину 23 сен, 21:06, Общество «Спартак» и ЦСКА впервые за пять лет сыграли вничью в чемпионате России 23 сен, 21:03, Спорт Во Владимирской области завершился второй тур выборов губернатора 23 сен, 20:54, Политика Суд арестовал замглавы правительства Дагестана за превышение полномочий 23 сен, 20:18, Общество Как развивалась Windows: эволюция операционной системы 23 сен, 19:56, РБК и Microsoft В США отвергли обвинения президента Ирана в причастности к теракту 23 сен, 19:55, Политика Порошенко поздравил экипажи прошедших под Крымским мостом кораблей 23 сен, 19:17, Политика Чемпионат России по футболу. ЦСКА — «Спартак». Онлайн 23 сен, 19:00, Спорт В Сети появилось видео прохода кораблей ВМС Украины под Крымским мостом 23 сен, 18:59, Политика «Maserati — это как балет»: секреты и философия кроссовера Levante 23 сен, 18:54, РБК и Maserati Посольство России в Норвегии назвало арест россиянина в Осло «надуманным» 23 сен, 18:45, Политика Действующий губернатор-единоросс проиграл выборы в Хабаровском крае 23 сен, 18:40, Политика «Зенит» и «Локомотив» забили восемь голов на двоих 23 сен, 18:32, Спорт Израиль ответил на обвинения во враждебных действиях при крушении Ил-20 23 сен, 18:30, Политика МЧС предупредило об ухудшении с понедельника погоды в Подмосковье 23 сен, 18:26, Общество
«Дорожная карта»: как преодолеть дефицит инфраструктуры
Бизнес, 15 июн 2016, 13:52
0
Доминик Бартон «Дорожная карта»: как преодолеть дефицит инфраструктуры
Глобальные инвестиции в инфраструктуру надо увеличить с $2,5 трлн до $3,3 трлн в год и поддерживать на таком уровне до 2030 года

Ежедневно миллионы жителей и развитых, и развивающихся стран тащатся в пробках или втискиваются в переполненные вагоны метро. И это лишь одно из наиболее частых столкновений с перегруженной инфраструктурой. И в развитых, и в развивающихся странах дороги и мосты нуждаются в ремонте, системы водоснабжения устарели, а электросети настолько перегружены, что становятся причиной блэкаутов.

Опасная экономия

На протяжении десятилетий многие страны мира недостаточно инвестировали в инфраструктуру. Это привело не только к возникновению ежедневных неудобств, но и (что еще хуже) к появлению барьеров на пути экономического роста. Для решения проблемы дефицита инфраструктуры требуются значительные денежные вливания, однако поиск денег — лишь часть задачи, стоящей перед правительствами. Необходимо также реформировать процесс планирования инфраструктурных объектов и надзора за их реализацией. Общество больше не может позволить себе мириться с проектами, стоимость которых быстро выходит из-под контроля.

Инфраструктурные проекты обладают уникальной способностью создавать новые рабочие места в краткосрочной перспективе и повышать производительность в долгосрочной, и властям об этом прекрасно известно. Однако разговоры на эту тему редко переходят в реальные дела, несмотря на рекордно низкие процентные ставки в течение последних восьми лет.

Лишь для того чтобы обеспечить в мировом масштабе прогнозируемые темпы роста, нужно увеличить объемы ежегодных инвестиций в транспортные, энергетические, телекоммуникационные системы, а также системы водоснабжения с $2,5 трлн до $3,3 трлн и поддерживать их на этом уровне вплоть до 2030 года. Таковы результаты расчетов, недавно опубликованных McKinsey Global Institute. Однако, несмотря на столь очевидную необходимость в действиях, инвестиции в инфраструктуру в реальности снижаются: после мирового финансового кризиса 2008 года это явление наблюдается в 11 странах «Большой двадцатки».

