Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Как ведущие мировые компании используют Катар для освоения новых рынков РБК и посольство Катара, 20:23 В Санкт-Петербурге произошел сбой в движении на синей ветке метро Общество, 20:13 Экс-тренер «Тоттенхэма» заявил о готовности возглавить сборную России Спорт, 20:13 Что происходит на Евро. День 12-й Спорт, 20:11 Зеленский посетит Берлин для переговоров с Меркель Политика, 20:03 VK Fest перенесли на конец августа из-за COVID-19 Общество, 19:58 Правительство поручило увеличить объем продаж бензина на бирже на 1% Бизнес, 19:55 Как менялось жилье военнослужащих в Российской Империи, СССР и России РБК и ПСБ, 19:54 Власти Индии предупредили об опасности новейшего штамма коронавируса Общество, 19:52 Лауреаты фестиваля в Сан-Себастьяне получат гендерно-нейтральные награды Стиль, 19:47 Экс-футболист «Милана» объяснил решение перейти в «Динамо» Спорт, 19:38 Финал Евро на «Уэмбли» смогут посетить более 60 тыс. человек Спорт, 19:33 Не привившиеся от коронавируса чиновники Ленобласти перейдут на удаленку Общество, 19:26 Фен, стайлер, выпрямитель: какой подарок выбрать самой себе РБК и Dyson, 19:25
Дискуссионный клуб ,  
0 
Тамара Сафонова

Топливный маневр: как снизить зависимость цен на АЗС от конъюнктуры

Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости
Фото: Виталий Белоусов / РИА Новости

С конца прошлого года топливный рынок России столкнулся с ростом биржевых цен на бензин, в начале этого года рост цен начался уже на АЗС. В связи с этим Минфин и Минэнерго скорректировали демпфер для оптовых цен на бензин. По мнению ведомств, эта мера позволит увеличить объем компенсационных выплат нефтеперерабатывающим заводам, за счет чего они смогут устанавливать отпускные цены, обеспечивающие достаточную маржинальность розничного сегмента при сохранении изменения цен на АЗС в пределах инфляции.

Премьер Михаил Мишустин, выступая с ежегодным отчетом правительства в Госдуме, отметил, что правительство России держит на контроле цены на бензин и готово принять все меры для поддержания стабильной ситуации.

Стабильности цен на бензин должно способствовать также постановление правительства «О введении временного запрета на вывоз из Российской Федерации отдельных видов топлива». Документ предполагает возможность введения запрета экспорта топлива из России сроком на три месяца. Тема запрета экспорта нефтепродуктов обычно возникает в период, когда на внутреннем рынке растут цены на топливо: важно, чтобы экономика «разгонялась», а цены на топливо не росли вслед за индексом экспортной альтернативы, то есть ценой внешнего рынка.

В самом деле, мы же не сравниваем цены на хлеб в российском супермаркете с ценой батона в Роттердаме или Париже. Почему же цены на бензин на российских заправках должны следовать за ценами на роттердамском базисе? Для того и создавался биржевой рынок, чтобы цены не были зависимы от зарубежных котировок и, соответственно, нетбэков.

Однако все налоговые составляющие, включая демпфер и обратный акциз, пока не ориентируются на внутренние цены, формируемые на биржевой площадке, а зависят от котировок зарубежных ценовых агентств на мировых рынках.

В этой связи важно применять механизмы внутреннего ценообразования, максимально снижающие его зависимость от оценок внешнего рынка.

Предельные границы цен на моторное топливо государство ввело еще в 2018 году. Если устанавливаются верхние лимиты, то целесообразно установить и внутренние цены на нефть по базисам поставки с учетом логистических и качественных показателей по всей производственной цепочке, от добычи до переработки. Этот шаг позволит выровнять экономику предприятий и устранить логистическое отставание.

Россия располагает профицитным рынком бензина и дизельного топлива, а дефицит возникает исключительно на региональном уровне, в частности на Дальнем Востоке, при сокращении объемов производства или проведении ремонтных работ на нефтеперерабатывающих предприятиях.

Ограничения на экспорт бензина — самый действенный способ сформировать профицитный внутренний рынок, влекущий падение цен. По данным Росстата, экспорт бензина по итогам 2020 года составил ориентировочно 15%. При этом ограничение экспорта бензина, например, от «Киришинефтеоргсинтеза» не повлияет на улучшение ситуации с поставками топлива в Дальневосточном регионе.

В этой связи может быть эффективно согласование производственных квот для НПЗ по бензину и определенным востребованным сортам дизельного топлива.

Инвестиции в строительство установок глубокой переработки нефти в объеме 50 млрд руб., предусмотренные Налоговым кодексом для получения НПЗ дополнительного инвестиционного коэффициента к обратному акцизу на нефтяное сырье, могут оказаться избыточными, так как импорт нефтепродуктов Евросоюзом будет сокращаться в связи с переходом к возобновляемым и источникам и другим видам энергии с нулевым или низким содержанием углерода.

В этой связи до реализации инвестпрограммы в полном объеме важно провести «инвентаризацию» выходных параметров программы модернизации НПЗ в России и сопоставить с долгосрочным прогнозом уровня внутреннего и мирового спроса на российское топливо.

Об авторе
Тамара Сафонова Тамара Сафонова доцент кафедры международной коммерции Высшей школы корпоративного управления РАНХиГС
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.