Лента новостей
Обыграет ли «Зенит» чемпионов Европы. Чего ждать от тура в ЛЧ 00:30, Спорт Аналитики назвали, когда российские авиакомпании компенсируют убытки 00:11, Бизнес Силовики задержали подозреваемую в убийстве девочки в Вологодской области 00:05, Общество Власти подготовят новые подходы для расчета бедности 00:00, Экономика В Латвии введут месячный локдаун из-за COVID 18 окт, 23:44, Общество Индустриальный стандарт: почему разработчики Karuna перешли на Мас 18 окт, 23:28, РБК и OCS Distribution Эрдоган раскритиковал зависимость мира от «горстки победителей» в войне 18 окт, 23:20, Политика Apple назвал цены на новые MаcBook в России 18 окт, 23:12, Технологии и медиа В НАТО выразили сожаление из-за закрытия Россией представительства 18 окт, 22:53, Политика В Тульской области введут QR-коды и ограничат работу общепита 18 окт, 22:49, Общество Украина и МВФ предварительно договорились о транше в $700 млн 18 окт, 22:35, Экономика «Спартак» в овертайме обыграл ЦСКА в матче КХЛ 18 окт, 22:32, Спорт Захарова назвала патриотом умершего экс-госсекретаря США Колина Пауэлла 18 окт, 22:09, Политика На аукционе в Женеве продадут тайно вывезенные драгоценности Романовых 18 окт, 22:03, Общество В Монголии предложили ради мира запереть политиков в бункере со спиртным 18 окт, 21:34, Политика Apple представила MacBook Pro с «челкой» и новым процессором 18 окт, 21:20, Технологии и медиа Менеджер назвал Махачева «лучшей версией» Хабиба Нурмагомедова 18 окт, 21:12, Спорт В Скандинавии авиакомпании перестанут требовать носить маски 18 окт, 21:06, Общество В Петербурге ввели дистанционку для непривитых пожилых и QR-коды 18 окт, 21:04, Общество Война за чипы: сменят ли ARM процессоры x86 и почему все зависит от Apple 18 окт, 21:00, Индустрия 4.0  В каком доме Москвы мог поселиться Жюль Верн. Тест 18 окт, 20:55, РБК и Галс-Девелопмент Россия и НАТО подвели отношения к «печальному финалу» 18 окт, 20:52, Политика Apple презентовала новые наушники AirPods 18 окт, 20:46, Технологии и медиа Овечкина признали второй звездой недели в НХЛ 18 окт, 20:35, Спорт В Госдуме предложили премировать россиян за вакцинацию от COVID 18 окт, 20:26, Общество Друг познаётся в еде: кулинарные культуры России и Франции 18 окт, 20:25, РБК и Ашан Фургал попросил рассмотреть его дело в суде присяжных 18 окт, 20:11, Политика Матч КХЛ между «Сочи» и «Авангардом» начался с двух драк 18 окт, 20:08, Спорт
Газета
Телевизор устоял на пьедестале
Газета № 049 (2773) (2103) Технологии и медиа,
0

Телевизор устоял на пьедестале

АКАР подвела рекламные итоги 2017 года
Отечественный рекламный рынок развивается прежде всего благодаря интернету и ТВ, подсчитала АКАР. Доходы издателей продолжают снижаться, минимальный прирост рекламных доходов по итогам прошлого года зафиксировали радиовещатели
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости
Фото: Григорий Сысоев / РИА Новости

ТВ vs интернет

Ассоциация коммуникационных агентств России (АКАР) объявила свою оценку затрат на рекламу в 2017 году: на продвижение товаров и услуг в основных медиа рекламодатели потратили 417 млрд руб. без НДС, что на 14% больше, чем в 2016-м.

В 2017 году в отдельно взятом третьем квартале, как следовало из предыдущих сообщений АКАР, интернет по доходам от рекламы впервые обогнал телевидение: 41 млрд руб. против 36,7 млрд руб. В четвертом квартале закрепить это лидерство интернету не удалось — 51,3 млрд против 54,9 млрд руб. По итогам всего 2017 года рекламные доходы телевещателей на 4,6 млрд руб. превышали совокупную рекламную выручку интернет-площадок: 170,9 млрд и 166,3 млрд руб. соответственно.

По динамике доходов, как и все предыдущие годы, лидирует интернет: у него рост бюджетов составил 22%, у ТВ — 13%.

Стагнация столичной радиорекламы

Эксперты АКАР пересмотрели методику оценки рекламных бюджетов в прессе и на радио. Тем не менее периодика по-прежнему остается единственным медиасегментом, чьи рекламные доходы год от года сокращаются. В 2017 году падение составило очередные 8%, до 20,5 млрд руб. В 2007-м издатели заработали на рекламе 55,9 млрд руб. — за десять лет сегмент сократился в 2,7 раза.

Незначительный прирост — всего 3%, до 16,9 млрд руб., — по итогам 2017 года показал сегмент радиорекламы. В 2016-м, после падения в кризисном 2015 году, рекламные доходы радиовещателей увеличились на 6%, до 15,1 млрд руб. Аналогичную динамику, до 38,4 млрд руб., в 2016-м показал и сегмент Out of Home (реклама на уличных щитах, в транспорте, бизнес-центрах и т.п.). По итогам 2017 года сегмент Out of Home вырос уже на 9%, до 41,9%.

