Лента новостей
В Минздраве заявили, что ошибочно внесли йод в список лекарств для учета 17:33, Новость Эксперты на форуме РБК обсудили поддержку молодых предпринимателей 17:31 Как банки будут привлекать клиентов: от новых офисов до длинных вкладов 17:31 Греция дала категоричный ответ на вопрос о поставках С-300 на Украину 17:31, Новость Президент Германии раздал в Стамбуле 60 кг шаурмы. Видео 17:25, Новость Алиев ответил фразой «нет таких планов» насчет ЕАЭС 17:21, Новость Россия назвала четыре страны для возможного русского порта в Африке 17:18, Статья Bloomberg узнал о риске санкций ЕС для десятка фирм за поставки России 17:17, Статья RTL узнал дату начала суда по делу об экстрадиции Квинси Промеса 17:16, Статья В Люберцах актера из рекламы «Снежной королевы» задержали с 1 кг кокаина 17:07, Новость В США призвали реформировать WADA после скандала с китайскими пловцами 17:07, Статья Эксперты выяснили, чем отличаются желаемые квартиры от приобретаемых 17:03, Статья Президент Ирана пригрозил Израилю, что от него ничего не останется 16:58, Статья В красноярском поселке из-за пожара обрушились купол и кровля храма 16:58, Новость Глушаков рассказал о заговоре против него в российском футболе 16:53, Статья Украинский беспилотник сбили над Белгородской областью 16:51, Новость Китайский автопроизводитель GAC ответил на вопрос о заводе в России 16:48, Статья Акции китайской Baicha Baidao упали на 38% в первый день торгов после IPO 16:47, Статья
Газета
Ажиотаж с прибором
Газета № 051 (3544) (1404) Технологии и медиа,
0

Ажиотаж с прибором

Магазины зафиксировали рост продаж российской и белорусской бытовой техники
Ретейлеры зафиксировали в марте повышенный спрос на российскую и белорусскую бытовую технику. На рынке на такую продукцию приходится не более 2%, и быстро заместить иностранцев местные бренды неспособны, говорят эксперты
Цех по производству кухонной бытовой техники Gefest в Бресте
Цех по производству кухонной бытовой техники Gefest в Бресте (Фото: Виктор Толочко / РИА Новости)

Продажи брендов российской и белорусской техники в марте выросли на 50–70% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, сообщил представитель «М.Видео-Эльдорадо». По его словам, эти бренды наряду с китайскими и собственными торговыми марками ретейлеров показывали «более высокую динамику, чем в среднем по рынку, за счет широкой представленности ассортимента и доступных цен». В прошлые периоды динамика продаж российских брендов была сопоставима с рынком, добавил он.

«Российское и белорусское производство техники представлено несколькими достаточно известными брендами — «Витязь», «Атлант», Pozis, Flama, «Дарина», Gefest, «Бирюса», перечислил представитель «М.Видео-Эльдорадо». Это в основном бытовая техника для дома и кухни — холодильники, морозильные камеры, стиральные машины, плиты, телевизоры и так далее.

Увеличение интереса покупателей к российским брендам зафиксировали и в «Ситилинке», рассказал его представитель. Этот ретейлер продает торговые марки материнской группы Merlion (Digma, Oklick, Starwind, Sunwind и PC PET). В феврале совокупно их продажи в штуках выросли на 81% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а за март — на 60%, рассказал представитель «Ситилинка», не пояснив, какой рост они показывали раньше.

По словам коммерческого директора «Холодильник.ру» Алексея Погудалова, с конца февраля и до конца марта спрос на всю технику вырос в несколько раз и лидером продаж была импортная техника среднего и высокого ценовых сегментов. «Наши клиенты приобретали дорогостоящую технику на фоне ожидания санкций, опасения резкого обесценивания национальной валюты, а также новостей о задержках в поставках и возможном закрытии границ для транспортных перевозок», — говорит он. Продажи техники, произведенной на территории России и Белоруссии, по его словам, росли быстрее, чем в предыдущие годы, но медленнее, чем техника в целом в первом квартале. «Техника российского и белорусского производства показала рост в 2 раза, а по некоторым категориям — в 2,5 раза по отношению к прошлому году. Это касается брендов «Атлант», Gefest, «Бирюса», «Дарина», «Саратов», Pozis, DeLuxe и др., перечислил Погудалов.

Смогут ли российские бренды заменить иностранные

По прогнозу Погудалова, после высокого уровня продаж в феврале—марте спрос на бытовую технику может упасть и в ближайшие полгода «будет серьезная перестройка рынка». «Возможно, мы увидим спад сильнее, чем это происходило в посткризисном 2015 году. При этом спрос на локальную продукцию будет снижаться медленнее, так как внешние факторы меньше отражаются на ее итоговой стоимости», — рассуждает Погудалов.

По его мнению, российские и белорусские бренды не смогут полностью заменить ассортимент, который был представлен на рынке еще полтора месяца назад. «Российская и белорусская техника — в основном нишевые бренды среднего и ниже среднего сегментов. Существуют категории товаров, которые не производятся ни в России, ни в Белоруссии. В первую очередь это встраиваемая техника: индукционные варочные панели, посудомоечные машины, холодильники, СВЧ, кофемашины», — указал коммерческий директор «Холодильник.ру». Сейчас у крупных инвесторов есть хороший шанс построить подобное производство на территории России, считает он.

После начала военной операции на Украине и ввода санкций со стороны США и других стран ряд иностранных производителей техники заявили о приостановке поставок продукции в Россию. Среди таких компаний были и производители бытовой техники, например южнокорейские Samsung и LG. После введения Евросоюзом четвертого пакета санкций, куда вошли ограничения на поставку электронных товаров для домашнего пользования дороже €750, в том числе напольных вентиляторов, фенов, микроволновок, кофеварок, чайников, смартфонов и игровых приставок, а также электронных устройств для записи видео или звука стоимостью более €1 тыс., многие европейские бренды, которые производили технику на территории России, заявили о сложностях с поставкой комплектующих. В частности, Bosch сообщала, что после введения санкций поставки ее продукции и комплектующих стали невозможными.

По словам Антона Гуськова, представителя Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники (РАТЭК, включает Samsung, LG, Whirlpool, Beko, Pozis др.), российские и белорусские бренды в основном присутствуют в сегменте товаров для кухни. В этом сегменте на их долю приходилось 4% рынка в денежном выражении в 2021 году, в первую очередь за счет продаж газовых плит. Также российские и белорусские бренды заметны в сегменте телевизоров, где на них приходится около 1–2% рынка. В целом на рынке бытовой техники и электроники доля этих брендов меньше 2%.

Традиционно российские и белорусские бренды бытовой техники представлены в низком ценовом сегменте и нижней части среднего ценового сегмента. «Это в основном простая в техническом плане техника, поэтому занять люксовый или средний ценовой сегмент у этих брендов не получится», — говорит Гуськов. Это, по его мнению, означает, что «в короткие сроки заместить весь потребительский спрос отечественными решениями невозможно». Помимо этого у российских и белорусских брендов бытовой техники нет необходимого объема производственных мощностей, отмечает представитель РАТЭК.

По его данным, подавляющее большинство белорусских и российских брендов используют китайские и европейские комплектующие, которые полностью заместить не получится, потому что они не производятся в России. Проблемы заводов иностранных компаний, которые находятся в России, такие же, как и у российских брендов: «Большинство иностранных компаний, у которых есть производства на территории России (Indesit, LG, Samsung, Beko и др.), продолжают работать и выпускать продукцию, но из-за санкций и нарушения логистических цепочек они столкнулись с проблемой поставки комплектующих и запчастей».