Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Электроскутеры и ноутбуки: гражданские изобретения на военной службе Индустрия 4.0, 12:40
Три способа снизить затраты на командировки на 15% РБК и Smartway, 12:34
«Интернасьонал» разрешил Альберто поехать на переговоры с «Зенитом» Спорт, 12:26
В Петербурге открыли запись на вакцинацию от COVID-19 для подростков Общество, 12:25
Фонд Акмана купил акции Netflix на $1 млрд после их обвала почти на 50% Инвестиции, 12:20
В рейтинге «королей недвижимости» от Forbes появился новичок Бизнес, 12:19
Повадки лидера: почему просто руководить — недостаточно Pro, 12:19
Производство электрокаров КамАЗ наладят в Венгрии Авто, 12:15
Кобе Брайанту и его дочери установили памятник на месте их гибели Спорт, 12:13
Переселять по реновации в 2022 году начнут 37 тыс. москвичей Город, 12:13
Девичья фамилия матери: как защитить старшее поколение в сети РБК и «Ростелеком-Солар», 12:11
В Подмосковье обещали премии медикам, которые приведут новых врачей Общество, 12:08
Госдума разрешила приватизировать участки рядом с водоемами Недвижимость, 12:05
Новый рекорд: как в России развивается эпидемия COVID. Инфографика Общество, 12:02
Дискуссионный клуб ,  
0 
Константин Никитин

Лицензия онлайн: что даст бизнесу реформа разрешительной деятельности

Константин Никитин
Константин Никитин (Фото: из личного архива)

Правительство начинает второй этап реформы лицензирования и разрешительной деятельности. Премьер-министр Михаил Мишустин подписал постановление, в соответствии с которым до конца этого года через портал госуслуг предприниматели смогут получать 41 вид лицензий. Фактически этот документ дает старт очередному этапу реформирования системы взаимодействия между властью и бизнесом. В Белом доме намерены сделать процесс выдачи различных разрешений, прежде всего лицензий, простым и прозрачным как для лицензиатов, так и для тех, кто занимается выдачей лицензий, а также исключить избыточные требования по предоставлению бизнесом документации, сократить сроки ожидания решения.

Первый этапы реформы — фактически, эксперимент в этой сфере — начался в августе 2021 года, когда в «цифру» были переведены две массовые лицензии. Это лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности, которое обеспечивает МЧС, и лицензирование фармацевтической деятельности, обеспечиваемое Росздравнадзором и органами власти субъектов Федерации. Эти виды лицензий затрагивают огромное число субъектов предпринимательской деятельности: на конец ноября 2021 года в России было почти 43,4 тыс. действующих лицензий на монтаж, техобслуживание и ремонт средств пожарной безопасности и почти 28 тыс. действующих лицензий на фармацевтическую деятельность.

Кроме того, под эксперимент попал еще один вид разрешения — аккредитация на право проведения негосударственной экспертизы проектной документации. Этот вид разрешения входит в сферу ведения Росаккредитации, на 1 декабря этого года в России насчитывалось более 780 аккредитованных лиц.

Насколько успешным оказался эксперимент, обсуждали на совещании в Белом доме, которое с руководителями министерств и ведомств, выполняющих функцию лицензирования, провел заместитель главы правительства и куратор реформы контрольной (надзорной) деятельности Дмитрий Григоренко. На совещании отмечалось, что если прежде заявление на лицензию рассматривалось до двух месяцев, теперь на это уходит три недели. Это существенное сокращение, но правительство ставит задачу сократить время получения лицензии до двух недель.

При этом средний фактический срок аккредитации на право проведения негосударственной экспертизы при электронном обращении сокращен до трех дней (при нормативном сроке в 13 дней), а каждая третья услуга оказывается теперь в течение одного-двух рабочих дней.

В результате эксперимента количество подаваемых документов по двум лицензиям сокращено более чем в четыре раза. Ранее соискателю следовало подавать в МЧС шесть документов на бумажных носителях, теперь же предоставлять их вообще не требуется. В Росздравнадзор надо было предоставлять семь бумажных документов, теперь только три.

Вывод очевиден: электронное обслуживание позволит кардинально упростить и ускорить подачу, прием, рассмотрение заявления и предоставление разрешения. Кроме того, предпринимателям больше не нужно тратить время и ресурсы на сканирование и распечатку огромного количества документов.

Новое постановление правительства переводит цифровизацию выдачи лицензий из формата эксперимента в режим повседневной деятельности министерств и ведомств. В планах кабмина до конца 2022 года перевести в электронный формат еще более 300 видов разрешений. В перспективе именно в цифровом формате через портал госуслуг бизнес будет получать любой вид разрешительного документа, будь то аккредитация, госрегистрация, разрешение, допуск или экспертиза.

Этого ждет и предпринимательское сообщество. В ходе обсуждения реформы контрольно-надзорной деятельности не раз приходилось слышать жалобы на требование о предоставлении документов, которые и без того есть в распоряжении государственных органов: сегодня для получения одной лицензии требуется предоставить в среднем десять документов. До конца года этот показатель должен быть снижен до пяти, а всего через год бизнесу в среднем нужно будет предоставлять только три документа. Все необходимые сведения уже содержатся в электронных базах, и лицензирующий орган будет получать их в рамках межведомственного электронного взаимодействия.

Еще один плюс цифровизации — это возможность в режиме реального времени отслеживать все этапы лицензирования, от подачи заявлений до прекращения действия лицензии через специализированную информационную систему. Кстати, такая прозрачность процессов создает стимул для повышения качества работы лицензирующих органов, поскольку помогает отслеживать показатели их деятельности и выстраивать рейтинг эффективности своей работы.

Цифровизация лицензирования и разрешительной деятельности на подготовительном этапе требует большой и слаженной работы всех органов власти, чью деятельность она затрагивает. В еженедельном режиме на базе Минэкономразвития собирается штаб, который координирует органы власти в этом нелегком процессе. Эксперты ЦСР также принимают участие в этой работе. Тем не менее оказывается, что некоторые ведомства не готовы к новому формату работы. Ведь он предполагает не только принятие заявления в цифровом формате, но и цифровизацию внутренних процессов, а также четкое взаимодействие между различными ведомствами.

Существуют и другие проблемы: есть немалый пласт разрешительных режимов на региональном и муниципальном уровнях, которые тоже требуют внимания, как как зачастую бизнесу все равно, какого уровня орган выдает ему то или иное разрешение. Требуется пополнять линейку суперсервисов и жизненных ситуаций, связанных с лицензированием, что потребует еще большей скоординированности органов власти.

Тем не менее старт второму этапу реформы дан, бизнес-сообщество ждет реализации заявленных преобразований и снижения бюрократической нагрузки. От успеха этой работы во многом зависит экономическое развитие всей страны.

Об авторе
Константин Никитин Константин Никитин Вице-президент, руководитель центра институционального развития контрольной деятельности ЦСР
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.