В прошлом году на радио стагнировал подсегмент столичной рекламы, доходы вещателей росли прежде всего благодаря федеральной и региональной рекламе, констатирует эксперт АКАР, директор по продажам «ГПМ радио» Алексей Зятицкий. Эта стагнация, по его словам, была обусловлена в том числе подорожавшей в 2017 году телерекламой: крупные клиенты, чтобы сохранить присутствие на ТВ, были вынуждены урезать бюджеты на другие медиа. В 2018 году сегмент радиорекламы вырастет минимум на те же 3%, что и в 2017-м, прогнозирует Зятицкий.

Не только прямая реклама

АКАР оценивает не только затраты на рекламу в основных медиа. Эксперты ассоциации подсчитывают и расходы на маркетинговые услуги: выкладку товаров в рознице, создание программ лояльности, организацию и спонсорство фестивалей, праздников и т.п. На эти услуги в 2017 году было потрачено, по версии АКАР, 103 млрд руб., что на 9% больше, чем в 2016-м. Расходы на различные промоакции в прошлом году снизились на 2%, до 24,3 млрд руб.

С учетом расходов на разработку и производства креатива (видео- и аудиоролики, постеры для наружной рекламы, макеты в прессе и пр.), изготовление сувенирной продукции в целом на маркетинговые коммуникации в 2017 году могло быть израсходовано 730–750 млрд руб., отмечают эксперты АКАР.

Две трети бюджетов у двух игроков

В России немного медиакомпаний, раскрывающих свои финансовые показатели, которые можно сопоставить с оценками АКАР. Наиболее прозрачным сегментом является интернет: его крупнейшие игроки — «Яндекс» и Mail.Ru Group — публичные компании.

В 2017 году рекламная выручка «Яндекса» увеличилась на 20%, до 87,4 млрд руб. Таким образом, по динамике этого показателя крупнейшая компания Рунета отстала от роста всего интернет-сегмента (22%).

На рынке появляются новые быстро развивающиеся сегменты и игроки, которые растут с низкой базы быстрее рынка, напоминает коммерческий директор «Яндекса» Леонид Савков. Он объясняет: поскольку «Яндекс» — один из крупнейших игроков на рекламном рынке, его рост отличается от тех, кто начинает развиваться с нуля.

Mail.Ru Group в отличие от «Яндекса», наоборот, в 2017 году развивалась лучше, чем весь сегмент интернет-рекламы. Рекламная выручка владельца портала Mail.ru, сетей «ВКонтакте», «Одноклассников», мессенджеров и других проектов увеличилась почти на 29%, до 23,8 млрд руб. Такой высокий рост представитель группы объясняет тем, что она «находится на переднем крае»: «Идет перераспределение рекламных бюджетов в пользу мобильной рекламы, рекламы в соцсетях и т.п., и мы этим пользуемся — активно развиваем инструменты и форматы для продвижения и обеспечения прозрачности в этом секторе».

По итогам 2017 года доля «Яндекса» в сегменте интернет-рекламы достигла прочти 53%, Mail.Ru Group — 14%, следует из данных АКАР. Таким образом, на две компании приходится две трети всех бюджетов, выделенных на интернет-рекламу. Высокая доля крупных игроков на рынке интернет-рекламы — это типичная ситуация, утверждает Савков из «Яндекса». Он приводит в пример рынок США: по оценке eMarketer, в прошлом году суммарная доля двух ключевых игроков — Google и Facebook — составила 63%.

На всем отечественном рекламном рынке доля «Яндекса» достигла по итогам 2017 года почти 21%, Mail.Ru Group — 5,6%.

Russ Outdoor c минусом

Из отчетности французской JCDecaux известна прошлогодняя выручка Russ Outdoor, крупнейшего в России оператора наружной рекламы, в котором французам принадлежит 25%. В пересчете на рубли доходы Russ Outdoor в 2017-м снизились на 1%, до 9,1 млрд руб. Таким образом, лидер показал худшую динамику, чем весь сегмент Out of Home. В нем доля Russ Outdoor составила менее 22%, на всем рекламном рынке — 2%.

Управляющий директор Russ Outdoor Жан-Эммануэль де Витт передал через пресс-службу, что падение доходов, которое наблюдает РБК, связано «со спецификой учета и изменением курса валют», на самом деле был зафиксирован рост. Конкретных цифр де Витт не привел.

Раскрывает в своей отчетности показатели «Газпром-Медиа» и его владелец — Газпромбанк. По итогам 2017 года кредитная организация еще не отчиталась.

В 2016-м «Газпром-Медиа», среди активов которого эфирные и тематические телеканалы, радиостанции, ИД «7 дней», по динамике своей рекламной выручки не успевал за всем рынком. В том году рекламные доходы «Газпром-Медиа» увеличились лишь на 6%, до 60,9 млрд руб., тогда как в целом расходы на рекламу выросли на 11%, до 360 млрд руб.

Представитель «Газпром-Медиа» Ирина Осадчая отказалась сообщить динамику прошлогодней рекламной выручки холдинга до публикации отчетности Газпромбанка.