Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Названа дата выхода в прокат фильма «Серебряные коньки» Стиль, 19:50 Пандемия и обесценивание рубля: стоит ли в кризис покупать жилье Недвижимость, 19:50 Матч Кубка России отменен из-за вспышки коронавируса Спорт, 19:44 Замглавы МИД России встретился с послами Армении и Азербайджана Политика, 19:37 F-16 в Карабахе, евро бьет рекорды 2016 года. Главные новости РБК Общество, 19:33 Порошенко заразился COVID-19 Политика, 19:26 Пашинян увидел угрозу для существования армянского народа Политика, 19:22 Суд оштрафовал «Новую газету» за статью о коронавирусе в Чечне Общество, 19:16 Джим Роджерс назвал пузырем акции Apple, Amazon и Google Инвестиции, 19:07 Алиев опроверг участие Турции в карабахском конфликте Политика, 19:05 Mercedes отзовет автомобили в России из-за дефекта в рулевом механизме Авто, 19:04 Глава МИД Германии предупредил Россию в ООН о санкциях из-за Навального Политика, 19:03 Меркель пообещала Германии «непростые месяцы» из-за роста больных COVID Политика, 18:56 УЕФА из-за военного конфликта перенес матч Лиги Европы из Армении на Кипр Спорт, 18:52
Мнение ,  
0 
Анатолий Сморгонский

Не выживаем, а живем: что делать в кризис мобильному оператору

Те, кто начал бороться с кризисом осенью прошлого года, уже опоздали — делать это нужно было раньше. В новом цикле статей РБК бизнесмены рассказывают, как их компании выживают в трудной экономической ситуации

Кризисное время для телекома наступило задолго до взлетевшего курса доллара, а снижение издержек стало одним из насущных вопросов бизнеса. Телеком-компании и в России и в мире переживают период стагнации — трехзначный рост сменился застоем. Услуги, которые они предоставляют, вошли в число базовых потребностей, поэтому притока новых клиентов ждать просто неоткуда.

Мы запускали нового мобильного оператора Yota в середине 2014 года, когда на перенасыщенном российском рынке проникновение телекоммуникационных услуг достигло 166%. Нам изначально приходилось думать не только о том, как сделать качественный и востребованный продукт, но и как построить бизнес эффективнее конкурентов.

Издержки нам удалось частично сократить после слияния с «МегаФоном». Благодаря синергии компаний Yota смогла запустить полностью виртуального мобильного оператора (MVNO). Мы арендуем у материнской компании оборудование и закупаем оптом трафик. А люди, которые занимаются поддержкой и обслуживанием инфраструктуры, перешли в «МегаФон». Так нам удалось сократить затраты на ФОТ за прошлый год примерно на 30%.

Мы проанализировали направления работы и сконцентрировались на том, что важнее всего для MVNO — IT и коммерции (маркетинге и продажах). Поскольку стратегическим преимуществом Yota мы считаем сам продукт, большая часть IT-разработок делаются штатом компании, на которую практически не влияют колебания курсов валют. При этом нередки случаи, когда сотрудники, имея сразу несколько компетенций, совмещают несколько позиций. Например, человек, который занимается IT-безопасностью в Yota, отвечает и за наши SIM-карты.

Кроме того, в течение всего прошедшего года мы занимались автоматизацией. Например, полностью отказались от телефонной службы поддержки для клиентов Yota в пользу чата в мобильном приложении и на сайте. Частично перевели в онлайн-каналы клиентов модемного бизнеса. В итоге к концу 2014 года 55% всех обращений клиентов обрабатывались не по телефону, что позволило сократить затраты на обслуживание почти вдвое.

Удалось уменьшить издержки и в маркетинговой части, хотя бюджет Yota в десятки раз меньше, чем у игроков «большой тройки», и сокращать, казалось бы, некуда. Во время запуска мы сконцентрировались в основном на интернете, социальных сетях и PR-инструментах, не распыляя медийный бюджет на все каналы, которые были скорее поддерживающими. Это позволило добиться максимального эффекта среди целевой аудитории — новаторов и продвинутых людей — на период запуска; далее для вовлечения более широкой аудитории будем использовать охватные каналы.

Наконец, почти все контракты Yota в 2015 году номинированы в рублях либо по зафиксированному курсу доллара. Это результат работы нашего небольшого бэк-офиса в 2014 году.

Об авторах
Анатолий Сморгонский Анатолий Сморгонский, Экс-генеральный директор Yota
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.