Лента новостей
⁠Бельгийский регулятор будет контролировать работу Telegram в ЕС 12:05, Статья Кремль объяснил решение об учениях ядерных сил 12:02, Статья В СВР заявили об активизации усилий США по поиску альтернативы Зеленскому 12:02, Новость Фабрика «ПАЛИТРА» выпустила обойную коллаборацию с Московским зоопарком 12:00 Медведев «уроком Хрущева и Кеннеди» объяснил учения с ядерным оружием 11:54, Новость Почему мишенью кибератак в России все чаще становятся небольшие компании 11:51, Статья В Белгородской области фурам запретили въезжать в приграничные районы 11:48, Новость Число пострадавших при атаке дронов в Белгородской области выросло до 40 11:48, Новость Украина сообщила о массовых отключениях света после ударов 11:44, Статья Гладков сообщил о новой атаке дрона на автомобиль в Белгородской области 11:40, Новость Вяльбе сообщила о готовности пойти за Путина в партизаны 11:40, Статья Токены связанных с ИИ проектов обогнали биткоин по темпам роста 11:35, Статья В дептрансе сообщили о перекрытии улиц 9 мая в Москве 11:34, Новость Владелец сгоревшего склада цветов на Комсомольской площади получил 3 года 11:24, Статья Осужденного за педофилию режиссера «Ералаша» освободили из-за медали 11:17, Статья Пашинян не посетит инаугурацию Путина 11:17, Новость Андрей Рублев отправился в больницу после победы на «Мастерсе» 11:12, Статья Polymetal выкупил еще 1,76% своих акций в рамках обмена 11:10, Статья
Газета
Регионы получили кабинеты, но потеряли списки
Газета № 190 (3479) (1012) Политика,
0

Регионы получили кабинеты, но потеряли списки

Госдума приняла во втором чтении законопроект о публичной власти
Госдума приняла во втором, основном чтении законопроект о публичной власти в России. РБК разбирался, как он изменился по сравнению с первой редакцией и какие из наиболее важных поправок поддержали депутаты
Фото: Владислав Шатило / РБК
Фото: Владислав Шатило / РБК

О чем идет речь в законе

9 декабря Дума во втором чтении приняла законопроект о публичной власти. Законопроект в первоначальном виде вызвал бурное обсуждение в нижней палате парламенте. В итоге в него были внесены 164 поправки из 418 предложенных.

В первом чтении законопроект, внесенный главами конституционных комитетов обеих палат Федерального собрания Андреем Клишасом и Павлом Крашенинниковым (оба — «Единая Россия»), был принят месяц назад. Цель законопроекта, как говорилось в пояснительной записке, — согласовать действия «различных уровней власти как единого целого, во благо граждан».

Законопроект затрагивает огромное количество вопросов, в частности снятие губернаторов, принципы выборов в заксобрания и названия должностей глав регионов. Предполагается, что с принятием законопроекта прежний федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» утратит силу.

Новые нормы позволят главам регионов избираться более двух раз подряд, что на данный момент запрещено, а также установят точный срок их полномочий — пять лет (сейчас решение об этом принимает каждый регион, но срок не может превышать этого срока). Если его примут окончательно, снова участвовать в выборах смогут мэр Москвы Сергей Собянин, глава Подмосковья Андрей Воробьев и президент Татарстана Рустам Минниханов. По действующему законодательству они не могут этого делать, указывали эксперты.

Кроме того, законопроект закрепляет за президентом право снимать глав регионов в связи с утратой доверия. При этом в отличие от действующего закона основанием для снятия с должности может быть сам факт утраты доверия. Сейчас таким основанием может быть выявление фактов коррупции или конфликта интересов.

Почему второе чтение законопроекта важно

Именно перед вторым чтением в законопроект вносятся (или не вносятся) содержательные поправки. Третье чтение закрепляет уже внесенные изменения. Законопроект о публичной власти с первого чтения значительно изменился. Ранее критические отзывы на инициативу направили парламенты семи субъектов, поправки также внесли представители всех политических партий.

