Лента новостей
В сенате США начали новое расследование в отношении выдвиженца Трампа 06:08, Политика СМИ сообщили о планах администрации Трампа начать кампанию против Китая 05:30, Политика Глава УПЦ отказался встречаться с экзархами Константинопольской церкви 05:00, Общество Мексика опровергла причастность своих дипломатов к покушению на Мадуро 04:30, Политика Голикова поддержала повышение возраста продажи алкоголя до 20 лет 04:24, Общество В хабаровском избиркоме назвали срок вступления в должность Фургала 04:07, Политика Голикова допустила продление программы маткапитала после 2021 года 03:44, Общество Владимирский избирком признал сбой в работе ГАС «Выборы» 03:23, Политика В «Роскосмосе» допустили создание научной станции на Луне вместе с США 03:16, Технологии и медиа Вслед за Хабаровским краем кандидат ЕР проиграл во Владимирской области 03:09, Политика В Чехии сильный ветер обесточил 140 тыс. домов 02:40, Общество «Газпром» лишился первого места в списке крупнейших энергокомпаний мира 02:23, Бизнес СМИ опубликовали новое видео прохода кораблей Украины под Крымским мостом 02:05, Политика Постпред США при ООН назвала вопросом времени уход Асада 01:22, Политика Кандидат от ЛДПР вышел вперед на выборах во Владимирской области 01:20, Политика Берлускони сообщил о планах участвовать в выборах в Европарламент 00:59, Политика ВМС Украины обвинили Россию в «опасных инцидентах» в Керченском проливе 00:48, Политика Владимирский избирком объяснил сбой работы онлайн-табло подсчета голосов 00:30, Политика ЛДПР отозвала наблюдателей во Владимирской области 00:07, Политика В Венесуэле задержали одного из главных организаторов покушения на Мадуро 23 сен, 23:28, Общество Патриарх Варфоломей заявил о праве Украины на автокефалию 23 сен, 23:16, Общество Генпрокурор Украины Луценко анонсировал свою отставку 23 сен, 22:52, Политика Во Флоренции гражданин Чехии напал на художницу Марину Абрамович 23 сен, 22:25, Общество CEO Porsche заявил об отказе от дизельных двигателей 23 сен, 21:44, Бизнес ЦИК назвала первые итоги выборов губернатора во Владимирской области 23 сен, 21:24, Политика В ОПЕК предсказали отставание России по добыче нефти от США в 2018 году 23 сен, 21:15, Экономика В Петербурге неизвестный открыл стрельбу и ранил мужчину 23 сен, 21:06, Общество «Спартак» и ЦСКА впервые за пять лет сыграли вничью в чемпионате России 23 сен, 21:03, Спорт
Быстрее, выше, интерактивнее: как интернет меняет индустрию спорта
Бизнес, 10 фев 2016, 13:23
0
Александр Шульгин Быстрее, выше, интерактивнее: как интернет меняет индустрию спорта
Технологии по всему миру меняют отношение людей к спортивным состязаниям и привлекают к ним новую аудиторию. Россия, как обычно, в арьергарде

Наше государство всегда стремилось превратить спорт в доктрину здорового образа жизни, но по факту спортивные состязания всегда представляли собой развлечение. Даже происхождение слова «спорт» восходит к древнефранцузскому desport (игра, развлечение).

И во все времена развитию спорта предшествовали технологические достижения. Например, строительство стадионов в Древней Греции позволило сделать его массовым зрелищем, а появление первых печатных газет, развитие информационной среды вовлекло в спортивное движение массы людей. В конце XIX века, когда были проведены первые Олимпийские игры, ручной труд постепенно заменялся машинным, у людей появилось свободное время, которое они могли тратить на спорт. Сегодня мы живем в информационном обществе, одним из драйверов роста которого являются развлечения. С развитием IТ-технологий мы наблюдаем интересную трансформацию. Сейчас три индустрии — спорта, развлечений и медиа — слились в одну под названием media entertainment sport (MES). Объем рынка MES составил в 2015 году $3,3 трлн, а к 2025 году он вырастет до $4 трлн.

Спортсмен как медиа

Быстрый интернет, возможность хранения больших баз данных, соцсети, смартфоны привлекают миллиарды людей к спортивным зрелищам. Например, чемпионат мира по футболу-2014 в период его проведения обсуждали в Facebook 350 млн человек, которые сгенерировали 3 млрд постов, лайков и комментариев на эту тему. Популярный футболист Криштиану Роналду имеет в Facebook порядка 100 млн подписчиков, а его совокупная аудитория фанатов во всех соцсетях превышает численность населения нашей страны. Футбольные клубы не отстают от ведущих спортсменов по популярности: например, «Барселона» насчитывает около 100 млн подписчиков, «Манчестер Юнайтед» — 66 млн фолловеров, а лучший по этому показателю российский клуб «Зенит» имеет аудиторию более 1 млн подписчиков (по данным 2015 года). Мы видим, что известные спортсмены и клубы уже сами по себе стали медиа, они через свои странички и сообщества в социальных сетях дают доступ к многомиллионной аудитории, этот канал может сработать сильнее, чем реклама на «Первом канале».