Где взять деньги

Принято считать, что выделение достаточных объемов государственных средств стало невозможным из-за бюджетных проблем. Однако на самом деле имеется значительное фискальное пространство для повышения государственных инвестиций в инфраструктуру, особенно сейчас, когда стоимость заимствований сохраняется на рекордно низком уровне. В некоторых случаях ресурсы можно найти и без повышения налогов. Дополнительные доходы даст, например, введение абонентской платы за различные услуги, контроль за ростом стоимости недвижимости, продажа госактивов и направление выручки в инфраструктурные проекты. Кроме того, можно было бы изменить стандарты бухучета в государственных финансах так, чтобы стоимость инфраструктурных активов учитывалась в расходной части бюджета не сразу и целиком во время строительства (что ведет к росту дефицита), а амортизировалась постепенно в течение всего срока их эксплуатации.

Власти могли бы также намного активнее привлекать частные инвестиции, начав с обеспечения определенности в регулировании, а также позволив инвесторам устанавливать тарифы, которые дают приемлемую доходность с учетом всех рисков. В целом правительствам стоит заняться созданием рынка, который эффективно свяжет институциональных инвесторов, ищущих стабильные, долгосрочные доходы, с проектами, требующими финансирования.

Под управлением этих инвесторов находятся активы на сумму около $120 трлн, поэтому проблема связана не с недостатком капиталов, а с нехваткой хорошо подготовленных, приносящих доходы проектов. Одним из вариантов решения этой проблемы могло бы стать создание таких регуляторных и институциональных основ, которые нужны для обеспечения бесперебойного перетока финансовых ресурсов от институциональных инвесторов из развитых стран в проекты в странах развивающегося мира, где огромное количество населения все еще нуждается в доступной базовой инфраструктуре.

Кризис-менеджмент

Еще больше перспективы открывается благодаря повышению эффективности в инфраструктурном секторе. Задержки в строительстве, которые тянутся годами, превышение первоначальных смет на миллиарды долларов — все это печально знакомая картина в государственных строительных проектах. А когда построенные объекты оказываются еще и никому не нужны, в обществе нарастает сопротивление подобным инвестициям.

Каждый доллар, вложенный в инфраструктуру, должен давать намного больше. В частности, надо требовать повышения качества работы от строительной отрасли, где производительность не растет уже несколько десятилетий. Есть отдельные позитивные симптомы появления инноваций — от ускоренного строительства мостов до модульных строительных технологий с использованием готовых секций. Однако в целом этому сектору нужен мощный толчок в том, что касается использования новых технологий, а также стандартизации.

Власти должны заняться изменением тех институтов и процессов, которые они напрямую контролируют. Как показывает опыт нашей работы с правительствами по всему миру, повышение качества управления и надзора за инфраструктурными проектами позволяет снизить затраты на инфраструктуру почти на 40%.

Эта работа начинается с применения системного подхода к отбору правильных проектов. Такой подход опирается на данные. Страны с наилучшими показателями в этой сфере (Сингапур и Южная Корея) никогда не рассматривают проекты изолированно, они оценивают, как каждый из этих проектов помогает выполнению задач, стоящих перед правительством, а также сравнивают их с другими проектами, которые способны принести более высокую отдачу.

По мере дальнейшего развития проектов критически важно укреплять менеджмент на всех этапах их выполнения и реализации. Ускорение экологической экспертизы, всех процессов согласования, а также приобретение земли позволяют минимизировать затраты и сократить издержки, которые нередко начинают расти еще до начала собственно строительных работ. Использование лучшего опыта может принести огромную пользу: ценники на схожие проекты могут отличаться от страны к стране в 1,5–2 раза.

Оставив все как есть, мы выберем плохую стратегию. Наша задача — не допустить, чтобы следующему поколению в наследие достались отложенные затраты и ухудшающаяся базовая инфраструктура. Деньги есть. Давайте начнем их использовать.

Copyright: Project Syndicate, 2016
www.project-syndicate.org

Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.

Об авторах
Доминик Бартон управляющий директор McKinsey & Company
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.