Лента новостей
Барбашев обошел Ковальчука и Фетисова в списке бомбардиров Кубка Стэнли 10:02, Статья В суде раскрыли детали обвинения против третьего фигуранта дела Иванова 10:01, Новость Названы округа Москвы с максимальным ростом цен на новостройки 10:01, Статья В ВТБ сравнили ситуацию в экономике с «эффектом Джанибекова» в космосе 10:00, Статья Чистая прибыль СПБ Биржи упала почти втрое 09:50, Статья В Крыму и Белгороде небо стало желтым из-за африканской пыли 09:38, Новость Бизнес все больше полагается на ИИ в вопросах найма. Чем заменяют эйчаров 09:28, Статья В Минпромторге сообщили, что «Ашан» останется в России 09:27, Новость Суд отправил в СИЗО третьего фигуранта дела бывшего замминистра обороны 09:13, Статья В Москве из-за репетиций парада к 9 мая перекроют несколько улиц 09:10, Новость Самолеты на фритюре: как экотренд навредил рынку продуктов питания 09:07, Статья Доступ к станку: почему растет рынок лизинга 09:00, Мнение Минздрав убрал антибиотики и гормоны из стандарта лечения ОРВИ 08:56, Статья В Центральной Украине прогремели взрывы 08:50, Статья Метод «лишь бы продать» устарел. Следите за дебиторской задолженностью 08:47, Статья Посольству России запретили возложить венки к «Духу Эльбы» в США 08:40, Новость Суд не увидел вброса бюллетеней на видео с женщиной на коленях у урны 08:38, Статья Оставить ли Слишковича тренером «Спартака»? Мнения специалистов 08:30, Статья
Газета
Прямые вопросы президенту
Газета № 100 (2824) (0706)
0

Прямые вопросы президенту

На что россияне жалуются Владимиру Путину
Накануне прямой линии с президентом РБК проанализировал, на что жалуются россияне в Кремль. Больше всего претензий накопилось к прокурорам и приставам. В прокуратуре объяснили, что большая часть жалоб приходит не по адресу
Фото: Павел Лисицын / РИА новости
Фото: Павел Лисицын / РИА новости

На кого жалуются в Кремль

Перед ежегодной «Прямой линией с Владимиром Путиным», которая запланирована на 7 июня, РБК проанализировал жалобы россиян, поступившие в управление президента по работе с обращениями граждан и организаций за 2017 год.

Обращения россиян делятся на просьбы, сообщения о недостатках, критику и запросы информации. При отборе только критических сообщений и жалоб выяснилось, что самое большое число подобных обращений подано в отношении прокуратуры и ее должностных лиц. Таких обращений за прошлый год было подано 33,3 тыс., что на 63% больше, чем годом ранее (в 2016-м было подано 19,7 тыс. обращений на действия прокуратуры).

Среди этих жалоб — сообщения о недостатках в работе прокурорских работников и территориальных органов прокуратуры. Критика деятельности прокурорских работников связана в основном с нарушениями в сфере надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека.

Официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной заявил РБК, что большая часть обращений связана с вопросами, которые не относятся к ведению органов прокуратуры, такие обращения перенаправляются в профильные ведомства. «Ежегодно ведомство получает порядка пяти миллионов обращений от граждан и юридических лиц. Около трети из них находит свое разрешение с помощью вмешательства прокуроров. Все остальные мы передаем для разрешения в профильные министерства и ведомства. Мы, безусловно, готовы принимать участие в судьбе любого обратившегося к нам гражданина, строго ориентируясь на существующее законодательство. При этом мы стараемся во всех случаях не упускать из поля зрения проблематику каждого вопроса», — отметил Куренной.

На втором месте — обращения с критикой работы Федеральной службы судебных приставов (18,3 тыс., жалобы в основном на ненадлежащее исполнение судебных актов, в том числе по взысканию алиментов). На третьем — в отношении работы сотрудников МВД (11,2 тыс., во многом критика работы участковых).

Замыкают пятерку госорганов — рекордсменов по жалобам Федеральная антимонопольная служба (6,4 тыс. обращений в администрацию президента) и Госдума (более 5 тыс. обращений). Недовольство россиян вызвали рассматриваемые нижней палатой законопроекты.

На шестом месте по количеству жалоб в администрацию президента — обращения с критикой Минстроя по долевому строительству и ипотечному кредитованию (4,8 тыс. обращений), налоговой службы — по налогам, сборам и штрафам (2,9 тыс. обращений); работы Росреестра в регионах (2,3 тыс.); Пенсионного фонда и негосударственных пенсионных фондов (1,8 тыс.) и с критикой Центробанка по ипотечному кредитованию (1,7 тыс.).

Как считает политконсультант Дмитрий Фетисов, жалобы на прокуратуру обусловлены двумя факторами: низким правовым уровнем знаний граждан и тем фактом, что прокуратура не занимается своим имиджем, в том числе повышая правовую культуру граждан. «Из-за этого происходит некая демонизация работы прокуратуры и, как следствие, жалобы на ее работу», — заключил эксперт.

