Лента новостей
Экономика впечатлений: цены комфортнее, отдых интереснее 15:05 Призер Олимпиады оценил шансы Коростелева и Непряевой попасть на Игры 14:57, Статья В Сургуте «обнальщики» отмыли через криптовалюту почти ₽100 млн 14:57, Статья Как компании выбирают, кто будет внедрять ИТ-системы. Исследование 14:55 «Сбер» представил инновационные продукты в рамках экосистемы для жизни 14:47 Как внутренний аудит снижает бизнес-риски 14:47 Путин сменил заместителя Шойгу в Совбезе 14:43, Статья В команде появился теневой лидер: что делать руководителю 14:41, Статья Технологии в деле: как цифровые решения усиливают крупный бизнес 14:39 Комиссар ООН по правам человека назвал положение комитета «выживанием» 14:37, Новость Донор с приводящей к раку генной мутацией стал отцом 197 детей в Европе 14:36, Статья Переход на российское ПО: как сохранить данные, компетенции и инвестиции 14:30 Мосгорсуд отказался выпустить Мошковича под залог в миллиард рублей 14:29, Новость Крымская классика: гедонистический маршрут по полуострову 14:28 До пяти выросло число сбитых дронов, летевших в сторону Москвы 14:27, Статья Союз биатлонистов России подаст иск в CAS на отстранение спортсменов 14:25, Статья Win-win-win: почему все выигрывают от бизнес-партнерств 14:24 Владислав Бакальчук продал свою долю в Wildberries 14:23, Статья
Газета
Что может предложить государство самозанятым
Газета № 028 (2525) (1602) Экономика,
0
Татьяна Ланьшина Степан Земцов Вера Баринова

Что может предложить государство самозанятым

Попытки чиновников легализовать труд самозанятых пока безуспешны. Гражданам не предлагают экономических стимулов, которые оправдают для них выход из тени

Легализация самозанятости достаточно активно обсуждается в России, в том числе на высшем государственном уровне. В ноябре 2016 года Государственная дума приняла закон, освободивший таких самозанятых граждан, как уборщицы, няни, сиделки и репетиторы, от уплаты налогов сроком на два года, до 31 декабря 2018 года, при условии официальной регистрации их деятельности. Регионы получили возможность определять дополнительные виды профессий, к которым будет применяться этот закон. А в конце января в Госдуму был внесен законопроект, который позволит гражданам осуществлять некоторые виды приносящей доход деятельности без регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Это должно защитить самозанятых от обвинений в незаконном предпринимательстве.

Серая зона

Актуальность вопроса объясняется высокой долей теневого сектора в российской экономике. Согласно имеющимся оценкам, в России насчитывается от 15 млн до 30 млн граждан, официально не работающих, но имеющих неофициальные доходы, с которых не взимаются налоги. Многие из них при этом получают пособия от государства как малообеспеченные, неимущие, безработные. Теневая занятость отнимает у бюджетов всех уровней от 1 трлн до 3 трлн руб. в год при общих доходах консолидированного бюджета в прошлом году около 27 трлн руб. При этом официально вклад предпринимательства в российскую экономику чрезвычайно мал. На малые и средние предприятия (МСП) в России приходится лишь около 20% ВВП и 27% рабочих мест. Для сравнения: в Европе эти показатели составляют соответственно 50–60% и 60–70%. Легализация труда самозанятых позволила бы существенно увеличить доходы государства от налогов и снизить нагрузку на пенсионную систему.

Однако новые законодательные инициативы вряд ли позволят вывести из тени хотя бы небольшое число самозанятых и улучшить собираемость налогов. В отличие от категорий самозанятых, получающих иногда значительные доходы (фотографы, дизайнеры), и от тех, кто имеет потенциал для расширения бизнеса (фермеры, швеи, мастера, занимающиеся ремонтом и строительством), самозанятые, перечисленные в законе о двухлетних налоговых каникулах, представляют главным образом вынужденных предпринимателей: уборщицы, няни, сиделки и репетиторы, как правило, обеспечивают доходом лишь себя, и потенциал расширения их деятельности невелик. В целом самозанятые не видят для себя никаких преимуществ в том, чтобы официально оформлять свой статус. А время от времени звучащие идеи о лишении нелегальных самозанятых или неработающих граждан бесплатного медицинского обслуживания лишь подливают масла в огонь.

Помощь в обмен на налоги

А для реальной легализации тех самозанятых, которые все же могут быть заинтересованы в расширении бизнеса, нужны понятные экономические стимулы. Многие из них обсуждаются в России уже не первый год. Во-первых, сюда следует отнести упрощение взаимодействия бизнеса и государства через создание многофункциональных центров по аналогии с центрами «Мои документы», создание единой информационной базы данных о предприятиях, которая освободила бы малый бизнес от необходимости подачи бумажных отчетов, упрощение процедуры получения и оплаты патентов, внедрение качественной информационной поддержки, которая позволила бы малому бизнесу получать всю информацию в одном интернет-ресурсе, содержащем все обязательные требования и оснащенном удобной навигацией по требованиям и мерам государственной поддержки.

Во-вторых, важную роль могут сыграть бесплатные образовательные программы и бесплатные консультации по развитию бизнеса, а также дополнительные инструменты финансирования для самозанятых. Требуется создание широкой консультационной сети, которая объединяла бы отраслевые ассоциации и уже состоявшихся бизнесменов, готовых выступать в качестве менторов и консультантов, и начинающих предпринимателей. Эти меры являются наиболее важными для тех самозанятых, которые хотели бы нанимать сотрудников, переходить от простых бизнес-моделей к более сложным, выходить на новые рынки, но не знают, как это сделать.

Наконец, очень важно снижение таких рисков ведения легального бизнеса, как излишнее давление контрольно-надзорных органов, многочисленные бюрократические требования, частая смена «правил игры» и т.д. Эти риски необходимо свести к минимуму путем введения мораториев на проверки и любые законодательные изменения, касающиеся работы малых и средних предприятий (за исключением тех, которые явно облегчают условия ведения предпринимательской деятельности), включая изменения в отчетных документах.

Об авторах
Татьяна Ланьшина научный сотрудник Лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Степан Земцов старший научный сотрудник Лаборатории исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС Вера Баринова заведующая Лабораторией исследований корпоративных стратегий и поведения фирм РАНХиГС
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнения», может не совпадать с мнением редакции.