«Платон» удваивается
«Платон» поможет
По итогам 2017 года сумма сборов от системы «Платон» прогнозируется на уровне 34 млрд руб., сообщил сегодня на брифинге глава Росавтодора Роман Старовойт. На декабрь 2016 года через «Платон» удалось собрать всего 18,5 млрд руб.
В начале февраля стало известно, что с 15 апреля плата за проезд по федеральным трассам для грузовиков массой более 12 т повысится с 1,53 руб. до 3,06 руб. за 1 км. Благодаря этому некоторые региональные дорожные проекты смогут получить финансирование в этом году, сказал сегодня Старовойт.
В частности, до конца года за счет «Платона» отремонтируют 20 аварийных мостов. «Без дополнительного финансирования за счет сборов системы «Платон» ремонт этих мостов был бы невозможен в ближайшее десятилетие», — заявил глава Росавтодора. Он назвал целый ряд инфраструктурных проектов, которые своим появлением обязаны системе «Платон». В этом году вводятся в эксплуатацию Борский мост в Нижнем Новгороде (13 млрд руб.) и Ворошиловский мост в Ростове-на-Дону (5 млрд руб.). В ближайшие два года завершится строительство моста через реку Катунь в Республике Алтай, Гоголевского путепровода в Петрозаводске, Фрунзенского моста в Самаре (12,3 млрд руб.), в 2019 году — моста в подмосковной Дубне (8,75 млрд руб.). Кроме того, часть сборов системы «Платон» направят на региональные ГЧП-проекты (государственно-частное партнерство). Среди рекомендованных проектов: строительство обхода Хабаровска, Восточного обхода Перми, моста через Обь в Новосибирске, уточнил Старовойт.
В условиях бюджетного дефицита как на федеральном, так и на региональном уровне основные бюджетные расходы направляются на реконструкцию текущей инфраструктуры, новых проектов крайне мало, отмечает партнер EY, руководитель группы проектного финансирования и инфраструктуры в СНГ Алина Заборовская. Инвестиции в инфраструктуру из федерального бюджета (без гособоронзаказа, взносов в уставные капиталы компаний и затрат на эксплуатацию) в 2017 году останутся на уровне 2016 года — 500 млрд руб., но к 2019 году сократятся до 400 млрд руб., приводит данные компания InfraONE в своем докладе «Инвестиции в инфраструктуру».
По словам аналитика «Атона» Михаила Ганелина, система «Платон» является одним из способов получения дополнительных инвестиций в инфраструктуру. «Спустя год можно сказать, что сейчас система эффективно работает и приносит значительный объем средств», — добавил он.
Придут с Востока
Еще одним способом получить недостающие инвестиции на инфраструктурный проект может быть привлечение иностранных партнеров. Иностранцы активно интересуются многими проектами, подтверждает руководитель исследовательской группы InfraONE Александра Галактионова. «Но проблема в том, что у нас избыток отечественного капитала, и каждый раз, пока нерезиденты думают, российские инвесторы уже вкладывают средства», — добавляет она.
Действующие с 2014 года санкции прибавили проблем с поиском иностранных инвесторов для российских проектов. В 2016 году под новые санкции попали также ряд компаний, связанных с инфраструктурой. В частности, «Мостотрест», ФГУП «Крымские порты», ФАУ «Главгосэкспертиза» (из-за проектов в Крыму). Несмотря на это, иностранные компании, уже имеющие значительные объемы в России, продолжают работать, инвесторы тоже не уходят с рынка, утверждают авторы доклада.
По словам Заборовской, несмотря на то что участие иностранцев в российских инфраструктурных проектах пока крайне ограниченно, запросы от них поступают. «Однако дешевый рубль в сочетании с перспективой снятия санкций и потеплением отношений с нашими восточными соседями приводят к тому, что мы получаем все больше запросов о возможной покупке доли в инфраструктурной компании, участии в крупных концессионных проектах», — сказала она. Интерес к российской инфраструктуре все больше проявляют арабские и китайские инвесторы, отмечает аналитик ВТБ24 Олег Душин.
Например, проект высокоскоростной магистрали Москва — Казань протяженностью 770 км планируется реализовать на принципах государственно-частного партнерства в форме концессии с китайскими инвесторами. В июне 2016 года глава Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ) Кирилл Дмитриев сообщил, что фонд вместе с ближневосточными инвестфондами вложит около 7 млрд руб. в реконструкцию участка федеральной трассы М-4 «Дон». В августе 2016, как писал РБК, катарский суверенный фонд Qatar Investment Authority (QIA) приобрел у немецкой компании Fraport AG 10,5% в компании Thalita Trading Ltd, чьей «дочкой» является компания «Воздушные ворота Северной столицы» (ВВСС), управляющая аэропортом Пулково в Санкт-Петербурге.
По мнению представителя РФПИ, инвесторов привлекают крупные инвестпроекты в России на основе государственно-частного партнерства. «Для арабских фондов, с которыми мы работаем с 2012 года и которые аккумулировали под управлением триллионы долларов, особенно важно инвестировать в проекты, которые обеспечат сохранность средств на длительном горизонте планирования», — сказала она.
«Стройка века»
В ближайшие несколько лет Крым, Севастополь и некоторые другие «специальные» проекты будут, пожалуй, единственными претендентами, шансы которых получить дополнительное бюджетное финансирование останутся высокими, отмечает Александра Галактионова.
Одним из таких «спецпроектов» является мост через Керченский пролив, который должен соединить Крым и Таманский полуостров. Единственным исполнителем контракта на 223 млрд руб. правительство назначило «Стройгазмонтаж» Аркадия Ротенберга, контракт с которым был подписан в марте 2015 года. Заказчиком выступает Росавтодор. В 2016 году на мост планировалось потратить 65,4 млрд руб., в 2017-м — 60 млрд руб., в 2018 году — 40,8 млрд руб. и 13,1 млрд руб. в 2019-м.
В декабре 2016 года правительство уже пересмотрело параметры федеральной целевой программы социально-экономического развития Крыма и Севастополя до 2021 года, увеличив ее финансирование на 60 млрд руб., или на 8,7% (с 679 млрд до 769,5 млрд руб.).