С оценкой Фетисова не согласен член Общественной палаты Артем Кирьянов, он обращает внимание на результаты проведенного в мае опроса ВЦИОМа, согласно которому 48% респондентов и 67% опрошенных представителей бизнеса говорят о доверии к прокуратуре.

Фетисов также отметил снижение количества жалоб на систему МВД после ее имиджевой реформы. «Прокуратура пока не идет по этому пути, из-за чего растет количество жалоб на это ведомство, но непосредственную работу ведомства можно считать вполне эффективной», — отметил он.

Пишут не по адресу

РБК также проанализировал общее число (не только критических, но и любых) обращений к президенту по различным темам. По работе прокуратуры зарегистрировано 34,8 тыс. обращений (+62% рост обращений с 2016 года), по деятельности судебных приставов — 21 тыс. (+9%), переселению из подвалов, бараков, аварийного жилья — 19 тыс. обращений (+24%). Далее идут вопросы по ЖКХ (15,8 тыс., +32%), ответственность за нарушение законов (14 тыс., +3%), вопросы касательно органов внутренних дел (13,7 тыс., +8%), благоустройство городов, поселков и придомовых территорий (13 тыс., +2%).

Из всех вопросов в отправленных обращениях в 2017 году администрация президента рассмотрела только 19% (200 тыс.). Остальные  вопросы (81%  — 843,8 тыс.) переадресованы другим госорганам.

Из них чаще всего удовлетворяли жалобы Росприроднадзор и Минпромторг (по 98% удовлетворительных ответов), Фонд социального страхования (95%) и Минприроды (94%). Чаще всего признают жалобы необоснованными силовики: у Следственного комитета и ФССП отказы в 96% случаев, у ФСИН и ФСБ — в 95%.

Число обращений граждан и организаций в администрацию президента за последние восемь лет колеблется на уровне 800 тыс. — 1 млн, но в последние три года падает, свидетельствует статистика. Если в 2015 году в Кремль поступило 1,06 млн обращений, то в 2016-м — 930,6 тыс., а в 2017-м — 889,7 тыс.

Люди массово стараются «прорваться к Путину» из-за представления о «хорошем царе», который единственный способен окоротить «плохих бояр», и до него поэтому обязательно надо достучаться», полагает политолог Аббас Галлямов. «Это один из главных национальных архетипов. Надежды на бюрократическую вертикаль у них нет. В сегодняшней России вообще очень странным образом сочетаются тотальное недоверие к политической системе и абсолютная вера в Путина, который эту систему создал и возглавляет», — заключил эксперт.

Прямую линию с Путиным показывают с 2001 года. Когда в 2008–2012 годах он занимал пост премьер-министра, передача называлась «Разговор с Владимиром Путиным». Задать вопросы главе государства можно через СМС, позвонив по телефону, через сайт программы или мобильные приложения и соцсети. Формат передачи за многие годы практически не менялся. Нововведение в этом году — появление конференц-связи и звонки руководителям регионов в прямом эфире. В связи с этим губернаторам и другим высокопоставленным чиновникам рекомендовано быть на связи.​

В 2017 году Путин во время «Прямой линии» ответил на 73 вопроса, среди которых были жалобы на действия и бездействия федеральных и региональных властей. По вопросам, которые по словам обращавшихся не решались годами, правоохранительные органы, губернаторы и министерства отчитывались о проверках и принятых мерах еще до конца «Прямой линии».

О чем спрашивают Путина

Общее количество вопросов Путину на линии в последние годы снижалось — с 3,25 млн (рекорд за все время линии) в 2015 году до 2,6 млн в 2017-м. «Президент для многих россиян — это последняя надежда, и писать ему стало традицией, — рассуждает директор Центра экономических и политических реформ Николай Миронов. — Считается, что если он озвучит вопрос [на прямой линии], то он решится».

С годами заметно вырос средний возраст задающих вопросы. Если в 2003 году граждане от 16 до 25 лет составляли 27% от общего числа задавших вопрос, то 2017 году — всего 6%. Общая доля респондентов старше 40 лет за тот же период выросла с 31 до 48%.

Первые вопросы президенту в этом году, опубликованные на сайте прямой линии, касались увеличения пенсионного возраста, повышения цен на бензин, появления нового ведомства — Министерства науки и просвещения. В рекордном по числу обращений 2015 году россиян прежде всего волновали вопросы: жилья (46,8 тыс. из всех вопросов, присланных на линию через интернет), защиты прав и свобод человека (33,9 тыс.), государства, общества, политики (27,8 тыс.), труда (24,7 тыс.), промышленности, строительства, транспорта, связи (20,7 тыс.), здравоохранения (18,6 тыс.), коррупции (15,1 тыс.).