Сейчас Россия занимает 14-е место в мире объему рынка развлечений и СМИ. По прогнозам, в 2016 году он составит $38,9 млрд. Однако в глобальном медиапространстве нашей страны нет. Я часто хожу на спортивные мероприятия и вижу, как российские рекламодатели тратят огромные бюджеты, чтобы их бренд увидели 300 человек в зале. Об удобстве и вовлечении интернет-пользователей они даже не задумываются.

В позапрошлом году мы провели Олимпиаду, которая открыла для аудитории целый ряд новых талантливых спортсменов, но что в итоге было сделано в спортивном маркетинге? Ничего! Были проданы права на трансляцию Игр — и по большому счету все! То же самое можно сказать о спортивных клубах: они генерируют события, но не хотят на них зарабатывать, потому что государство и так даст деньги.

Почему спорт привлекателен для продвижения брендов и многие глобальные компании идут в MES? Спорт — это всегда событие, которое волнует многих людей и заряжает их эмоциями. А через эмоции и создание легенд рекламодателям проще продвигать свой продукт. По данным Havas Sport & Entertaiment, 76% фанатов позитивно относятся к рекламе на мероприятиях, а 36% охотнее покупают продукцию спонсора события.

Какие современные каналы мы упускаем?

Дроны и реалити-шоу

Например, известное приложение Periscope, которое позволяет вести видеотрансляции в прямом эфире при помощи смартфона. Сейчас в нем зарегистрированы полмиллиона человек, через 2–3 года болельщики будут приходить на соревнования, снимать видео и продавать подписку для одного человека, например за $5. Подобный прецедент уже был — на знаменитом боксерском поединке, когда зрители в формате реалити-шоу транслировали событие со своих смартфонов. Уже сейчас в Periscope появляются каналы спортивных команд, которые имеют подписчиков. Например, футбольный клуб «Арсенал» имеет в Periscope десятки тысяч подписчиков, не отстает и баскетбольный клуб Los Angeles Lakers. Поэтому неизбежно традиционные трансляции матчей или соревнований будут терять аудиторию, а аналоговое телевидение — деньги.

Другая технологическая модель — дроны: их можно запускать под определенным углом на расстоянии, скажем, 30 см от спортсмена, и устройство в реальном времени будет снимать на камеру его тренировки или повседневную жизнь, непрерывно следуя за спортсменом. То есть при нынешних технических возможностях спортсмен может создать свой телеканал прямого эфира и эффективно монетизировать его.

Набирают популярность и звуковые сервисы. Например, немецкий футбольный клуб «Кельн» стал использовать звуковой сервис Soundcloud для публикаций анонсов, интервью и собрал 100 тыс. подписчиков. В одном из интервью глава отдела новых медиа «Кельна» Маурис Зонненфельд объяснял причину выбора сервиса: он работает на смартфонах, компьютерах, позволяет делиться информацией в соцсетях, им легко управлять.

Следующий вызов новых медиа — это киберспорт. По прогнозам, индустрия компьютерных игр в 2017 году будет превышать $100 млрд и по объему рынка станет сопоставима с традиционным спортивным маркетингом. Молодежь смотрит футбольные матчи, хочет быть похожей на своих спортивных кумиров и с удовольствием играет в онлайн-игры. Сейчас аудитория онлайн-игр в России составляет миллионы человек — какое офлайновое традиционное спортивное мероприятие собирает вокруг себя столько людей?

Серьезные изменения происходят и в самой медиасреде: по данным Nielsen, в 2012 году короткие видео хронометражем менее 24 минут в количественном выражении занимали 95% всех роликов и 83% по времени показа. Производители контента выпускают все больше  короткометражных фильмов — хороший сценарий на 12 минут вместо 90 собирает не меньшую аудиторию, он дешевле и эффективнее.

Что нас ждет?

В прошлом году организаторы популярной китайской музыкальной премии Golden Melody Award решились на неожиданный шаг: они отказались от трансляции мероприятия на телевидении и стали показывать его только в интернете, на планшетах и смартфонах. В итоге событие увидели 1,5 млрд китайских зрителей по всему миру. Организаторы премии не только уменьшили расходы на трансляцию, но и получили доступ к информации о своей аудитории по всему миру. К примеру, аудитория считавшейся самой популярной премии «Грэмми» не превышала 27 млн зрителей. Опыт Golden Melody Award говорит нам о том, что время поменялось, никому не нужно телевидение, есть смартфоны, с помощью которых можно записывать или смотреть видео, а вскоре и общаться с кумирами или их голограммами.

Через несколько лет индустрия MES, которая на сегодняшний день занимает 60% хранения всех баз данных и генерируют в соцсетях 75% трафика, будет развиваться взрывными темпами. По прогнозам, к 2020 году около 80% жителей земного шара будут иметь доступ к интернету со скоростью передачи данных 80 Мб/с и возможностью просмотра видео в формате HD.

Кто на всем этом заработает? На сегодняшний день 2,9 тыс. компаний в мире являются спортивными технологическими стартапами, инвестируют в MESTech порядка 1,6 тыс. инвесторов. В каждой компании, которая занимается новыми технологиями в спорте, работают 300 человек с годовой зарплатой $76 тыс. Огромное количество людей занимаются сейчас тем, чтобы поменять спорт. И на сегодняшний день перед нашей страной стоит острый вопрос: будем ли мы вписываться в глобальный рынок или ждать, а потом догонять уходящий поезд?

Об авторах
Александр Шульгин основатель и партнер rASiA Capital, 5CCG и ITEch Capital
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.