Какие изменения появились во втором чтении

Ко второму чтению в законе появилась правка, которая позволит регионам полностью отказаться от голосования по партийным спискам на выборах в региональные парламенты.

Глава фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов в беседе с РБК назвал эту поправку способом «ослабить оппозиционные партии — КПРФ, ЛДПР, СРЗП, — лишив их фактически гарантированного представительства по спискам хотя бы на уровне одного-двух мандатов». Сейчас по закону не менее 25% мандатов в законодательных органах регионов должны распределяться по партийным спискам. Исключением являются законодательные ветви Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — городов федерального значения, где парламенты могут полностью формироваться из одномандатников.

Города федерального значения, согласно поправкам, также смогут устанавливать свои «особенности формирования законодательного органа», приняв соответствующий региональный закон.

Кроме того, в новой редакции изменилось положение о сроках рассылки законопроектов совместного ведения в регионы. Первоначальная версия предлагала сократить регионам время для подготовки отзывов на законодательные инициативы вдвое — с 30 до 15 дней, что стало самой распространенной претензией регионов. Это могло сильно затруднить возможность региональной власти сформировать отличную от федеральной власти позицию, указывал политолог Константин Калачев. С учетом поступивших замечаний от регионов Госдума теперь предлагает предусмотреть общий срок 30 дней, который может быть сокращен до 15 дней в соответствии с регламентом.

Во втором чтении регионы также вернули себе право называть региональные правительства по собственному усмотрению (администрация, кабинет министров и т.д.). «С учетом исторических, национальных и иных традиций данного субъекта Российской Федерации может устанавливаться другое наименование высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации», — указывается в отредактированной версии закона.

Была одобрена и поправка о регионах-«матрешках» (субъектах, в состав которых входят другие субъекты, — это Тюменская область, в состав которой входят Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа, и Архангельская область с Ненецким округом), которая предлагала учитывать ранее заключенные соглашения о разграничении полномочий таких субъектов.

В то же время из законопроекта исчезла норма об отзыве главы субъектов избирателями. Как пояснил Павел Крашенинников во время голосования по поправке, у нормы не было «реального воплощения».

Какие поправки не были приняты

Была отклонена поправка заксобрания Татарстана о праве именовать главу этой республики президентом. Таким образом, Рустам Минниханов, если закон вступит в силу, станет последним президентом Татарстана. Сейчас он единственный глава республики в Российской Федерации, кто носит это звание (в соответствии с договором России и Татарстана, срок действия которого закончился еще в 2017 году).

Депутатам от КПРФ не удалось оспорить норму о праве президента снять главу региона на основании только утраты доверия. Не нашли поддержки также такие инициативы, как отмена муниципального фильтра на выборах, право депутатов всех уровней проводить встречи с гражданами в уведомительном порядке, правило дистанционной работы парламента только в случае режима чрезвычайной ситуации, а также установление сроков работы депутатов региональных парламентов не более пяти лет.

За что критикуют законопроект

В первом и втором чтении за законопроект о публичной власти голосовали депутаты от «Единой России» и ЛДПР. Коммунисты, напротив, выступили с критикой документа. Первый заместитель руководителя фракции КПРФ Николай Коломейцев, к примеру, заявлял, что инициатива «делает еще более централизованной нашу власть и зачастую не очень обоснованно».

Унификация названия и единственно возможных сроков нахождения главы субъекта у власти нарушает принципы федеративного государства, указывали в отзыве депутаты Госсовета Татарстана.

Законопроект может привести к снижению субъектности губернаторов, считает Михаил Виноградов. «Потенциально это девальвирует их статус и может снизить их роль — и как арбитра в региональной политике, и как драйвера изменений и преобразований. При этом центр такую роль на себя брать не готов, а в случае социальных обострений проблема может проявиться остро», — отметил он.